Игры и игровые упражнений в коррекции девиантного поведения у детей дошкольного возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игры и игровые упражнений в коррекции девиантного поведения у детей дошкольного возраста
Автор: Клименко Ирина Геннадьевна

Игры и игровые упражнений в коррекции девиантного поведения у детей  дошкольного возрастаСказкотерапияЗнакомство с содержанием сказки, с её героями, анализ сказки, театрализованная постановка сказкиНазвание сказки
  • « Заяц - Хвастун»,
  • «Буратино»,
  • «Бедный брат и богатый брат»,
  • « Красная шапочка»,
  • «Краденым сыт не будешь»,
  • «Сказка про обманщицу лису Патрикеевну»,
  • «Мальчик-с пальчик»,
  • «Крошечка - хаврошечка».
  • Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение,поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этогоправильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их вповседневной жизни.обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации (отношения междусверстниками, родителями и детьми и т.д.), коррекция психической и эмоционально-волевой сферы личности                                                                                              Изотерапия1. Приём «Набивка» - смять в небольшой комочек бумагу и рисовать ею.Движения резкие, ритмичные, активные.2. «Цветной дождик»Рисование техникой «Штриховка и каракули».  Изображениесоздаётся с помощью карандашей, которыми хаотично, ритмичнонаносятся линии на бумагу (быстрые черкания). Ребёнку предлагаютнарисовать дождик. Для того, чтобы он был красивым, необходимоиспользовать несколько карандашей.3. Самоцветы (драгоценные камни).Рисование техникой «Тычка», но с использованием мягкой кисти.Инструкция «Посмотри, у тебя есть гуашь и кисточки с помощью их можно создать много-много драгоценных камней (самоцветов). Для этого кисточкумакают в любую краску, а затем кисточка как зайчик прыгает по бумаге. Потом краску можно поменять».4. Рисование собственного гневаПопросите ребёнка подумать о той ситуации, когда ты очень злился.В каких частях тела ты ощущаешь свой гнев, где он живёт. Когда ребёнокбудет рассказывать об ощущениях, можно спросить на что похож егогнев и можно ли его нарисовать. Затем предлагают ребёнку его нарисовать. После этого необходимо обсудить с ребёнком, чтоизображено на рисунке. Далее спрашивают у ребенка, что ему хочетсясделать с этим рисунком.5. Весёлые кляксы.Рисование способом монотипии. Лист сгибается пополам и сновараскладывается на столе. С одной стороны от сгиба наносятсяпятна краски (можно хаотично, а можно в виде конкретногоизображения). Краску можно наносить в любой части половины листа.Затем лист снова сгибается и плотно проглаживается ладонью.Краска симметрично отпечатывается на другой половине листа.Сложенный лист раскрывается, и перед ребёнком оказывается что-то…далее ребёнокпридумывает что это?6. Цветовое колесо (подготовительные этап при создании мандал)Ребёнку предоставляют гуашь не менее 7 цветов (фиолетовый ибелый обязательно). Баночки с краской ставят по порядку: красный,оранжевый, желто-оранжевый, жёлтый, жёлто-зелёный, зелёный,сине-зелёный, синий, сине-фиолетовый, фиолетовый,красно-фиолетовый; бумагу А3 с нарисованным кругомd=15-18 см (круг разделён на 12 равных секторов). Инструкция: «Закрась каждый сектор. Начни с красного цвета и первогосектора  (закрашивают по порядку по часовой стрелке). Обращай внимание на то, что ты чувствуешь, закрашивая каждый сектор». Во времярисования не разговаривают. Затем обсуждают что чувствовал ребёнок.7. Рисование мандалыДля создания мандалы, потребуется бумага А3 с нарисованнымпростым карандашом кругом d=15-18 см; и гуашь, фломастеры, карандашии т.д. ребёнку предлагают  заполнить этот круг, так как ему захочется,при этом разрешается выходить за пределы круга. Когда ребёнокзакончит рисовать, он придумывает название рисунку.8. Рисование по кругуКаждый ребенок начинает рисовать свой рисунок, затем послезвука колокольчика, передает его соседу справа и дорисовывает что-нибудь на рисунке соседа слева. Так до тех пор, пока к каждому не вернётся его рисунок. Затем проводится обсуждение                                                                                           Игры с песком1. Демонстрация песочницы и коллекции фигурок.Ребёнку рассказывают о том, что песочница заполнена пескомнаполовину, поэтому видны голубые борта – это небо. У песочницы естьодин секрет, если раздвинуть песок, то обнаружиться голубое дно – это вода.Далее ребёнку показывают коллекцию фигурок, рассказывают о том, чтосреди фигурок есть и дома, и люди, и деревья, и многое другое, что можно будет использовать в песочнице.2. Ввод правил.Для этого ребёнка знакомят с куклой-посредником «Песочная фея»,которая приглашает к себе в гости, но сначала сообщает правила игры спеском:- нельзя выбрасывать песок из песочницы;- нельзя бросать песок в других;- нельзя  брать песок в рот;- после игры в песке, надо помыть руки.3. Здравствуй, песок!От имени феи ребёнка просят нежно, а потом сильно поздороваться с песком:- дотронуться до песка поочерёдно пальцами одной руки, потом второй руки,затем всеми пальцами одновременно;- легко/с напряжение сжимать кулачки с песком, затем медленно высыпатьего в песочницу.- дотронуться до песка всей ладошкой – сначала внутренней стороной, потом тыльной;- перетирать песок между пальцами, ладонями.4. Песочный дождьПесочная фея сообщает ребёнку «В моей стране может идтинеобычный песочный дождь и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Ты можешь устроить такой дождь и ветер. Смотри»:- ребёнок медленно сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь;- ребёнок закрывает глаза и кладёт на песок ладонь с расставленнымипальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, затем ребёнокназывает этот палец.5. Песочные пряткиПесочная фея: «игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки.Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а ониспрячутся в песок. А когда я скажу – открываются глаза, начинаетсяигра – ты должен их найти в  песке».6. КрякозяблаРебёнок оставляет на песке самые разнообразные следы, а затемпридумывает название для животного, которое оставило такие следы.После ребёнку фея предлагает сделать его жителем песочной страны изаселить песочницу.7.  Игры с мокрым пескомПесочная фея «В нашей песочной стране иногда идут  дожди,появляются настоящие реки и озёра. Хочешь посмотреть, как этопроисходит?». Песок в песочнице делят на две части и показываютспособы увлажнения песка:- «Ручеек течёт» - на одну часть песка из кувшина тонкой струйкой льется вода;- «Дождик моросит» - на другую часть песка увлажняется через разбрызгиватель.Затем ребёнок самостоятельно увлажняет песок (воды должно бытьстолько, чтобы излишне не залить песок). Фея: «Давай поздороваемся смокрым песком, затем можно поиграть в разные игры (как с сухим песком)».8. Песочный кругРебёнок на песке рисует любыми способами круг и украшает егоразличными предметами: камешками, пуговицами, бусинками и т.д.                                                                                                     Приёмы на обучение саморегуляции1. «Возьми себя в руки» (Н. Л. Кряжева). Ребенку говорят: «Кактолько ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть,что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу:обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди - это позавыдержанного человека».2. «СТОП» (М. Мак-Кей, Ю. Мак-Кей).Для более эффективного усвоения навыка следует нарисовать с ребёнкомзнак «Стоп» в виде кружка с каймой, внутри которого большимибуквами написано «Стоп!». Можно сделать данный знак из картона и положить его в кармашек. Кайму следует раскрасить в спокойные цвета(синий, голубой, зеленый, золотистый, оранжевый) иподобрать соответствующий цвет к слову «СТОП». Например, к синей кайме подойдет «СТОП» оранжевого или золотого цвета, кголубой - зеленого. Во всяком случае, сочетание цвета должнодействовать успокаивающе на ребенка и нравиться ему.Прежде чем перейдешь к действию, скажи себе «Стоп!». Всякий раз, когда захочется ударить или толкнуть кого-либо или проявить активную вербальную агрессию, нужно дотронуться до кармашка, где лежит знак «Стоп», достать его или просто представить.Для того, чтобы приём начал работать, необходима тренировка.3. Правила
  • прежде, чем перейдешь к действию, глубоко вдохни и посчитай до 10.
  • прежде чем перейдёшь к действию, сильно сожми кулаки и разожми их.
  • (Так можно делать до 10 раз.)
  • прочие правила. К данному типу правил относятся индивидуальные
  • правила, составленные для конкретного ребенка, в зависимости от
  • характера проявляемой им агрессии:  «Держи руки при себе». Важнопри составлении таких правил отказаться от использования
  • отрицательной частицы «не»: «не дерись», «не ломай», «не грубя» и т.д.
  • 4. Киска! Брысь под лавку        Играют парами: сначала взрослый с ребёнком, потом – дети друг сдругом. Ребёнок вытягивает руки вперед и свои ладошки тыльной сторонойвверх кладёт на «открытые» ладони взрослого. Взрослый смотрит в глазаребёнку, гладит его ладошки и выразительно приговаривает «Киска, киска!Брысь под лавку!» на слово «брысь» ребенок должен успеть отдёрнуть ладошки, не дать их осалить.5. Маленькие привидения (Е. К. Лютова, Г.Б. Монина)«Сейчас мы поиграем в маленьких добрых привидений. Нам захотелосьнемного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку выбудете делать руками вот такие движения (согнутые в локтяхруки приподнимаются, пальцы растопырены) и произносить страшнымголосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить«У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко.Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка попугать»8. Рубка дров (К. Фопель)«Кто из вас хоть раз рубил дрова. Покажите, как нужно держать топор.Будет рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его с криком «Ха».9. Толкалки (К. Фопель)«Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг отдруга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о  ладонисвоего партнёра. По сигналу ведущего начните толкать своего напарника,старясь сдвинуть его с места. Отставьте одну ногу назад и вы почувствуете себя более уверенно. Тот, кто устанет, может сказать «Стоп!»/10. Звезда - звёздыДети-звезды беспорядочно движутся по небу. По сигналу ведущего онипока звенит колокольчик, объединяются в звезды большой величины по (2-6) детей.                                                                                                 Игры на психомышечную тренировку, релаксацию,снятие мышечных зажимов1. Руки, кулачки, кистиДети поднимают руки высоко вверх, не поднимаясь на носки, а затем роняютих вниз – 3 раза, затем сжимают и разжимают кулачки, после этого трясуткистями, как вроде стряхивают воду.2. Ласковые лапки (И. В. Шевцова)Для игры необходимо 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочкимеха, кисточка, бусы, вата,  и т. д. Всё это выкладывается на стол.Ребёнку предлагается оголить руку по локоть «По руке будет ходить«зверёк» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазамиугадать, какой «зверёк» прикасался к руке».  Прикосновения должныбыть поглаживающими, приятными.Вариант игры: прикосновение к щекам, коленям ладони.3. Сбрось усталость«Встаньте, расставьте широко ноги, согните их немного в коленях, согнитело и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди,приоткрой рот.Слегка покачайся в стороны, вперёд, назад. А теперь резко тряхниголовой, руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю свою усталость.Чуть-чуть осталось. Повтори ещё».4. Ловим комаров«Давайте представим, что наступило лето. Окно открыто, и к нам вкомнату налетело много комаров. По команде «Начали!» - вы будетеловить комаров. Вот так. (в воздухе делаются хаотичные движения,сжимая и разжимая при этом кулаки, то поочерёдно, то одновременно). Каждый из вас будет ловить комаров, не задевая других детей. Покоманде «Стоп!» - вы остановитесь. Рукам надо отдохнуть, опустите ихвниз, встряхните несколько раз. А теперь снова за работу».5. Сдвинь камень (Т. П. Смирнова).Дети лежат на спине. «Представьте, что возле правой ноги лежитбольшой тяжёлый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой вэтот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этогонадо приподнять слегка ногу и сильно напрячь. Затем нога возвращается в исходное положение, отдыхает». Затем повторить все с левой ногой.6. РостокЦветы вырастают из маленького семени. Маленькое семечко. Оно всюзиму лежало в земле, так долго, что стало ему грустно. Но вот сталопригревать весеннее солнышко, оно ласкало его своими теплыми лучами истало семечко прорастать. Солнышко грело все сильнее, теплыйдождик поливал, росток стал медленно подниматься все выше и выше.Наступил радостный момент! Бутон лопнул и росток превратился впрекрасный цветок. Теперь и мы поиграем в роток. Присядьте, опуститеголову, прижмите свои руки в голове.. теперь постепенно, оченьмедленно выпрямляйтесь, будто стебелёк тянется вверх: медленноподнимайтесь выпрямляя ноги, выпрямите колени; медленно распрямитеспину, голова и руки расслаблены; спина становиться прямее; рукиподнимаются вверх; голова поднимается вверх, потянулись всем телом вверх и улыбнулись солнышку, покачали своими стебельками. Вот вы и выросли!7. Морская звездаДети лежат на полу. «Представьте, что морские звездочки, спокойно плыветена поверхности воды, лучики расслаблены (ноги и руки в стороны).Греет солнышко вам хорошо. Вдруг набежала тучка и солнышкоспрятала. Холодно стало звездочке и она все лучики спрятала и сжалась. Новот туча улетела и звездочка опять расправила свои лучики».8. Ласковый дождик.Дети идут по кругу, делают массаж идущему впереди. Затемнаправление движения меняется и игра повторяется                                                                                                   Коммуникативные игры1. Дети сидят в кругу.«У меня есть волшебный клубок, который поможет нам познакомится.Сейчас мы с вами будем передавать друг другу клубок, у кого в рукахнаходится клубок, тот называет свое имя и если хочет расскажетчто-нибудь о себе». Начинает взрослый, затем зажимает свободный конецнити крепко в руке и передаёт клубок ребёнку, сидящему напротив. Итак каждый. Когда все дети окажутся частью паутины, можно у нихспросить почему мы составили такую паутину. После этого нужноснова распутать паутину. Для этгго ребёнок возвращает клубокпредыдущему, называя его по имени.2. Приветствие без слов - ритуал«Ребята, давайте придумаем, а как можно поздороваться без слов.Например, животные не умеют разговаривать, но они тоже могутприветствовать друг друга». Детям предлагается поздороваться носами,руками, кивками, похлопыванием по плечу, глазами, улыбками и т.д.Основное правило игры: «Ты попробуй поздороваться так, чтобыдругому от этого было приятно».В последующем детям не требуется подробная инструкция, а только«давайте поздороваемся без слов».3. Ласковое имя«Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадёт,называет своё ласковое имя. Запомните, кто вам бросил мячик. Когда всеназовут свои имена, мячик пойдёт в обратную сторону. Нужно бросить мячтому, кто бросил его вам и назвать его ласковое имя4. Прошепчи имяДети ходят хаотично по комнате, подходят к разным детям и шепчут их имена.5. Друг к дружке (К. Фопель)Сейчас вы будете играть очень интересную игру, во время которой всёнужно делать очень-очень быстро. Сейчас у вас 5 секунд, чтобы выбратьсебе партнёра и быстро-быстро пожать ему руку. А теперь я буду вамговорить какими частями тела вам нужно будет быстро «поздороваться»друг с другом: правая рука к правой руке, нос к носу, спина к спине. Атеперь запомните, каждый раз, когда я крикну «Друг к дружке» выбыстро находите себе другого партнера и пожимаете здороваетесь с нимтак как я скажу «Друг к дружке! Ухо к уху»: бедро к бедру и т.д.6. Это я, узнай меняДети сидят в ковре. Водящий поворачивается спиной к остальнымучастникам игры. Дети по очереди ласково поглаживают его по спинеладошкой и говорят «Это я, узнай меня». Водящий отгадывает, кто донего дотронулся.7. Хлопок по спине.Дети садятся в круг, повернувшись лицом к сидящему слева и глядя ему вспину. Ведущий хлопает по спине сидящего впереди него, а тот, в своюочередь, передаёт хлопок следующему. Игра продолжается по кругу.Хлопки могут быть разные8. Добрый медвежонокДети встают в колонну. «погладьте впередистоящих по голове, поплечам, по спине, по рукам. А теперь положите руки на талиювпередистоящего и представьте, что все вы превратились в одногомаленького доброго медвежонка. Он глубоко дышит, гуляет покомнате, приседает, встаёт и т.д.»9. Волшебные рисункиДети разбиваются на пары. Один ребёнок «рисует» на спине другого, а тот внимательно прислушивается и отгадывает, что нарисовано. Затем пары меняются местами.                                                                                                 Игры на развитие эмоциональной сферы и эмпатии1. Что случилось?Детям показывают картинки с изображением различных эмоций.Дети рассматривают картинки и отвечают на вопросы  «Что случилось?».и «Какое настроение у героя картинки»2. Закончи предложениеДети по очереди заканчивают предложения:- я радуюсь когда…- я злюсь когда…- я грущу когда…3. Угадай настроениеДетям показывают пиктограммы различных эмоций, а они отгадывают какое это настроение.4. Скажи по-разномуДети стоят в кругу, ведущий бросает мяч и называет эмоцию, ребёнок,которому достанется мяч, произносит фразу «Мяч у меня» с такимнастроением, которое назвал  ведущий.5. Дорисуй настроениеДетям раздают по два  силуэта мальчика или девочки без прорисованноголица. Дети раскрашивают силуэты так, чтобы один был веселым,а другой – грустным.6. Море волнуетсяДети, стоя в кругу, произносят слова «Море волнуется раз, море волнуетсядва, море волнуется три, весёлая (грустная, злая, испуганная) фигуразамри». После слов дети замирают в позе такой фигуры, которуюуказал ведущий. У кого получится лучшая фигура, тот и водящий.Игра проводится несколько раз.7. Магазин настроенияДети садятся в ряд, выбирается ребенок, который приходит в«магазин настроения» и просит любое настроение: «Я пришел к вам за радостью (весельем, испугом, интересом)». Остальные дети должны исполнить просьбу покупателя и попытаться «заразить» весельем илинапугать, успокоить, рассказать что-то интересное, страшное и т.д.8. Воздушное настроение.Детям предлагают надуть шарики и нарисовать на них кисточкой илипальцем какое-нибудь настроение                                                                                           Упражнение на решение проблемных ситуаций1. Хорошо - плохоДетям дают по 1-2 картинки с изображением плохих и хороших поступков.Дети должны оценить  поступок и объяснить, почему он хороший или плохой2. Чёрный ящикДетям показывают чёрный ящик (коробочка) и объясняют, что сегодня в него они будут собирать плохие поступки для того, чтобы с нимираспрощаться. Затем предлагают им вспомнить или придуматьнехорошие поступки. Взять жетончик, назвать свой поступок иопустить жетончик в ящик. После того, как все дети выскажутся. Имсообщают, что все черные квадратики (жетоны), будут выброшены вмусорное ведро и вместе с ними плохие поступки.3. Коробочка добрых делДетям показывают разноцветную коробочку и объясняют, что в неенадо собирать добрые поступки. Затем дети вспоминают такие поступки,берут яркие квадратики бумаги (жетоны), рассказывают о добромпоступке и опускают жетон в коробочку. Далее эту коробочкуоставляют в кабинете, чтобы она его украшала.Игры и задания на совместную деятельность1. Все вместе! (К. Фопель)«Вы видите пред собой на полу небольшой остров (газета) мне оченьинтересно, сколько человек может разместиться на этом острове. Может бытьвы сумеете придумать, как разместиться на нём вам всем».2. Танец морских волнДети выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй.Ведущий – ветер управляет волнами. При поднятии руки приседаютпервые номера, при опускании руки – вторые. Море может бытьспокойным – рука ведущего на уровне груди.3. НебоскрёбКаждый ребёнок берёт по два кубика. Затем им предлагают построитьнебоскрёб. Ставить кубики так друг на друга, чтобы они не развалились.Дети по очереди подходят и ставят свои кубики до тех пор, поканебоскрёб не упадёт иначе им придётся начать всё сначала. Игра заканчиваетсяесли у детей не осталось кубиков, а небоскрёб стоит.4. Красивый рисунокДети совместно на большом куске бумаги рисуют красивый(с точки зрения каждого ребёнка) рисунок, который останется вподарок взрослому                                                                                             Игры на развитие самооценки1. Рисуем имя.«Что значит для человека имя? Зачем людям имена? Закройте глаза,представьте совё имя (какого оно цвета, формы, на что похоже) а теперьнарисуйте своё имя». Когда рисование закончено, дети рассказывают о своих рисунках».2. Я умею, я могуДетям предлагается закончить предложения: «Я умею…», «Я могу…»3. КомплиментыДети сидят в кругу. Каждый ребёнок своему соседу справа, говориткомплимент (приятные слова о нем), тот благодарит его и говориткомплимент своему соседу справа, так игра идёт по кругу.4. Волшебный стул (Т. И. Попова)Дети идут по кругу, внутри которого у края стоит стул и говорят словаКто сегодня всех красивей?Кто сегодня всех счастливей?Поскорее появись!На волшебный стул садисьТот, кто окажется ближе всего к стулу, садится на него. Каждыйребёнок из круга, по очереди, должен сказать о сидящем на стулечто-нибудь хорошее.5.  Подари камешекДети встают в круг. Взрослый предлагает взять из коробкиразноцветные камешки и подарить их тому, кому они захотят, нообязательно со словами «Я дарю тебе камешки, потому, что ты самый…». Тем детям кому не подарили, дарит взрослыйПриёмы разрядки напряжения1. Рвать бумагу на мелкие кусочки, которыми потом можно кидаться либокомкать её.2. Бумажный фейерверк. Набирая мелкие бумажки, конфетти, сухиелистья горстями, подбрасывать их вверх.3. Мишень с дротиками (магнитными). Ребёнок старается так бросить дротик,чтобы попасть в мишень.4. Битьё подушки.5. «Пустой стул», на котором как будто сидит «обидчик» ребёнка. Пустьребёнок скажет, как он его ненавидит, как он зол и т.д.6. Стаканчик для криков. В который можно громко кричать.7. Потопать ногами.8. Надуть воздушный шарик злостью и лопнуть его.9. Волшебные клубочки. Несколько разноцветных клубочков, которыепомогают детям избавиться от гнева. Для этого они берут клубочек,распускают кончик нитки, чем сильнее гнев, тем кончик длиннее, иначинают быстро сматывать клубок.10. Шкала гнева (Джойс Мигер)Для игры необходимы мишень, нарисованная на доске или сделанная изткани и небольшие мешочки с горохом. Мешочки бросают в мишень с определённого расстояния. Мешочки отскакивают от мишени ссилой пропорциональной силе броска. Сначала ребёнку показываютразличную силу броска и объясняют, что раздражение – это слабаястепень злости, инее очень сильно бросают мешочек. Затем предлагают ребёнку сделать то же самое и просят продолжить фразу«Я слегка разозлился, когда…». Со словами «Я разозлился сильнее, когда…», мешочек бросают со всё большей силой. И, наконец, изо всех сил.