Использование индивидуального и дифференцированного подхода на уроках математики


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование индивидуального и дифференцированного подхода на уроках математики
Автор: Веретехина Лидия Святославовна

Использование индивидуального и дифференцированного подхода к обучению математике с целью повышения качества образования.Причин снижения качества знаний по математике много. Со стороны ученика это непрочность знаний, недостатки воспитания, слабая воля к преодолению трудностей, пропуски уроков, низкий уровень познавательной активности учащихся, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение домашнего задания и отсутствие контроля со стороны родителей за выполнением домашнего задания. Со стороны школы это низкий уровень предшествующей подготовки ученика, недостатки преподавания, слабый текущий контроль.Средства повышения качества знаний: 1) создание положительной мотивации школьников к изучению математики с целью качественной подготовки к ГИА;2) организация системно - деятельностного подхода на всех этапах урока и внеурочной деятельности;3) обеспечение развития у обучающихся умений работы с различными типами тестовых заданий;4) организация систематического повторения базовых элементов курса на протяжении всех лет изучения математики с использованием тематического контроля; Методы повышения качества знаний.  Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса является основным средством. Кроме того дифференциация выступает средством гуманного отношения к личности учащихся, более полный учет их интересов, склонностей, способностей, жизненных планов, особенно связанных с продолжением образования. Планируя урок важно продумать, как ученики будут подведены к восприятию нового материала, как будет активизировано их внимание, какие с этой целью будут заданы вопросы, предложены задачи, какие наглядные пособия нужно привлечь.Главная задача учителя не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, творчеству. Ведь интерес - это инструмент, побуждающий учеников к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности. Интерес к предмету вырабатывается тогда, когда учащимся понятно то, о чем говорит преподаватель, когда интересы по содержанию задачи и упражнения, которые побуждают ученика к творчеству, способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат делать выводы и обобщения, видеть перспективу применения полученных знаний на уроке, развивают их индивидуальные особенности.Главное, первостепенное, обязательное внимание отвожу самостоятельной деятельности учащихся на уроках. Чем выше у учащихся уровень их самостоятельности, тем эффективнее будет протекать их учебная самостоятельная деятельность и тем выше результаты итоговой аттестации. На данный момент учебно-методические комплекты по математике в каждом классе дают возможность организовывать разнообразную самостоятельную деятельность. Это работа в рабочих тетрадях, тематические тесты, дидактические материалы, контрольные работы, сборники устных упражнений.На уроках большое внимание уделяю работе с учебником. Это достаточно трудно. Дети не могут выделить главное, уловить смысл прочитанного. Например свежий пример решение задач на движение в 6 классе. Даю несколько минут прочитать и осмыслить задачу. Затем беседую с учащимися по содержанию задачи. Два ученика не могут ответить на элементарные вопросы по условию задачи типа (о каком транспорте идёт речь в задаче, в одном или разных направлениях движутся транспортные средства и т. д.) Новые учебники Дорофеева помогают активизировать такую работу. Многие задания в этом ученике отмечены рубриками: рассуждаем, анализируем, действуем по плану, или даны образцы и подсказки: в качестве образца воспользуетесь примером 3 из текста учебника. Учащимся приходится искать указанное решение и разбираться самим. Если работу с учебником проводить систематически, то появляется результат – ребята особенно сильные, внимательно читают и быстро находят ответы на вопросы. А вот со слабыми сложнее. Они как правило хотят что бы им всё объяснили, преподнесли на блюдечке. Напрягаться и трудится они даже не желают, работают медленно, так приучены. Дома родители всё разжевывают, а в школе должны учителя. Это проблема выявляется при переходе из младшего звена в среднее. Постепенно такие дети из хорошистов превращаются в троичников, так как не успевают за классом. Это являются главной причиной низкого качества знаний. И в среднем звене основная проблема которая стоит перед учителем это научить потенциального троечника так, чтобы он смог справиться с обязательным минимумом при написании проверочных работ, итоговой аттестации.Некоторые рекомендации учителю.
  • Материал на уроках необходимо излагать в простой, доступной, понятной большинству учащихся, форме.
  • Формы работы на уроках необходимо разнообразить, повышая тем самым  интерес к предмету.
  • Необходимо добиваться от учащихся не формального усвоения  
  • программного материала, а глубокого осознанного его понимания.
  • В процессе преподавания необходимо делать определенные акценты на  те разделы, которые представлены в  ОГЭ и ЕГЭ.
  • Объяснение нового материала необходимо строить как можно более
  • наглядно, создавать яркие образы и конкретные представления об изучаемом материале, чтобы в наибольшей степени воздействовать на чувства ученика, вызвать у него наглядно – образное мышление.
  • Необходимо разработать систему контроля знаний учеников и  
  • возможность устранения пробелов в их знаниях.