Чтение для души.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Чтение для души.
Автор: Олеся Витальевна Вялкова

Докладна тему: "Чтение для души»Выполнила: педагог - библиотекарь О.В. ВялковаВведениеГлавным оружием человечества есть знание. Итак, откуда берутся знания? Много людей черпают свои знания из интернета, журналов, статей. Но я хочу рассказать о древнейшем источнике знаний - о книге. Итак, что же такое книга? Книга – это не просто кусок бумаги, она имеет силу, которую постичь может не каждый. Знание, которое нам дают книги – величайший дар человечества, без которых мы не смогли бы существовать. Мы не смогли бы думать и совершать адекватные действия. Во-первых, жизнь без книги – просто скучная и не интересная. В книге мы сами представляем себе героями, окружающий мир, каждую деталь. При чтении у нас работает фантазия, мы улучшаешь свои знания. Во-вторых, знание о прошлом, ведь человек который не знает истории своего народа, жалок и не достоин жить в этой стране. Книга же дает вам возможность узнать вашу историю. В-третьих, в нужный момент книга поможет принять трудное решение, вспоминая героев и их поступки можно узнать, как правильно поступить, а чего лучше не делать. На примерах жизненных ситуациях героев книг можно выйти из собственной трудной почти не возможной ситуации.Искусство слова, способно вызвать целый душевный переворот в человеке, начисто изменить его взгляды, всю его жизнь, а потому многие врачи обращались в своей работе за помощью к литературе, используя её в лечебных целях. Так возникло целое направление «библиотерапия» – «лечение книгой».Цель данного доклада заключается в выявлении содержательных и методических аспектов библиотерапии.Основные задачи, рассматриваемые в докладе:
  • Рассмотреть историю возникновения и сущность библиотерапии.
  • Проанализировать влияние терапии книгами на организм человека.
  • Описать основные методы психологической помощи ребёнку при помощи книг.
  • История возникновения библиотерапии
  • Родоначальником книготерапии считают Платона. Позже выводы античного мыслителя использовал русский врач Дядьковский, написав в 1836 году учебник «Общая терапия». Но основательно книготерапия стала применяться после 1967 года, когда в психиатрическом санатории «Березовские минеральные воды» (Харьковская область) был открыт первый в СССР кабинет библиотерапии. По мнению советского психолога и психотерапевта В.Н.Мясищева «под библиотерапией» понимают лечебное воздействие на психику больного человека при помощи чтения книг. Лечение чтением входит как одно из звеньев в систему психотерапии. Метод библиотерапии представляет собой сложное сочетание книговедения, психологии и психотерапии». В 1916 году русский писатель, библиограф и просветитель Николай Александрович Рубакин в Женевском педагогическом институте Ж.-Ж. Руссо основал новое направление в науке на стыке психологии и литературоведения - библиопсихологию. В 1927 году И.З. Вельвовский в психотерапевтическом диспансере, потом в Харьковском психоневрологическом госпитале начал применять библиотерапию в лечении пациентов. Профессор М.П. Кутанин был активным пропагандистом нового метода лечения и ввел термин "библиотерапия" в широкий научный оборот. Исследователи библиотерапии А.Е. Алексейчик, А.М. Миллер разработали классификацию литературы, применяемой в клинических условиях. Вопросы библиотерапии в разные периоды освещали такие авторы, как Ю. Н. Дрешер, О. Л. Кабачек, И. Н. Казаринова, Б. С. Крейденко, Б. А. Симонов, Р. Скаллер. Анализу проблем библиотерапии посвящен целый ряд статей в периодических изданиях: журналах «Детская литература», «Библиотековедение», «Библиотека».В настоящее время библиотерапия переживает период осмысления своего предмета, метода, целей. Возможность лечения чтением привлекает в настоящее время все больше внимания научных и практических работников, стремящихся максимально использовать возможности книг.2. Особенности лечение книгойБиблиотерапия – наука, нацеленная на формирование у человека навыков и способностей противостоять неординарным жизненным ситуациям (болезням, стрессам, депрессии и т. д.), укреплять силу воли, наращивать интеллектуальный и образовательный уровни. [2] В основе библиотерапии лежит использование специально отобранного для чтения материала как терапевтического средства.Библиотерапию условно можно разделить на два видаЦеленаправленная библиотерапия способствует воспитанию силы воли, оптимизма, утверждению веры в себя.Нецеленаправленная библиотерапия служит для поднятия настроения, отвлечения читателя от навязчивых мыслей о проблемОсновные задачи
  • Достижение лучшего понимания своих проблем.
  • Расширение возможностей их вербализации.
  • Включение этих проблем в контекст общественно выработанного опыта.
  • Положительный эффект достигается путем систематического чтения специально подобранных книг. Лечебное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные восприятия, связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют болезненные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям. При выборе литературы для чтения определяющими становятся такие факторы, как личностные особенности, социальный опыт, образовательный и культурный уровни. Степень эффективности процесса библиотерапии определяют три основных компонента
  • Профессиональный уровень специалиста-библиотерапевта.
  • «Качество» библиорецептур (книг, подобранных библиотерапевтом с учетом проблем пациента).
  • Мотивация чтения, читательские ожидания и эмоционально-ценностные установки
  • Книги – мощные инструменты, которыми можно воздействовать на мышление людей, на их характер, формировать их поведение, помогать в решении проблем. Причина этого заключается в том, что при чтении происходит активизация ряда важнейших психотерапевтических процессов
  • Психотерапевтические процессы в библиотерапииНеспецифические процессыСпецифические процессыНеспецифические психотерапевтические процессы воздействуют на всю личность. Специфические психотерапевтические процессы в библиотерапии характеризуются : более узкой, специальной направленностью на нарушения и на личность преимущественно через какой-либо один психический процесс: мышление, чувство, деятельность. [1]3. Библиотерапия в работе с обучающимисяБеседы о книгах с детьми - это чтение с пояснениями, где главная цель помочь воспринять содержание, понять главную мысль автора, обращая внимание на то, какими лексическими средствами она выражена. В процессе беседы задаются вопросы, которые побуждают детей выражать свое отношение к прочитанному: О чем книга? Она тебе понравилась? Почему? А кто там самый хороший? А плохой? Почему этот мальчик поступил так? Ты бы тоже так сделал? А почему книжка так называется? и т.д. Беседу после чтения лучше проводить не сразу, а когда улягутся первые впечатления, если только ребенок не захочет сам сразу поделится своими переживаниями после прочитанного.Среди причин, по которым литература может быть использована для "терапии духа", называются следующие: отвлечение от грустных мыслей, нежелательного страха; снятие ненужного равнодушия или нетерпения, повышение управляемости, побуждение к рассмотрению собственных проблем со стороны; помощь в проведении времени (в больнице).ЗаключениеБиблиотерапия, имеет свои особые средства воздействия, опирается на мощный ценностно-духовный потенциал мировой художественной литературы.      В настоящее время библиотерапия — это использование возможностей чтения для решения широкого спектора задач. Важно подчеркнуть, что библиотерапия как научная дисциплина особенно полезна и важна еще и потому, что она непосредственно адаптировала и усвоила актуальные идеи и приемы, связанные с возможностями через книгу положительно влиять на человека.      Библиотерапевтическую работу, понимаемую как процесс педагогический, преподавателю необходимо проводить в тесном содружестве с психологом, который может взять на себя не только построение стратегии воздействия, но и диагностику особенностей читательского и личностного развития, а также развивающего и библиотерапевтического эффекта библиотечных мероприятий.Используемая литература
  • Алексейчик А.Е. Библиотерапия // Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е. Рожнова. - Т.: Медицина, 1985. - С.304-319
  • Дрешер Ю Библиотерапия : Учеб. пособие / Ю.Н. Дрешер. - М. : Шк. б-ка, 2003 (Ульяновск : ГУП Обл. тип. Печ. двор). - 222 с.
  • Кабачек О.Л. Библиотерапия как она есть // Библиотечный психолог: грани творчества. – М., 2002. – С. 47-230.