"Былины"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Былины"
Автор: Бадмаева Надежда Лагаевна
БылиныСистема уроков литературы в 7 классе Слайд 2Цели уроков:Познакомиться с былинами разных цикловУзнать художественные особенности былинНаписать сочинение-описание по картине Васнецова «Богатыри»Применить свои знания на практике: сочинить стилизацию былины «Добрыня в нашем городе» Цель 1 урока:Повторить знания по фольклоруПознакомиться с жанровыми особенностями былинСлайд 3Искусство народныхмастеров стало легендой,его власть простёрласьи на наше время.В. Аникин (Далее идут слайды, нацеленные на повторение знаний по фольклору. Тестовые задания развивают интерес к урокам литературы и закрепляет знания, полученные в предыдущих классах)ТестОтгадай название языкового средства(Эпитет, гипербола)Отгадай жанры фольклора(Былина, частушка, пословица, сказка, загадка)Спи, усни.Бай, бай, бай!(колыбельная)На дворе трава,На траве дрова(скороговорка)В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь с царицей...(сказка)На чужой сторонушкеСолнышко не греет.Без родимой матушкиНикто не жалеет.(песня)Во стольном было городе во Киеве,У ласкова князя у Владимира.Как было пированье - почестен пирНа многие князи, на бояры...(былина)Чья земля, того и хлеб(пословица)Слайд 13Вспомним жанры фольклора(учащиеся работают с таблицей, вспоминают жанры фольклора)Слайд 14(далее учащиеся знакомятся с былинами как жанром фольклора, с жанровыми особенностями) Слайд 15Задание: Запишите определение в тетрадьБылина - жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях, сложенные в Древней Руси, отразившие историческую действительность, главным образом 11-16 веков.На севере былины назывались стбрины, стбринкиСлайд 16 (информационный)Сказители былинБылины - это жанр устного народного творчества, то есть былины передавались из уст в уста. Их сказывали сказители-гусляры, которые ходили из города в город.Слайд 17(данный слайд представляет схему периодов развития былины: 1. Древнейший, где герой Святогор, 2. Киевский, где герой Добрыня Никитич и Алёша Попович, 3. Владимиро-Суздальский, где герой Илья Муромец, 4. Новгородский, где герой Садко и Василий Буслаевич)Учитель озвучивает схему, комментирует, учащиеся фиксируют информацию в тетради.Слайд 18 (информационный)Владимиро-Суздальский периодБылины, посвящённые крестьянину Илье из Мурома и Добрыне Никитичу, отразили процессы, связанные со становлением и расцветом Киевской Руси, когда жизнь вдали от столицы государства была наполнена множеством опасностей.Основной чертой былинных героев этого периода является любовь к родной земле. Они отличаются не только невероятной силой, благородством, храбростью, но и стремлением соблюдать все установленные обычаи.Слайд 19Васнецов «Богатыри»Три богатыря - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович - эпические герои - герои былин, обладающие незаурядной физической силой, воинской доблестью и мудростью.(учащиеся записывают определение в тетрадь)Слайд 20Сходство и отличия сказки и былины(учащиеся рассматривают схему и записывают её в тетрадь) Слайд 21ЗаданиеПосмотрите ещё раз на картину и составьте небольшой словарь из слов, обозначающих снаряжение богатырей (работа выполняется самостоятельно письменно в тетради, затем проверяется с помощью следующего слайда)Слайд 22«Богатырский словарь»Колчан - футляр для стрелКольчуга - старинный воинский доспех в виде рубашки из стальных колецПалица - старинное оружие, тяжёлая дубинка с утолщённым концомНожны - футляр для меча или кинжалаШлем - воинский доспех, защищающий головуСбруя - принадлежность для упряжиЩит - округлая металлическая доска, защищающая в бою от стрел(данная работа готовит учащихся к будущему сочинению-описанию по картине)Слайд 24Предыстория былины(учащиеся просматривают видеосюжет, состоящий из 3-х частей: 1. Мультфильм «Илья Муромец и Калики перехожие», 2. Аудиофрагмент «Илья Муромец и Соловей Разбойник», 3. Кадр из к/ф «Илья Муромец» Илья в КиевеСлайд 25Домашнее заданиеВыучить теоретический материал, записанный на урокеЧитать былины об Илье Муромце, Алёше Поповиче и Добрыне НикитичеЦель 2 урока:Проверить знания о жанровых особенностях былинПознакомиться с содержанием былины «Илья Муромец и Соловей РазбойникПроанализировать былину с точки зрения языковых и композиционных особенностейВыявить основные черты образа Ильи МуромцаСлайд 26Проверим домашнее заданиеЧто называется былиной?Былина - жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях, сложенные в Древней Руси, отразившие историческую действительность, главным образом 11-16 веков.Кто такой эпический герой?эпические герои - герои былин, обладающие незаурядной физической силой, воинской доблестью и мудростью.В чём сходство былины и сказки?Существовали в устной форме, существуют с древних времён(далее идут тестовые задания: учащиеся из 2-ух черт должны найти черты былины. Игровая форма развивает интерес к уроку и служит более твёрдому усвоению теоретического материала)Слайд 31Проверим внимание!Где встретился Илья Муромец с Соловьём-Разбойником?У Чёрной грязи, у речки Смородины, у Леванидова крестаИз Чернигова в Киев Илья Муромец отправился по прямоезжей дороженьке. Сколько вёрст ему пришлось проехать?Пятьсот вёрстКем предлагали черниговские мужички остаться Илье Муромцу у них в городе? ВоеводоюОтвечая на вопрос князя Владимира, Илья Муромец скажет: «Я старый казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович». А чьим сыном был Соловей-Разбойник?Одихмантия «Сидит Соловей-Разбойник, Одихмантьев сын».Какой первый подвиг совершает Илья Муромец?Побивает силушку великую под ЧерниговомСлайд 32Объясните значение слов:(данная работа направлена на усвоения значений устаревших слов)Стольныйстоличный городПрямоезжаяПрямаяЗаколоделаДорога, заваленная сухими деревьями (колодами)ЛазоревыйКрасивыйВеличатьНазывать или прославлять (в зависимости от контекста)В особинуОтдельноВоспетьПрославить в песнеСлайд 33Ответьте на вопросы:(беседа носит ориентировочный характер и проверяет внимание учащихся и умение рассуждать над прочитанным)Почему так названа былина?Можно ли назвать поступки Ильи Муромца героическими?К какому герою относятся эпитеты: удаленький, дородный, славный и как они его характеризуют?Вспомните, что такое гиперболаНайдите в тексте гиперболыС какой целью они используются в былине?Какими чертами обладает Илья Муромец?Слайд 34ЗаданиеВам предложен план структурных частей былины. На его основе составьте цитатный план произведения.Отъезд Ильи Муромца в КиевПобеда в первом боюРассказ черниговцев о Соловье-РазбойникеВстреча с Соловьём-РазбойникомПобеда Ильи МуромцаВстреча Ильи Муромца с князем ВладимиромРассказ Ильи МуромцаСомнения князя ВладимираДва приказа Соловью-РазбойникуРасправа с Соловьём-РазбойникомСлайд 35Цитатный план (данный слайд даёт возможность познакомиться с эталоном выполнения работы)«Выезжал удаленький, дородный добрый молодец»«...побил он эту силу всю великую»«Сидит Соловей-Разбойник на сыром дубу»«Засвистал-то Соловей да по-соловьему»«Ему выбил право око со косицею»«Тут Владимир-князь стал молодца выспрашивать»«А я ехал-то дорожкой прямоезжею»«Во глазах, мужик, да подлыгаешься»«Засвищи-тко ты во полсвиста соловьего»«И он срубил ему да буйну голову»Слайд 36Заполните таблицу примерами из текста(данный вид работы направлен на работу с языковыми особенностями былины, учащиеся выписывают примеры повторов, гипербол, сравнений, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, эпитетов) Слайд 37Посмотрим ещё раз фрагмент из кинофильма «Илья Муромец» Слайд 38Ответьте на вопросы:Какими здесь предстают три богатыря?Они могучие и дружные.Чем они отличаются друг от друга?Илья самый старый и мудрый, но своенравный, Добрыня дипломат, Алёша Попович самый молодой и задиристыйКак князь Владимир хочет встретить посланца Калина-царя?С дарами и с хлебом-сольюЧем возмущён Илья Муромец?Он не желает пресмыкаться перед невеждой и хамом, считает, что русские люди ни к кому на поклон не должны идтиКакие черты он демонстрирует в этом эпизоде?Илья демонстрирует непокорность, гордость и своенравиеСлайд 39Домашнее заданиеПрочитать былину «Вольга и Микула Селянинович»Сочините былину «Добрыня в нашем городе», используя языковые средства былин.Прочитайте былины Новгородского цикла про Василия Буслаевича и СадкоСледующий урок - урок изучения Новгородских былинЦель 3 урока:Познакомиться с содержанием былин «Вольга и Микула Селянинович» и «Садко»Выявить идеи произведенийВыявить основные черты образов героевПознакомиться с гиперболой и троекратным повторомСлайд 41Из истории данной былиныБылина о Вольге и Микуле - новгородская. Исследователи относят её возникновение к 14-15 векам. Доказательством является смысл былины: Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам. Также Вс. Миллер считает доказательством происхождения былины картину пахоты. Именно в северных княжествах почва после расчистки от леса была усеяна кореньями, которые необходимо было корчевать.Слайд 42Объясните значение устаревших слов:ГужикиПетля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугойБулатныйИз булата - старинной, твёрдой и упругой, с узорчатой поверхностью стальюСафьянТонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цветСоловыйО масти лошадей; желтоватый (в сочетании со светлым хвостом и светлой гривой)Слайд 43Исторический комментарийЧто значит «отправился за получкою»?Значит за данью«А тут стали мужички с меня грошей просить». Что это значит?Это так называлась пошлина, которую взимали горожане с путников, или иронично о грабежеСлайд 44 (информационный)Князь ВольгаКнязь Волга необыкновенного происхождения. Он сын княжны и Змея Горыныча. От отца он унаследовал чародейные способности, «похотелося ему много мудрости». Эти возможности Вольга употребляет на добрые дела. Но пахарь превосходит мощью и доблестью даже такого человека.ДокажитеТри дня не мог догнать Вольга Микулу, хотя скакал за ним с дружиной, а Микула пахал; вся дружина не может вытащить сошку из земли и бросить её за ракитов кустСлайд 45Как описывается внешность Микулы? Зачитайте.В портрете видно стремление авторов украсить облик любимого героя: он одет не как крестьянин на работу, а как боярин.«У оратая сапожки зелен сафьян» - это обувь очень богатых и знатных людей, как и кафтан чёрного бархата.«Вот шилом пяты, носы востры,Вот под пяту-пяту воробей пролетит,Около носа хоть яйцо прокати» - высокий и тонкий каблук - как шило; острый, высоко загнутый носокСледующие слайды знакомят с такими языковыми особенностями былин, как троекратный повтор и гиперболаСлайд 46Троекратный повторЭто один из приёмов былин. Найдите в тексте троекратный повтор. Что этим повтором хотел сказать автор?Три дня не может догнать Вольга вместе с дружиной Микулу, три раза посылает Вольга дружину, чтобы воины вытащили сошку. Этот приём показывает силу простого пахаря Слайд 47ГиперболаГипербола - это преувеличение.Найдите в тексте примеры гиперболГиперболизирована внешность Микулы, он выглядит огромным и могучим человеком; преувеличена его сила, особенно при сопоставлении с силой целой дружины князяЧто хотел продемонстрировать художник в иллюстрации к былине?Микула изображён великаном, а Вольга маленьким по сравнению с ним. Художник также использовал приём преувеличенияСлайд 49 (информационный)Садко в морском царствеЖизнь и быт древнего Новгорода отразилась в цикле новгородских былин, посвящённых Садко и Василию Буслаевичу. Былина «Садко» - «это, - по словам В. Г. Белинского, - один из перлов русской народной поэзии... Она есть поэтическая апофеоза Новгорода как торговой общины».Слайд 50Какие эпизоды былины изображены? (данный слайд знакомит с иллюстрациями к былине и проверяет знание учащимися текста былины)Слайд 51«Садко» ЗаданиеПосмотрите фрагмент кинофильма и скажите, чем он отличается от текста былины?В тексте былины Садко выпадает по жребию пойти в гости к морскому царю, а он не хочет и пускает жребий ещё два раза. В фильме же Садко показан как герой, заботящийся о своих товарищах. Он не мечет жребий, а сам вызывается отправиться в гости к морскому царю.Слайд 52Домашнее заданиеПодготовиться к игре по былинам. Каждая команда готовит:Сказителя (кто будет сказывать отрывок из былины)Лучшего сочинителя былиныЗащита иллюстраций (художники выполняют иллюстрации, а потом обосновывают, что они нарисовали)Повторить теоретический материалЦели 4 урока:Закрепить теоретические знания о былинахРазвивать интерес к урокам литературыРазвивать умение «сказывать» былиныРазвивать творческий потенциал учащихся1 конкурс (за каждый правильный ответ начисляется 1 балл)Слайд 54Блиц-турнир (команды соревнуются в знании содержания былин, баллы получает команда, быстрее и точнее ответившая на вопрос)Где родился Илья Муромец?Родом он из села КарачаровоКак долго сиднем сидел Илья Муромец?30 лет и 3 годаКто исцелил Илью?Калики перехожиеСколько их было?ТроеКакая былина заканчивается такой концовкой:А и тут Илье ему и славу поют,А и славу поют ему век по веку!«Илья Муромец и Соловей-Разбойник»Кого на Руси называют крестовыми братьями?Тех, кто побратались, обменявшись нательными крестамиНа какой срок князь Владимир приказал посадить Илью Муромца в глубокий погреб и засыпать тот погреб жёлтым песком?Кто был крестовым братом Ильи Муромца? (Выбери двоих)Все вы помните картину В. М. Васнецова «Богатыри» и её героев - Илью Муромца, Алёшу Поповича и Добрыню Никитича. С кем Илья Муромец мерялся силой в поединке богатырском - с Добрыней или Алёшей?С Добрыней Никитичем; об этом рассказывает былина «Бой Добрыни с Ильёй Муромцем»Кто похвалялся: «Встречу Илейку, русского богатыря, на ладонь его положу, другой - прихлопну, и останется от него грязь да вода!»?(Следующие слайды нацелены на знание текста былин)Из какой былины взят отрывок?Слайд 63Васнецов «Витязь на распутье»Наехал Илья Муромец на развилку трёх дорог, а там камень-горюч лежит с надписью: «Если прямо ехать - женату быть, направо ехать - женату быть, а налево ехать - богатому стать». Две дороги Илья проехал и очистил от ворога. Какую дорогу решил оставить Илья Муромец кому-нибудь молодому?«В третью сторону не поеду. Зачем мне, старому, одинокому, богатым быть? Пусть кому-нибудь молодому богатство достанется».2 конкурс(за каждый правильный ответ начисляется 1 балл)Слайд 64Разгадайте кроссвордПреувеличение (гипербола)Красочное определение (эпитет)Вид богатырского оружия, толстая палка с утолщением на конце (палица)Словесный приём в произведениях фольклора (повтор)(по горизонтали) чудище, с которым сражался Добрыня Никитич (Змей) 5.(по вертикали) начало фольклорного произведения (зачин)6. Река, на которой сражался Добрыня со Змеем (Пучай)7. Город, из которого родом Садко (Новгород)8. Князь, при дворе которого служили три богатыря (Владимир)9. (по горизонтали) Царь, с которым сражался Илья (Калин)9. (по вертикали) Чем заканчивается былина (концовка)10. Герой Новгородского эпоса (Садко)11. Столица русского государства в 11 веке (Киев)3 конкурс «Лучший сказитель» (учащиеся «сказывают» отрывки былин)(от 3 до 5 баллов)4 конкурс «Лучший иллюстратор» (учащиеся демонстрируют свои иллюстрации к былинам и комментируют их (оценивается изобразительное мастерство и комментарий - от 3 до 5 баллов)5 конкурс «Лучший сочинитель былины» (учащиеся читают свои былины-стилизации)(от 5 до 10 баллов. Оценивается знание языковых особенностей былин и их использование, разработка фабулы, оригинальность)