Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Былины"
Автор: Бадмаева Надежда Лагаевна

БылиныСистема уроков литературы в 7 классе Слайд 2Цели уроков:
  • Познакомиться с былинами разных циклов
  • Узнать художественные особенности былин
  • Написать сочинение-описание по картине Васнецова «Богатыри»
  • Применить свои знания на практике: сочинить стилизацию былины «Добрыня в нашем городе»
  •  Цель 1 урока:
  • Повторить знания по фольклору
  • Познакомиться с жанровыми особенностями былин
  • Слайд 3Искусство народныхмастеров стало легендой,его власть простёрласьи на наше время.В. Аникин (Далее идут слайды, нацеленные на повторение знаний по фольклору. Тестовые задания развивают интерес к урокам литературы и закрепляет знания, полученные в предыдущих классах)Тест
  • Отгадай название языкового средства
  • (Эпитет, гипербола)
  • Отгадай жанры фольклора
  • (Былина, частушка, пословица, сказка, загадка)
  • Спи, усни.Бай, бай, бай!
  • (колыбельная)
  • На дворе трава,На траве дрова
  • (скороговорка)
  • В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь с царицей...
  • (сказка)
  • На чужой сторонушкеСолнышко не греет.Без родимой матушкиНикто не жалеет.
  • (песня)
  • Во стольном было городе во Киеве,У ласкова князя у Владимира.Как было пированье - почестен пирНа многие князи, на бояры...
  • (былина)
  • Чья земля, того и хлеб
  • (пословица)Слайд 13Вспомним жанры фольклора(учащиеся работают с таблицей, вспоминают жанры фольклора)Слайд 14(далее учащиеся знакомятся с былинами как жанром фольклора, с жанровыми особенностями) Слайд 15Задание: Запишите определение в тетрадьБылина - жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях, сложенные в Древней Руси, отразившие историческую действительность, главным образом 11-16 веков.На севере былины назывались стбрины, стбринкиСлайд 16 (информационный)Сказители былинБылины - это жанр устного народного творчества, то есть былины передавались из уст в уста. Их сказывали сказители-гусляры, которые ходили из города в город.Слайд 17(данный слайд представляет схему периодов развития былины: 1. Древнейший, где герой Святогор, 2. Киевский, где герой Добрыня Никитич и Алёша Попович, 3. Владимиро-Суздальский, где герой Илья Муромец, 4. Новгородский, где герой Садко и Василий Буслаевич)Учитель озвучивает схему, комментирует, учащиеся фиксируют информацию в тетради.Слайд 18 (информационный)Владимиро-Суздальский периодБылины, посвящённые крестьянину Илье из Мурома и Добрыне Никитичу, отразили процессы, связанные со становлением и расцветом Киевской Руси, когда жизнь вдали от столицы государства была наполнена множеством опасностей.Основной чертой былинных героев этого периода является любовь к родной земле. Они отличаются не только невероятной силой, благородством, храбростью, но и стремлением соблюдать все установленные обычаи.Слайд 19Васнецов «Богатыри»Три богатыря - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович - эпические герои - герои былин, обладающие незаурядной физической силой, воинской доблестью и мудростью.(учащиеся записывают определение в тетрадь)Слайд 20Сходство и отличия сказки и былины(учащиеся рассматривают схему и записывают её в тетрадь) Слайд 21ЗаданиеПосмотрите ещё раз на картину и составьте небольшой словарь из слов, обозначающих снаряжение богатырей (работа выполняется самостоятельно письменно в тетради, затем проверяется с помощью следующего слайда)Слайд 22«Богатырский словарь»
  • Колчан - футляр для стрел
  • Кольчуга - старинный воинский доспех в виде рубашки из стальных колец
  • Палица - старинное оружие, тяжёлая дубинка с утолщённым концом
  • Ножны - футляр для меча или кинжала
  • Шлем - воинский доспех, защищающий голову
  • Сбруя - принадлежность для упряжи
  • Щит - округлая металлическая доска, защищающая в бою от стрел
  • (данная работа готовит учащихся к будущему сочинению-описанию по картине)Слайд 24Предыстория былины(учащиеся просматривают видеосюжет, состоящий из 3-х частей: 1. Мультфильм «Илья Муромец и Калики перехожие», 2. Аудиофрагмент «Илья Муромец и Соловей Разбойник», 3. Кадр из к/ф «Илья Муромец» Илья в КиевеСлайд 25Домашнее задание
  • Выучить теоретический материал, записанный на уроке
  • Читать былины об Илье Муромце, Алёше Поповиче и Добрыне Никитиче
  • Цель 2 урока:
  • Проверить знания о жанровых особенностях былин
  • Познакомиться с содержанием былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник
  • Проанализировать былину с точки зрения языковых и композиционных особенностей
  • Выявить основные черты образа Ильи Муромца
  • Слайд 26Проверим домашнее задание
  • Что называется былиной?
  • Былина - жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях, сложенные в Древней Руси, отразившие историческую действительность, главным образом 11-16 веков.
  • Кто такой эпический герой?
  • эпические герои - герои былин, обладающие незаурядной физической силой, воинской доблестью и мудростью.
  • В чём сходство былины и сказки?
  • Существовали в устной форме, существуют с древних времён
  • (далее идут тестовые задания: учащиеся из 2-ух черт должны найти черты былины. Игровая форма развивает интерес к уроку и служит более твёрдому усвоению теоретического материала)Слайд 31Проверим внимание!
  • Где встретился Илья Муромец с Соловьём-Разбойником?
  • У Чёрной грязи, у речки Смородины, у Леванидова креста
  • Из Чернигова в Киев Илья Муромец отправился по прямоезжей дороженьке. Сколько вёрст ему пришлось проехать?
  • Пятьсот вёрст
  • Кем предлагали черниговские мужички остаться Илье Муромцу у них в городе? 
  • Воеводою
  • Отвечая на вопрос князя Владимира, Илья Муромец скажет: «Я старый казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович». А чьим сыном был Соловей-Разбойник?
  • Одихмантия «Сидит Соловей-Разбойник, Одихмантьев сын».
  • Какой первый подвиг совершает Илья Муромец?
  • Побивает силушку великую под Черниговом
  • Слайд 32Объясните значение слов:(данная работа направлена на усвоения значений устаревших слов)
  • Стольный
  • столичный город
  • Прямоезжая
  • Прямая
  • Заколодела
  • Дорога, заваленная сухими деревьями (колодами)
  • Лазоревый
  • Красивый
  • Величать
  • Называть или прославлять (в зависимости от контекста)
  • В особину
  • Отдельно
  • Воспеть
  • Прославить в песне
  • Слайд 33Ответьте на вопросы:(беседа носит ориентировочный характер и проверяет внимание учащихся и умение рассуждать над прочитанным)
  • Почему так названа былина?
  • Можно ли назвать поступки Ильи Муромца героическими?
  • К какому герою относятся эпитеты: удаленький, дородный, славный и как они его характеризуют?
  • Вспомните, что такое гипербола
  • Найдите в тексте гиперболы
  • С какой целью они используются в былине?
  • Какими чертами обладает Илья Муромец?
  • Слайд 34ЗаданиеВам предложен план структурных частей былины. На его основе составьте цитатный план произведения.
  • Отъезд Ильи Муромца в Киев
  • Победа в первом бою
  • Рассказ черниговцев о Соловье-Разбойнике
  • Встреча с Соловьём-Разбойником
  • Победа Ильи Муромца
  • Встреча Ильи Муромца с князем Владимиром
  • Рассказ Ильи Муромца
  • Сомнения князя Владимира
  • Два приказа Соловью-Разбойнику
  • Расправа с Соловьём-Разбойником
  • Слайд 35Цитатный план (данный слайд даёт возможность познакомиться с эталоном выполнения работы)
  • «Выезжал удаленький, дородный добрый молодец»
  • «...побил он эту силу всю великую»
  • «Сидит Соловей-Разбойник на сыром дубу»
  • «Засвистал-то Соловей да по-соловьему»
  • «Ему выбил право око со косицею»
  • «Тут Владимир-князь стал молодца выспрашивать»
  • «А я ехал-то дорожкой прямоезжею»
  • «Во глазах, мужик, да подлыгаешься»
  • «Засвищи-тко ты во полсвиста соловьего»
  • «И он срубил ему да буйну голову»
  • Слайд 36Заполните таблицу примерами из текста(данный вид работы направлен на работу с языковыми особенностями былины, учащиеся выписывают примеры повторов, гипербол, сравнений, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, эпитетов) Слайд 37Посмотрим ещё раз фрагмент из кинофильма «Илья Муромец» Слайд 38Ответьте на вопросы:
  • Какими здесь предстают три богатыря?
  • Они могучие и дружные.
  • Чем они отличаются друг от друга?
  • Илья самый старый и мудрый, но своенравный, Добрыня дипломат, Алёша Попович самый молодой и задиристый
  • Как князь Владимир хочет встретить посланца Калина-царя?
  • С дарами и с хлебом-солью
  • Чем возмущён Илья Муромец?
  • Он не желает пресмыкаться перед невеждой и хамом, считает, что русские люди ни к кому на поклон не должны идти
  • Какие черты он демонстрирует в этом эпизоде?
  • Илья демонстрирует непокорность, гордость и своенравие
  • Слайд 39Домашнее задание
  • Прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович»
  • Сочините былину «Добрыня в нашем городе», используя языковые средства былин.
  • Прочитайте былины Новгородского цикла про Василия Буслаевича и Садко
  • Следующий урок - урок изучения Новгородских былинЦель 3 урока:
  • Познакомиться с содержанием былин «Вольга и Микула Селянинович» и «Садко»
  • Выявить идеи произведений
  • Выявить основные черты образов героев
  • Познакомиться с гиперболой и троекратным повтором
  • Слайд 41Из истории данной былиныБылина о Вольге и Микуле - новгородская. Исследователи относят её возникновение к 14-15 векам. Доказательством является смысл былины: Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам. Также Вс. Миллер считает доказательством происхождения былины картину пахоты. Именно в северных княжествах почва после расчистки от леса была усеяна кореньями, которые необходимо было корчевать.Слайд 42Объясните значение  устаревших слов:
  • Гужики
  • Петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой
  • Булатный
  • Из булата - старинной, твёрдой и упругой, с узорчатой поверхностью сталью
  • Сафьян
  • Тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет
  • Соловый
  • О масти лошадей; желтоватый (в сочетании со светлым хвостом и светлой гривой)
  • Слайд 43Исторический комментарий
  • Что значит «отправился за получкою»?
  • Значит за данью
  • «А тут стали мужички с меня грошей просить». Что это значит?
  • Это так называлась пошлина, которую взимали горожане с путников, или иронично о грабеже
  • Слайд 44 (информационный)Князь ВольгаКнязь Волга необыкновенного происхождения. Он сын княжны и Змея Горыныча. От отца он унаследовал чародейные способности, «похотелося ему много мудрости». Эти возможности Вольга употребляет на добрые дела. Но пахарь превосходит мощью и доблестью даже такого человека.ДокажитеТри дня не мог догнать Вольга Микулу, хотя скакал за ним с дружиной, а Микула пахал; вся дружина не может вытащить сошку из земли и бросить её за ракитов кустСлайд 45
  • Как описывается внешность Микулы? Зачитайте.
  • В портрете видно стремление авторов украсить облик любимого героя: он одет не как крестьянин на работу, а как боярин.
  • «У оратая сапожки зелен сафьян» - это обувь очень богатых и знатных людей, как и кафтан чёрного бархата.«Вот шилом пяты, носы востры,Вот под пяту-пяту воробей пролетит,Около носа хоть яйцо прокати» - высокий и тонкий каблук - как шило; острый, высоко загнутый носокСледующие слайды знакомят с такими языковыми особенностями былин, как троекратный повтор и гиперболаСлайд 46Троекратный повторЭто один из приёмов былин. Найдите в тексте троекратный повтор. Что этим повтором хотел сказать автор?Три дня не может догнать Вольга вместе с дружиной Микулу, три раза посылает Вольга дружину, чтобы воины вытащили сошку. Этот приём показывает силу простого пахаря Слайд 47ГиперболаГипербола - это преувеличение.
  • Найдите в тексте примеры гипербол
  • Гиперболизирована внешность Микулы, он выглядит огромным и могучим человеком; преувеличена его сила, особенно при сопоставлении с силой целой дружины князя
  • Что хотел продемонстрировать художник в иллюстрации к былине?
  • Микула изображён великаном, а Вольга маленьким по сравнению с ним. Художник также использовал приём преувеличенияСлайд 49 (информационный)Садко в морском царствеЖизнь и быт древнего Новгорода отразилась в цикле новгородских былин, посвящённых Садко и Василию Буслаевичу. Былина «Садко» - «это, - по словам В. Г. Белинского, - один из перлов русской народной поэзии... Она есть поэтическая апофеоза Новгорода как торговой общины».Слайд 50Какие эпизоды былины изображены? (данный слайд знакомит с иллюстрациями к былине и проверяет знание учащимися текста былины)Слайд 51«Садко» ЗаданиеПосмотрите фрагмент кинофильма и скажите, чем он отличается от текста былины?В тексте былины Садко выпадает по жребию пойти в гости к морскому царю, а он не хочет и пускает жребий ещё два раза. В фильме же Садко показан как герой, заботящийся о своих товарищах. Он не мечет жребий, а сам вызывается отправиться в гости к морскому царю.Слайд 52Домашнее заданиеПодготовиться к игре по былинам. Каждая команда готовит:
  • Сказителя (кто будет сказывать отрывок из былины)
  • Лучшего сочинителя былины
  • Защита иллюстраций (художники выполняют иллюстрации, а потом обосновывают, что они нарисовали)
  • Повторить теоретический материал
  • Цели 4 урока:
  • Закрепить теоретические знания о былинах
  • Развивать интерес к урокам литературы
  • Развивать умение «сказывать» былины
  • Развивать творческий потенциал учащихся
  • 1 конкурс (за каждый правильный ответ начисляется 1 балл)Слайд 54Блиц-турнир (команды соревнуются в знании содержания былин, баллы получает команда, быстрее и точнее ответившая на вопрос)
  • Где родился Илья Муромец?
  • Родом он из села Карачарово
  • Как долго сиднем сидел Илья Муромец?
  • 30 лет и 3 года
  • Кто исцелил Илью?
  • Калики перехожие
  • Сколько их было?
  • Трое
  • Какая былина заканчивается такой концовкой:
  • А и тут Илье ему и славу поют,А и славу поют ему век по веку!
  • «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»
  • Кого на Руси называют крестовыми братьями?
  • Тех, кто побратались, обменявшись нательными крестами
  • На какой срок князь Владимир приказал посадить Илью Муромца в глубокий погреб и засыпать тот погреб жёлтым песком?
  • Кто был крестовым братом Ильи Муромца? (Выбери двоих)
  • Все вы помните картину В. М. Васнецова «Богатыри» и её героев - Илью Муромца, Алёшу Поповича и Добрыню Никитича. С кем Илья Муромец мерялся силой в поединке богатырском - с Добрыней или Алёшей?
  • С Добрыней Никитичем; об этом рассказывает былина «Бой Добрыни с Ильёй Муромцем»
  • Кто похвалялся: «Встречу Илейку, русского богатыря, на ладонь его положу, другой - прихлопну, и останется от него грязь да вода!»?
  • (Следующие слайды нацелены на знание текста былин)Из какой былины взят отрывок?Слайд 63Васнецов «Витязь на распутье»
  • Наехал Илья Муромец на развилку трёх дорог, а там камень-горюч лежит с надписью: «Если прямо ехать - женату быть, направо ехать - женату быть, а налево ехать - богатому стать». Две дороги Илья проехал и очистил от ворога. Какую дорогу решил оставить Илья Муромец кому-нибудь молодому?
  • «В третью сторону не поеду. Зачем мне, старому, одинокому, богатым быть? Пусть кому-нибудь молодому богатство достанется».
  • 2 конкурс(за каждый правильный ответ начисляется 1 балл)Слайд 64Разгадайте кроссворд
  • Преувеличение (гипербола)
  • Красочное определение (эпитет)
  • Вид богатырского оружия, толстая палка с утолщением на конце (палица)
  • Словесный приём в произведениях фольклора (повтор)
  • (по горизонтали) чудище, с которым сражался Добрыня Никитич (Змей)
  •  5.(по вертикали) начало фольклорного произведения (зачин)6. Река, на которой сражался Добрыня со Змеем (Пучай)7. Город, из которого родом Садко (Новгород)8. Князь, при дворе которого служили три богатыря (Владимир)9. (по горизонтали) Царь, с которым сражался Илья (Калин)9. (по вертикали) Чем заканчивается былина (концовка)10. Герой Новгородского эпоса (Садко)11. Столица русского государства в 11 веке (Киев)3 конкурс «Лучший сказитель» (учащиеся «сказывают» отрывки былин)(от 3 до 5 баллов)4 конкурс «Лучший иллюстратор» (учащиеся демонстрируют свои иллюстрации к былинам и комментируют их (оценивается изобразительное мастерство и комментарий - от 3 до 5 баллов)5 конкурс «Лучший сочинитель былины» (учащиеся читают свои былины-стилизации)(от 5 до 10 баллов. Оценивается знание языковых особенностей былин и их использование, разработка фабулы, оригинальность)