концепция из опыта работы


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: концепция из опыта работы
Автор: Ветер Ирина Валерьевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7 имени 24 Краснознаменной Евпаторийской гвардейской стрелковой дивизии»Тема: «РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МЕТОДАМИ НЕЙРОЛИГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАМИРОВАНИЯ».Автор опыта:Ветер Ирина Валерьевнаучитель начальных классов.Вологда 2021 годРАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МЕТОДАМИ НЕЙРОЛИГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАМИРОВАНИЯВ современном мире динамические изменения, которые происходят во всех сферах жизни, предъявляют новые требования к результатам обучения младших школьников. В Федеральном законе Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что основной задачей образования является раскрытие духовных и физических возможностей личности ребенка, обогащение его интеллекта путем создания условий для обучения, развития его индивидуальности.Таким образом, одной из основных задач организации обучения в начальной школе является не только передача знаний, но и всесторонне и гармоничное развитие личности ребенка. Для разрешения этого противоречия в современной педагогике все чаще используются психологические знания. Для повышения эффективности такой работы используются новые методы нейролингвистического программирования (НЛП). Это определило тему работы - «Развитие младших школьников методами НЛП».Объектом исследования является организация всестороннего развития младших школьников. Предметом исследования – методы и приемы НЛП технологий в организации развития младших школьников.Различные методы нейролингвистического программирования, в настоящее время применяются в различных сферах жизнедеятельности человека. НЛП было разработано в 1970-х годах американцами Джоном Гриндером и Ричардом Бендлером как методы моделирования поведения людей, добившихся успеха в определенной области, для приобретения их навыков. Таким образом: 1. НЛП становится источником, из которого можно брать модели повышения собственной эффективности в личной и профессиональной жизни, что может способствовать личностному росту личности.2.НЛП является набором техник, способствующих обучению человека определённым мета-моделям (мета-модель – модель поведения людей, добившихся успехов в определённой сфере деятельности или обладающих какими-либо навыками). Эта теория была подтверждена создателями НЛП, которые, изучали работу трёх своих выдающихся современников – известного семейного психотерапевта Вирджинии Сатир; психолога, философа и этнографа Грегори Бэйтсона и Милтона Эриксона, психотерапевта, известного как создателя эриксоновского гипноза. Проанализировав собранный материал, Дж. Гриндер и Р. Бендлер обнаружили, что все трое используют примерно одинаковые способы работы с клиентами (паттерны), то есть «...они нашли определённые алгоритмы воздействия на человека, которые успешно реализуются всеми ими...»[8; 25] и помогают добиваться блестящих результатов. Это и стало импульсом к созданию НЛП.Также фактором способствующим применению НЛП в образовании является то, что этот метод призван облегчать сам процесс обучения. Это связано с тем, что главным вопросом, который ставит перед собой специалист НЛП, является не «ЧТО» надо сделать для достижения результата, а «КАК» это нужно сделать. Следует так же отметить, что методы нейролингвистического программирования способствуют выработке качественно нового (по сравнению с традиционными методами) подхода к ученикам, что особенно важно этапе обучения в младшей школе. Цель работы состоит в исследовании эффективности применения методов нейролингвистического программирования для организации развития младших школьников в условиях школьного обучения. Проведя анализ психолого-педагогических исследований по данной проблеме, нами была выдвинута следующая гипотеза: для организации развивающего обучающего пространства младших школьников необходимо применение индивидуального подхода, выделение ведущих систем восприятия информации, внедрение задачного подхода и встраивание новых моделей успешности, что достигается путем внедрения в образовательный процесс методов НЛП.В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи: 1. Изучить теоретический материал по применению методов НЛП в образовании;2. Отобрать методы НЛП и развивающие методики для обучения младших школьников;3. Апробировать отобранные развивающие технологии и методы НЛП в соответствии со структурой урока и программой обучения; 4. Выявить преимущества данных технологии, проанализировать результаты деятельности учащихся.Теоретическая значимость педагогического проекта заключается в методическом обосновании использования элементов технологии нейролингвистического программирования для организации развивающего обучения младших школьников. Практическая значимость - в выделении методических приемов работы при организации развивающего образования средствами НЛП, в разработке средств и методов подачи и усвоения программного материала, что отвечает требованиям гармоничного развития школьников, стоящим перед современной школой.Работа над опытом включает в себя три этапа:1 этап – проектно-мобилизационныйЦель: выявление проблем, возникновение идеи опыта, определение целей, постановка задач, выбор методов и средств их решения.На данном этапе происходило ознакомление с существующими материалами по данной теме, изучение НЛП технологий; проводилась диагностика уровня развития младших школьников.2 этап – практическийЦель: апробация различных форм работы; корректировка задач, методов и средств достижения целей. Проведение уроков с использованием элементов НЛП; мониторинг процесса и промежуточных результатов.3 этап – рефлексивно-обобщающийЦель: формирование объективных представлений о состоянии вопроса, анализ и оценивание результатов.Ожидаемые результаты и социальный эффект. Использование технологий НЛП для создания развивающей образовательной среды, способствует повышению уровня и качества восприятия, росту учебной мотивации, расширению интересов и возможностей младших школьников, что в свою очередь приводит к всестороннему развитию личности младшего школьника и повышению качества усвоения знаний.Теоретическое обоснование опыта.Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по вопросам организации развивающего обучения показал, что концепции развивающего образования основываются на идеях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. По своим целевым установкам развивающие концепции направлены на развитие высших психических функций, что опосредованно влияет на личностное развитие школьников, а также вектор развития направлен одновременно и на интеллектуальное, и на социальное, личностное развитие школьника. Первую линию развивающего обучения представляют концепции Л.В. Занкова (раннее общее психологическое развитие личности), З.И. Калмыковой (развитие творческого мышления), Е.Н. Кабановой-Меллер (формирование операций мышления, которые она называет приемами учебной работы), В.Ф. Шаталова (формирование мнемической деятельности), М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина (проблемное обучение) и др. Основная линия развивающего обучения отражена в концепциях Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (развитие средствами учебной деятельности теоретического мышления, т. е. овладения общими способами действия, позволяющими решать широкие классы задач; развитие рефлексивных способностей; учебной самостоятельности, т.е. умения учиться), Г.А. Цукерман (развитие у учащихся навыков учебного сотрудничества в рамках учебной деятельности), Л.Ф. Климановой (обучение через культуру, построенное на основе учебной деятельности), И.С. Якиманской (личностно-ориентированное развивающее обучение, направленное на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию). Названные концепции данного вида обучения дают научное обоснование факторов и механизмов становления личностных новообразований в процессе обучения на различных возрастных этапах, в том числе и в младшем школьном возрасте[1].В качестве общих для всех теорий принципов можно выделить следующие: проблемность обучения; индивидуализация и дифференциация обучения; формирование познавательной самостоятельности учащихся; развитие и активизация творческих способностей. Всех этих принципов поддерживается и методология НЛП. Нейролингвистическое программирование − теория, которая утверждают о существовании связи между неврологическими процессами (нейро-), языком (лингвистическое) и паттернами поведения (программирование), а также о возможности влиять на них специальными техниками для достижения желаемых целей. Техники НЛП можно охарактеризовать как особым образом организованную последовательность действий, отвечающую четыpём yсловиям. Первое условие – техники pаботают, давая те pезyльтаты, для котоpых они пpедназначены. Второе условие – описание любой техники НЛП идет «шаг-за шагом», так что yпpажнение может быть воспpоизведено и освоено человеком, не имеющим специального образования. Третье условие – использyется минимальное количество шагов для достижения pезyльтата. Четвертое условие – техники не зависят от конкретного содеpжания, они обpащены к фоpме пpоцесса и обладают yнивеpсальной пpименимостью [5, с. 121].НЛП выдвигает предположение, что у каждого человека есть свой основной канал восприятия и хранения информации, своя так называемая «репрезентационная система». Считается, что именно через ведущий канал поступает человеку основной поток информации [7].Репрезентация определяет, как организован наш опыт и как мы описываем мир. Это, согласно НЛП, происходит в образах (визуальная система), звуках (аудиальная система) и ощущениях (кинестика). В процессе построения наших моделей мира язык накладывается на различные виды нашего опыта. Коллекция символов, слов и правил, управляющих их использованием, составляет уникальную и совершенно четкую репрезентативную систему. Язык и логическая репрезентативная система могут повторно представлять все системы, используемые людьми для создания и передачи свого опыта восприятия мира. Вследствие этого он представляет собой эффективный инструмент для педагога, помогающий получить важную информацию о модели мира ученика [9, с. 19–20].Полагая, что среди людей есть визуалы, аудиалы, кинестики и логики, нейролингвистическое программирование предлагает своего рода словари, которые следует использовать для лучшего взаимопонимания с людьми разных типов. [10, с. 40].Если человек способен понимать и говорить с другим человеком, используя «язык» предпочитаемой им репрезентативной системы, то он прокладывает путь к доверию, при установлении взаимоотношений.Результат изменения языка для того, чтобы подстроиться под собеседника, с которым мы говорим, имеет две стороны: 1) человек начинает чувствовать себя свободнее, и, наиболее вероятно, начинает доверять вам; 2) создается благоприятная окружающая среда, которая способствует правильному общению. Это происходит потому, что не остается места для противоречий между тем, что вы говорите, и внутренним опытом, моделью того человека, с которым вы разговариваете [8, с. 42].Более того, нейролингвистическое программирование предлагает понятие перевода (англ. translation) процесса перефразирования высказывания, который изменяет предикаты одной системы представления на предикаты другой. Что, безусловно, может способствовать установлению доброжелательных и доверительных отношений между учителем и учеником.Следующая используемая нами модель, называют полушарной моделью. Наглядно основные принципы полушарной модели приведены в таблице 1.Таблица 1. Полушарная модель НЛП.Диагностика учащихся в данной модели и развитие двух полушарий головного мозга ребенка приводит к его более всестороннему развитию и расширению его возможностей.В педагогической практике так же мы можем использовать техники ассоциации/диссоциации. Что необходимо знать и практиковать как учителям для работы со стресовими ситуациями, так и возможна передача этих знаний ученикам, как средства формирования рефлексии и умения управлять собственными эмоциями.Как пишет М.Гриндер: «Когда вы ассоциированы, вы внутри вашего тела и смотрите вовне. Вы можете видеть и двигаться и знать в этот момент, что вы чувствуете. Когда вы диссоциированы, вы находитесь вне своего тела и можете видеть его со стороны. Вы можете слушать звуки и наблюдать движения вашего тела, но доступ к собственным ощущениям резко снижен или почти невозможен. [2] Приемы НЛП так же обосновывают применение методов невербального общения в образовании. Процесс образования определяется процессом коммуникации. Коммуникация состоит из двух компонентов - вербального (словесного) и невербального (без слов). Преимущества и возможности невербальной коммуникации:- слова имеют ограничения. - невербальные сигналы более действенны.- невербальные отношения более искренние.- невербальные отношения могут выражать очень сложные чувства.- для отправления сложных эмоциональных сообщений необходим отдельный канал коммуникации.- поза, движения тела и другие невербальные сигналы - инструменты, развитые потому, что слова оказались неэффективны.Если между вербальным и невербальным сообщениями появляется неконгруэнтность (несоответствие), то невербальное сообщение одержит победу.Так в процессе обучения используется якорение. Изучение и использование якорей - самый быстрый и действенный путь понимания невербальной коммуникации. Если учитель постоянно использует определенные невербальные сигналы в совокупности с идеей или каким-то содержанием, то в дальнейшем эти невербальные сигналы и содержание становятся связанными.Одна из основных целей НЛП в образовании - научить учителя восстанавливать созданное ранее ментальное состояние вместо того, чтобы создавать его заново. Это экономит время и энергию. Когда учитель действует в определенном месте, в определенной позе, определенным голосом ученик автоматически восстанавливают определенное ментальное состояние. С установлением устойчивой связи между невербальными сигналами и содержанием считается, что оно (содержание) ―заякорилось [2].Таким образом НЛП содержит большое количество техник и технологий, которые могут быть использованы педагогом при организации обучения детей младшего школьного возраста.Психолого-педагогическое обоснование использования методов НЛП в обучении младших школьников.Понятия и подходы НЛП могут стать тем единым языком, на котором смогут находить большее взаимопонимание учитель и ученик. В настоящее время, одной из проблем организации обучения в младшей школе является то, что они говорят как бы на разных языках. Наш опыт использования подходов НЛП в диагностике и коррекции трудностей в обучении позволяет сделать вывод, что трудности в обучении связаны, в первую очередь, с несоответствием их модального типа методам обучения и отсутствием у учителей четкой цели формирования у учеников эффективных стратегий.В последнее время у многих детей к началу учебы в школе слуховой канал восприятия и обработки информации развит слабо, что, в свою очередь, компенсируется развитием зрительного канала.Таким образом, число детей визуального типа сейчас резко возрастает, а методы обучения в школе во многом остаются прежними, основанными в большой степени на речеслуховой подаче материала.Несформированность многих необходимых мыслительных стратегий большого числа учащихся начальной школы особенно сказывается при их переходе в среднее звено, где резко уменьшается количество наглядного материала и где предполагается, что дети уже умеют действовать в умственном плане.Все это приводит к большим трудностям в применении учителями дифференцированного и индивидуального подхода к детям. Данная работа является попыткой привнести некоторые идеи и методы НЛП в практику обучения, диагностики и коррекции школьных проблем, дать возможность учителю взглянуть на задачи обучения под новым углом зрения.В нашей концепции рассматриваются вопросы применения методов НЛП в диагностике и коррекции трудностей в правописании, в усвоении математики, развитии эмпатии, формирование у учеников эффективных стратегий учебной деятельности. Обучая, мы претендуем на многосенсорное представление информации. Такой подход будет воздействовать на большую часть учеников и позволит им получать информацию, выбрав свой входной канал. Кроме того, многосенсорное обучение подкрепляет запоминание, ибо чем больше информационных каналов, тем лучше живая память. Естественно, многосенсорное обучение усиливает дополнительные сенсорные каналы учеников [10].М.А. Павлова в своей книге «Интенсивный курс повышения грамотности» предлагает следующие условия эффективного урока с позиций НЛП:1. «Начало урока - с позитивного якоря. Если обучение ассоциируется с чем-то приятным - оно эффективно». Таким якорем может стать, например, тихая, приятная музыка, которая не только будет настраивать детей на рабочий, но не строго-официальный лад, но и станет дополнительным способом привлечения внимания детей - аудиалов, которые хуже, чем визуалы воспринимают информацию.2. Нужно создать «мотивацию на обучение, то есть необходимо создать причину для учебы, связанную с семантикой самого ребенка3. Использование на уроке «правополушарного и левополушарного подхода, операция сравнения (что общего и что различного), использование предикатов всех трех систем, ключи глазного доступа, учет разных репрезентативных системВсё это очень важно, так как информация, поданная по всем трем модальностям, воспринимается как реальная.4. «Использование состояния непонимания». Это специфическое состояние связано с тем, что одни, когда начинают не понимать, злятся и теряют информацию, другие, напротив, используют это состояние. Но ошибка - тоже результат деятельности, поэтому непонимание становится своеобразно дверью к пониманию. «А для того, чтобы это произошло, нужно найти что-то, что было сделано хорошо5. «Сравнивайте успехи ученика с его собственным прошлым состоянием, а не с успехами других. Реже говорите частицу НЕ».6. Позитивное якорение.7. «Обмен стратегиями, использование эффективных стратегий8. «Подстройка к будущему в конце урока. Успешный ученик знает, где, когда и как он будет применять изучаемое» [6; 75].Таким образом, используя хотя бы некоторые техники и подходы нейролингвистического программирования можно добиться многого, например, того, чтобы уроки стали интересны всем ученикам, следовательно, повысится уровень усваивания материала и общая успеваемость. Более индивидуальный подход к каждому ребёнку поможет победить эффект «школьного конвейера», штампующего одинаково мыслящих, не всегда самостоятельных и не способных к самореализации людей. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.В процессе изучения возможностей применения методов НЛП в образовании мною были апробированы различные методы и технологи. На практике свою эффективность в образовательном процессе показали только некоторые из них. Необходимо заметить, что применение этих методов должно учитывать возрастные особенности детей, их подготовку, педагогические задачи, стоящие перед учителем, психологическое состояние детей и другие составляющие. Описанные далее методы и приемы НЛП были успешно использованы мной в педагогической практике, привели к хорошим результатам при организации развивающей образовательной среды, доверительной и комфортной обстановке в классе, росту учебной мотивации учащихся, расширению их интересов и возможностей, повышению качества усвоения знаний.В результате рефлексии собственного педагогического опыта можно выделить приемы, описанные мной ниже.Следует заметить, что в начале нашего педагогического эксперимента, мною была проведена диагностика, в результате которой выявлено характерное для учеников начальных классов преобладание визуалов и кинестетиков. Эти наблюдения позволили определить методы и приемы подачи изучаемого материала которые сделали дальнейшее обучение личностно ориенттированым: позитивное якорение, разноплановая мотивация на обучение, подача информации во всех модальностях, использование раппортов в начале и в течение урока, сравнение успехов учеников с его собственным прошлым состоянием, а не с успехами других; использование метафор.Рассмотрим каждый структурный элемент урока подробнее:1. Начинать урок необходимо с позитивного якорения.Как якорь я использовала любой раздражитель, который включает ряд внутренних реакций и действий. В моей работе я использовала визуальные, аудиальные и кинестетические якоря в комплексе. И наибольшую эффективность показало использование музыкальных фрагментов, ритмичных хлопковэто аудиальный якорь. Он дает возможность настроиться на восприятие учителя, переключить внимание на работу в аудиальном канале. Так же, хотелось бы заметить, что если обучение ассоциируется с чем-то приятным, то оно более эффективно. Поэтому я связываю начало урока с радостью, удовольствием.2. Мотивация на обучение.Учитывая способность ребенка видеть внутренние образы, я мотивировала учеников на обучение: ребенок слышит похвалу за грамотно и красиво написанную работу. Желаемое состояние определяется в форме вопроса: «Чего вы хотитеЦель мы могли сформировать с детьми вместе. 3. Подача информации во всех модальностях.Мой опыт при работе с учеником визуалом показывает, что лучше использовать слова, описывающие цвет, размер, форму; важный материал акцентировать другим цветом мела на доске. Кроме этого, я использую всевозможные схемы, таблицы, наглядные пособия. В качестве домашнего задания визуалам я даю упражнения на составление обобщающих схем, таблиц по изученным правилам с применением компьютера. Работа с аудиалами предполагает восприятие и передачу информации на слух. Поэтому я часто использую многократное проговаривание орфограммы и правил. Дети-кинестетики, по моим наблюдениям, являются самыми отстающими в обучении детьми в связи с неразвитостью ведущих в образовании модальностей. Следовательно, построить обучение на ощущениях проблематично. Я предлагаю использовать с учеником-кинестетиком жесты, прикосновения. Но педагогический опыт показал, что этого недостаточно. Так как кинестетики обучаются посредством мышечной памяти, то я могу порекомендовать использовать в практике задания, выполнение которых требует от учеников подвижности, поиска ответов на поставленные вопросы в движении. Задания такого плана позволяют позитивно настроиться на работу, заставляются работать кинестетиков с привлечением их ведущей модальности.4. Использование раппортов в начале и в течение урока. Мой педагогический опыт показал, что рапорт, как форма обратной связи в процессе общения действительно эффективный метод. У учеников вызывается ощущение того, что их понимают, что они нравится, появляется чувство доверия к учителю. Однако в ходе установки раппорта важно суметь подстроиться под ведущую модальность каждого ученика, что требует времени и хорошей подготовки учителя.5. Сравнение успехов учеников с его собственным прошлым состоянием, а не успехами других.На мой вигляд, это очень действенный метод оценивания учеников, потому что он вызывает у них веру в собственные силы и возможности, стремление развиваться дальше. Пропадает постоянная невротизация и страх негативних оценок. Ошибки становятся не поводом для фрустрации ученика, а обратной связью, благодаря которой учитель вместе с ним простраивает его оптимальный путь развития.6. Использование метафор.На мой взгляд, метафора в НЛП не тождественна термину «метафора» в филологии, хотя в основе лежит сходство. В НЛП метафора – это своеобразная притча. Она обогащает языковое сознание ученика, воздействует на все репрезентативные виды деятельности, активизирует мышление и память, устанавливает индивидуальные связи, вместо метафор я применяю лингвистические сказки, притчи, особенно на этапах усвоения новых знаний, закрепления и повторения урока. При этом сказка не должна выходить на передний план, «сказочное» определение всегда необходимо «переводить» на язык научный, которым написан учебник.В результате применения выше названных методов, я могу констатировать, что вектор взаимодействия учителя и учеников сместился с прямой передачи информации на открытие новых знаний, умений и навыков самими учениками, взаимодействие с учениками стало более доверительным и открытым, практически для каждого открылись новые способности и интересы, расширились системы репрезентации действительности.Однако, следует заметить, что работая с применением методов НЛП, необходимо:четко осознавать, федеральные государственные образовательные стандарты, поэтому необходимо, опираясь на стандарт, использовать широкий спектр возможных методов и приемов эффективного обучения;осваивая новые технологии, менять свою позицию, изменить свою роль – стать модератором, тьютером, мотиватором, учить детей «учиться».ЗАКЛЮЧЕНИЕОбобщая всё вышесказанное, следует указать на преимущества и эффективность использования методов НЛП при организации развивающего обучения младших школьников. На примере педагогического опыта было показано, что для организации развивающего обучающего пространства младших школьников необходимо применение индивидуального подхода, выделение ведущих систем восприятия информации, и встраивание новых моделей успешности. Достижение этих целей возможно путем внедрения в образовательный процесс методов НЛП. Их преимущество заключается в простоте и легкости использования, в том что они подходят для проведения всех типов уроков, способствуют развитию и созданию позитивного отношения к обучению, налаживанию продуктивных и доверительных отношений между учителем и учеником. Результатом использования методов НЛП в образовательном процессе младших школьников стала организация развивающей образовательной среды, что в свою очередь способствует повышению уровня и качества восприятия, росту учебной мотивации, расширению интересов и возможностей младших школьников, всестороннему развитию личности младшего школьника и повышению качества усвоения знаний. Использование технологий НЛП способствует также подготовке учащихся к успешной жизнедеятельности в общеобразовательной школе и к дальнейшему их самоопределению и самореализации. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей пед. вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – Москва: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.2. Гриндер М. Исправление школьного конвейера //НЛП в педагогике. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 320 с. — ISBN 5-88320-109-4. — 49 с.3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.4. Дилтс Р. Нейро-лингвистическое программирование. М.: Просвещение.2001. 238 с.5. Кейд Б., О'Хэнлон В.Х. Краткосрочная терапия. М.: Институт общегуманит. исслед., 2000. 240 с.6. Павлова М.А. Интенсивный курс повышения грамотности с помощью НЛП. – Москва, 2000.7. Соколова Т.В. , Кириллова Т.С. Психологические основы нейро-лингвистического программирования // Астраханский медицинский журнал. 2012. №1. URL: 8. Arikson, M. The methodics of hypnosis and therapy / M. Arikson. − M. : Univ. Press. PG, 1995. − 627 p.9. Dilts, P. The foci of language / P. Dilts. − W.-St. P. : Univ. Press. PG, 2001. − 412 p.10. Grinder, M. NLP in pedagogical science / M. Grinder, L. Loyd. − L.-M. : Univ. Press. PG, 2001. − 286 p.