И. Суриков "Детство"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: И. Суриков "Детство"
Автор: Елена Васильевна Гильд

Конспект урока чтения в 3 классеТема: «Стихотворение  И. Сурикова « Детство». Цель урока:   Создать условия для восприятия учащимися литературного произведения, понимания текста и изучения биографии писателя.Задачи урока: учить читать стихотворение выразительно и овладевать навыками смыслового чтения; учить выражать своё отношение к прочитанному произведению, анализировать стихотворение. Оборудование:  презентация к уроку, картины природы .
  • Организационный момент.
  • Прозвенел звонок веселый.Мы начать урок готовы.Будем слушать, рассуждать,И друг другу помогать. Слайд 1. II. Логопедическая минутка Вез на горку СаняЗа собою сани.Ехал с горки Саня,А на Сане сани.- Хоровое чтение скороговорки.- Почему слово «Саня» и «сани» написаны по-разному? Слайд 2. III Актуализация знаний учащихся. - Как называется раздел с которым мы работаем? («Зимушка_- зима»). - С какими произведениями по этой теме вы знакомились? (С.Есенин « Зима», И. Шевчук «С прогулки»). - Выразительное чтение наизусть стихотворения С. Есенина «Зима». (Слайд 3). IV.Работа по теме урока. -Ребята, прочитайте, пожалуйста, на доске (на слайде) фамилию, имя и отчество поэта, с творчеством которого мы и будем знакомиться на уроке (Слайд 4).-Рассказ учителя о жизни и творчестве Ивана Захаровича Сурикова. Иван Захарович Суриков (1841–1880) — поэт и писатель.Иван Суриков родился 6 апреля 1841 года в Ярославской губернии, его родители были крепостными крестьянами. Иван Захарович не получил школьного образования и самостоятельно обучался грамоте.  За два года он научился грамоте и полюбил чтение стихов. В 8 лет после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственники не приветствовали это увлечение. В 1862 году И. З. Суриков познакомился с поэтом А. Н. Плещеевым, который помог опубликовать стихи поэта-самоучки в журнале «Развлечение» и отметил в его стихах «черты самобытности, а главное, задушевность и глубокое чувство». В 1871 году вышел первый сборник стихотворений Ивана Сурикова.  Основная тема стихотворений Сурикова – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. Например, «Рябина». На слова Сурикова музыку написал сам П.И Чайковский ( например, лирическая песня на тему старины "Я ли в поле да не травушка была"... Поёт Алина Плаксина. (Музыка П. Чайковского, слова И. Сурикова). Умер Суриков И.З. в расцвете своего таланта в 39 лет.  Многие песни, которые часто считаются народными, написаны на стихи Сурикова. Давайте, ребята, прослушаем отрывок из песни  «Рябина». ( Прослушивание песни). (Слайд).Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым:Детства прошлого картины!Только вы светлы:Выступаете вы яркоИз сердечной мглы. (Слайд 5)-вот такими светлыми красками пронизано стихотворение И.З. Сурикова «Детство». - Настрой на восприятие текста стихотворения. Семейный вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Тогда не было электричества, а значит, не было света, телевизоров, компьютеров. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом. У детей 19 века не было игрушек, которые есть у вас сейчас. Но самым увлекательным занятием детишек были зимние забавы.- Познакомимся с новым произведением. Откройте учебник на с. 11. Рассмотрите иллюстрацию. По названию, иллюстрации- предположите, о чем это произведение? - Чтение наизусть стихотворения И.З. Сурикова «Детство» учителем ( стр. 11 учебника). (Слайд 6).- Словарная работа : «Читай правильно».Све-рну-ли Ку-ба-ремКа-чу-сяХо-хо-чутЗа-ле-пил на бок –хлоп – упал; кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку). ( Слайд 7). - Беседа по содержанию стихотворения по вопросам. (Слайд 8)- От чьего имени написано произведение?- Что вспоминает автор из своего детства?- К какому виду жанра относится это произведение? (Это стихотворение, так как есть рифма, ритм, короткая строка, переживания автораО какой зимней забаве вы узнали из стихотворения?Что случилось с героем стихотворения?Почему смеются мальчишки? Правильно ли они поступают? Почему?А как бы вы поступили на месте ребят?- Физкультминутка. (Слайд 9) 1, 2, 3, 4, 5 - будем мы в снежки играть!Валенки наденем, шапку,Шарф завязан?Всё в порядке!Раз – присесть, Два – наклониться,Три – снежок лепи,На четыре и на пять,Начинай снежки бросать! ( используются снежки). - Выборочное чтение. Анализ вторичного восприятия – стр.11. учебника.Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить? (Слайд 10)- А где происходило событие?Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами знаем, повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз впервые строчки стихотворения. ( Этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни...– На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.– Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.– Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше).И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки? ( Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб.)А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте.А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика?  “(Мне в сугробе горе,А ребятам смех!..”)А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением? (С радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека). Ребята, а какой мы можем сделать вывод из этой части? ( Мальчик был счастлив). - Зарядка для глаз. Я буду называть разные слова. Если они есть в прочитанном стихотворении, вы часто моргаете глазами. Если таких слов в стихотворении нет, вы зажмуриваете крепко глаза.Деревня, в санках, на лыжах, снег, сугроб, девчонки, мальчишки, радость, смех,  пальтоваленки, друзья, лицо куртка, горе.V.  Контроль усвоения изученного материала
  • Выборочное чтение
  • - Я начинаю читать предложение, а вы его находите и продолжаете читать до конца.1.Вот качусь….2. Кубарем качуся….3. Все лицо и….4. Мне в сугробе….
  • Чтение текста «по цепочке» стр. 11.
  • Выразительное индивидуальное чтение стихотворения.
  • VII .Рефлексия деятельности.Мы возвращаемся из путешествия, из детства Ивана Захаровича Сурикова.- С каким стихотворением познакомились?- Кто написал это стихотворение?- Что автор хотел сказать этим стихотворением? (хотел рассказать о радостном детстве, поделиться радостными воспоминаниями). ДЕТСТВО - счастливая пора жизни, в которой игры в снежки, катание на санках, школьная пора, дружба детей - остаются в памяти навсегда. Где бы вы ни были, вы всегда будете возвращаться в ваше детство, на свою малую родину.- Что особенно понравилось на уроке?Учитель дарит снежинки. VIII .  Домашнее задание. Выставление оценок (Стр.11 выучить наизусть)