проект "Чистота - залог здоровья"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: проект "Чистота - залог здоровья"
Автор: Замотаева Екатерина Витальевна

Проект ЧИСТЮЛИ.
Проблема:Отсутствие у детей культурно гигиенических навыков.
Вид проекта:игровой
Тип проекта: краткосрочный (1 неделя) с 15 по 19 января 2024г
Актуальность:
Известно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия — благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
Главная задача — формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение: разговаривать, писать, читать.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста мною было замечено, что у малышей отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, последовательно мыть руки, вытирать их полотенцем, нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. Процесс мытья рук занимает существенную часть времени бодрствования, и очень важен для ЗОЖ каждого ребенка, потому важно их развивать. Именно в дошкольном возрасте необходимо воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
Цель проекта: формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного через использование художественной литературы в разных видах деятельности.
Мотивировать детейбыть здоровыми, чистыми, не похожими на Грязнулю из стихотворения Чуковского Мойдодыр, А.Барто Девочка чумазая. Научиться держать мыло в руках, чтобы оно не выскальзывало, не злилось.
Задачи:
Образовательные:
— приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение закатывать рукава, правильно пользоваться мылом, аккуратно намыливать и мыть руки; насухо вытираться полотенцем);
— содействовать стремлению к ЗОЖ;
Развивающие:
— развивать произносительную и диалогическую стороны речи;
-развивать уверенность в себе и своих возможностях; развивать активность, инициативность, самостоятельность;
-развивать понимание и осмысливание произведений искусства.
Воспитательные:
Предполагаемый результат.
Дети закатывают самостоятельно рукава перед мытьем рук, правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки; вытираются после умывания, вешают полотенце на место. Рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом, отвечают на вопросы.
Iэтап — подготовительный
Наблюдение за детьми.
Организация предметно-развивающей среды.
Подборка литературы, игр, иллюстрации.
IIэтап — практическая часть
Ввести в игровую ситуацию детей и сформулировать проблему:
Организовать занятия, беседы.
Проведение игр.
Чтение художественной литературы.
Оказывать помощь детям при реализации замыслов.
III этап - заключительный.
Создание фотоотчета по проектной работе.
Проведение диагностики навыков и знаний детей
ПЛАН РАБОТЫ:
Понедельник
15 января
Ситуативная беседа Почему опасно не мыть руки с мылом.
Вторник
16 января
НОД Кукла Ляля умывается
Среда
17 января
Рассказывание стихотворения Г.Лагздынь Аккуратные зайчата. Практическое упражнение Аккуратные зайчата.
Четверг
18 января
НОД Чтение стихотворения А.Барто Девочка чумазая….
Лепка: Рас
еска.
Пятница
19 января
Рисование
Ладошки
Направление работы с детьми:
Направление деятельности
Содержание деятельности
Ознакомление с окружающим
Беседы :
Что мы знаем о воде
Вода-источник жизни
Обитатели водоемов
Какую воду можно пить?
Развитие речи
ОД Обитатели водоемов
ОД О связи живой и неживой природы
Беседы:
Загрязнение воды и как этого избежать
Бережем воду вместе
Зачем мы поливаем комнатные растения?
Опытно – экспериментальная деятельность
Опыты:
Вода – это жидкость
Вода прозрачная
Вода меняет цвет
Вода – растворитель
Мыльные пузыри
Плавает – тонет
Продуктивная
деятельность
- Рисование: Море на картинке;
- Коллективная аппликация Аквариум;
-Лепка : Рыбки
- конструирование Озеро
- Раскрашивание корабликов-оригами.
Чтение художественной литературы
Рассказы и сказки:
- Родник Т. А. Шорыгина (Зеленые сказки. Экология для малышей);
- Королева – вода Н.А. Рыжова (экологическая сказка);
-Мойдодыр К.И.Чуковский
- Что случилось с рекой? Б. Заходер;
Стихотворения:
-Вы слыхали о воде? Н.А.Рыжова;
- Я по воде могу ходить С. Олегова;
- Ручеек и речка С. Олегова;
- Что может быть в прозрачной капельке воды? С. Олегова;
- Берегите воду С. Олегова;
- - Дождик В. Минькова;
Загадки, половицы и поговорки о воде
Социализация
Подвижные игры:
Ручеек
Караси и щука
Море волнуется
Лягушки и цапля
Дидактические игры:
Какой бывает вода?
Доскажи словечко
Кто больше назовет
Кому нужна вода, а кому полянка
Небо. Земля. Вода
Сюжетно – ролевые игры:
Моряки
Пароход
Пальчиковая гимнастика:
Рыбки;
Дождик;
Дельфин
Заключительный этап:
Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний.
выставка рисунков детей.
фотоотчет и отчет по проекту.
Содержание работы
Цель
Ситуативная беседа Почему опасно не мыть руки с мылом.
Формирование представлений о гигиенических основах безопасности жизнедеятельности. Совершенствовать представления детей о значении гигиенических процедур (мытье рук). Развивать умение самостоятельно замечать необходимость мытья рук. Прививать потребность вести здоровый образ жизни.
Показ алгоритма Мытье рук.
Познакомить детей с алгоритмом мытья рук, научить с помощью нее последовательно мыть руки
Практич.упр.: Моем чисто руки
лицо.
Учить детей намыливать руки, мыть их теплой водой, отряхивая капли с рук в раковину. Учить находить свое полотенце и вытирать руки насухо.
Лепка: Расческа.
Развивать творческие способности детей; закреплять представления об элементарных навыках гигиены; учить рисовать карандашами прямые горизонтальные линии.
Беседа Водичка, водичка.
Познакомить детей со свойствами воды, помочь детям запомнить и научить употреблять в речи действия качеств : горячая, холодная, теплая вода; учить детей КГН, обогащать словарный запас, активизировать в речи детей слова, обозначающие действия
Прослушивание потешки и просматривание иллюстраций к ней Водичка, водичка.
Знакомить детей с новыми потешками, обогащать их лексический словарь, развивать память, прививать навыки самообслуживания
Рассказывание стихотворения Г.Лагздынь Аккуратные зайчата. Практическое упражнение Аккуратные зайчата.
продолжатьучить детейаккуратномыть руки, насухо вытирать их, развивать речьи мышление.
Игра-ситуация: Почему у кукол гр
зное полотенце?
продолжатьформировать умение у детей мыть тщательно руки, делать выводы изпоставленныхситуаций.
Чтение потешки В ручейке вода.
Познакомить с потешкой, приучать детей использовать ее во время мытья рук.
Пальчиковая игра Что ж
деткам пригодится?
Развивать речь детей, память.
НОД Кукла Ляля умывается.
Помочь детям запомнить и научить употреблять в речи названия предметов, действия качеств : ванночка, мыло, мыльница, полотенце, смывать мыло, вытирать; горячая, холодная, теплая вода; показывать малышам как интересно
ожно играть с куклой
Чтение К. Чуковского Мойдодыр (отрывок).
познакомить с содержанием сказки в стихах К.И.Чуковского Мойдодыр. Продолжать закрепление знаний детей о культуре гигиены; формирование положительного отношения к здоровому образу жизни; воспитывать интерес к детской художественной литературе, аккуратность, чистоплотность, желание быть всегда опрятным, красивым; обогатить словарный запас.
Проговаривание потешки Мойся мыло не ленись.
Формировать слуховое восприятие, дать необходимые элементарные представления о необходимости содержать тело в чистоте. Учить самостоятельно брать мыло, смочив его намыливать руки
НОД Чтение стихотворения А.Барто Девочка чумазая….
Упражнять в слушании литературного произведения без показа, способствовать его пониманию; закрепить элементарные представления о необходимости содержать тело в чистоте; способствовать развитию слухового внимания.
Просматривание иллюстраций к стихотворению А.Барто Девочка чумазая
Напомнить сюжетную линию данного произведения, развивать речь детей, учить отвечать на вопросы воспитателя.
Д/И Подбери предметы личной гигиены.
учить детей находить предметы по просьбе воспитателя
Игра – эксперимент Приключение мыльного пузыря.
расширение кругозора детей (показать качества мыла)
Рисование
Ладошки
закрепление КГН, продолжать учить рисовать пальчиком, учить сравнивать
Дид. упр.: Как мы моем ручки и вытираем их.
закрепление навыка мытья рук
Привлечение родителей:
1.Создание фотоотчета Чистые ручки.
Цель: ознакомить родителей с ходом проекта, привлекать родителей к совместной работе по формированию КГН у ребят.
2.Беседа-консультация с родителями Алгоритм мытья рук, Как привлечь ребенка к усвоению КГН, Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
Цель: создание необходимых условий в домашних стенах, для успешного формирования КГН (порезать кусочек мыла пополам, повесить полотенце на доступном для ребенка уровне, напоминание родителями ежедневно алгоритм мытья рук).
Беседа: Почему опасно не мыть руки с мылом.
ЦЕЛЬ: Формирование представлений о гигиенических основах безопасности жизнедеятельности.
ЗАДАЧИ:
— Совершенствовать представления детей о значении гигиенических процедур (мытье рук).
— Развивать умение самостоятельно замечать необходимость мытья рук.
— Прививать потребность вести здоровый образ жизни.
— Ребята, каждый день, и дома и в детском саду, приходя с прогулки и после туалета, после игр и перед едой вам говорят одно и то же — Не забудь помыть руки!
— А вы как думаете, ребята? (ответы детей)
— Внимательно посмотрите на свои руки. Вы видите микробов? Почему?
— Микробы очень маленькие и их нельзя увидеть без специальных увеличительных приборов, их можно разглядеть только под микроскопом.
— А кто же они такие, эти микробы? (варианты ответов детей)
В глубоком, чёрном подземелье
Микробы страшные живут,
И терпеливо днём и ночью,
Они детей не мытых ждут.
С не мытых рук пролезет в рот
Противный, маленький микроб.
Пролезет тихо, как шпион,
И натворит такого он…
… Но только не надо бояться,
Надо сопротивляться!
Ведь эта страшная сила
Боится простого… .
МЫЛА!
Микробы живут везде — в воздухе, в воде, на руках, продуктах, шерсти животных и игрушках и других предметах.
Микробы — это очень маленькие существа, их нельзя разглядеть без микроскопа.
Микробы бывают полезные и вредные (полезные помогают, а вредные вызывают болезни).
Чтобы не заболеть — надо обязательно мыть овощи и фрукты, не грызть ногти и чаще мыть руки, особенно перед едой.
Все болезни у ребят,
От микробов, говорят.
Чтоб всегда здоровым быть,
Надо руки с мылом мыть!
2.Алгоритм мытья рук.
ЗАКАТЫВАЕМ РУКАВА-ОТКРЫВАЕМ КРАН-СМАЧИВАЕМ РУКИ-НАМЫЛИВАЕМ ИХ ДО ГУСТОЙ ПЕНЫ-СМЫВАЕМ МЫЛО-ЗАКРЫВАЕМ КРАН-ВЫТИРАЕМ НАСУХО ПОЛОТЕНЦЕМ.
4. Игра Что изменилось.
Воспитатель предлагает детям отвернуться, в это время меняет последовательность алгоритма, (одну картинку), затем предлагает детям повернуться и найти и исправить ошибку. ( игра проводится 2-3р)
5. ПальчиковаяиграЧто же деткам пригодится?
Дети отвечают на вопросы воспитателя и загибают пальчики.
- Что же деткам пригодится, чтобы начисто умыться? Нам нужна …
-Водица.
- Что же с ручек грязь смывает?
- Мылодеткам помогает.
- В ванну смело мы идем, спинку и животик трем.
Что же деткам помогает?
- Мочалка.
- Чтобы зубки не болели, чтоб они всегда блестели, помогает …
-Зубная щетка.
- Чисто – чисто умывались. Чем же детки вытирались?
- Полотенцем.
- Чтоб волосики не путались. Чтоб они нас всегда слушались, чтоб красивой была прическа, помогает всегда …
-Расческа
6. Д/И Чудесный мешочек
(Дети достают по очереди предметы личной гигиены: мыло, мочалку, полотенце, обследуют их на ощупь, на запах и называют).
Воспитатель по ходу игры задаёт вопросы о том, для чего нужны предметы, добиваясь полных ответов детей:
-Зачем нам нужно мыло?
- Зачем нужна мочалка?
-Для чего нужно полотенце?
7. Физическая минутка Душ
Жарче дырчатая тучка (сжать-разжать кулачки)
Поливай водичкой ручки, (потирать кисти рук)
Плечики и локоточки, (потирать плечики и локоточки)
Пальчики и ноготочки, (потирать пальчики и ноготочки)
Мой затылочек, височки, (потирать затылок, височки)
Подбородочек и щечки. (потирать подбородок и щеки)
Трем мочалочкой коленочки, (потирать коленочки)
Щеточкой трем хорошенечко, (потирать коленочки)
Пяточки, ступни и пальчики, (потирать пяточки и пальчики)
Трем хорошенечко мальчика. (потирать все тело)
ПОТЕШКИ.
1. Водичка, водичка!
(подставить ладони под струю воды)
Умой мое личико,
(помыть водой лицо)
Чтобы глазки блестели,
(потереть глаза кулачком)
Чтобы щечки горели,
(слегка потереть щечки ладонями)
Чтоб смеялся роток,
(улыбнуться)
Чтоб кусался зубок.
(сомкнуть губы: ам)
2.Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.
3. Знаем, знаем мы, да-да-да.
Где ты прячешься, вода,
Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошки по-нем-нож-ку.
(Поочередно массируют каждый палец)
Нет, не понемножку, посмелей,
Будем умываться веселей!
(Энергично растирают ладони и кисти рук)
4. Каждый день
Я мыло мою
Под горячею водою
И в ладонях поутру
Очень сильно тру.
Мойся, мыло,
Не ленись!
Не выскальзывай,
Не злись!
Ты зачем опять упало?
Буду мыть тебя сначала.
Р.Куликова
5. Надо, надо нам помыться.
Где тут чистая водица?
Кран откроем: ш-ш-ш,
Руки моем: ш-ш-ш.
Щечки, шейку мы потрем
И водичкой обольем.
Стихи:
1.Аккуратные зайчата
Лапки? Мыли.
Уши? Мыли.
Хвостик? Мыли.
Все помыли!
И теперь мы чистые
Зайчики пушистые. (Лагдынь Г.).
2.Девочка чумазая
— Ах ты, девочка чумазая,
где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки;
на локтях — дорожки.
— Я на солнышке лежала,
руки кверху держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
— Ах ты, девочка чумазая,
где ты носик так измазала?
Кончик носа чёрный,
будто закопчённый.
— Я на солнышке лежала,
нос кверху держала.
ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.
— Ах ты, девочка чумазая,
ноги в полосы измазала,
не девочка, а зебра,
ноги-как у негра.
— Я на солнышке лежала,
пятки кверху держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
— Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем всё до капли.
Ну-ка, дайте мыло.
МЫ ЕЁ ОТОТРЁМ.
Громко девочка кричала,
как увидела мочалу,
цапалась, как кошка:
— Не трогайте
ладошки!
Они не будут белые:
они же загорелые.
А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.
Оттирали губкой нос —
разобиделась до слёз:
— Ой, мой бедный носик!
Он мыла не выносит!
Он не будет белый:
он же загорелый.
А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.
Отмывали полосы —
кричала громким голосом:
— Ой, боюсь щекотки!
Уберите щётки!
Не будут пятки белые,
они же загорелые.
А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.
— Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ. (А.Барто).
3. Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым
Трубочистам —
Стыд и срам!
Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое. (К.Чуковский).
В ГОСТЯХ У МОЙДОДЫРАЦель: Формировать умение детей выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры: пользоваться полотенцем, расческой, мылом. Развивать игровые навыки, воображение, слуховое восприятие, речь, активизировать словарный запас.
Оборудование: Мойдодыр, полотенце, расческа, мыло, зубная щетка, зубная паста, кукла.
Предварительная работа: чтение произведения К.И.Чуковского Мойдодыр, рассматривание картинок, способствующих формированию у детей культурно-гигиенических навыков, знакомство со схемами-алгоритмами.
Ход занятия:В группу входит взрослый, в руках у него Грязнуля (кукла с грязными руками и лицом).Воспитатель. Посмотрите, ребята, к нам в группу пришел новый мальчик. Но какой, же он грязный! (обр. к Грязнуле): Ах ты, гадкий, ах, ты, грязный, Неумытый поросёнок! Ты чернее трубочиста, Полюбуйся на себя, У тебя на шее вакса, У тебя под носом клякса, У тебя такие руки,Что сбежали даже брюки.
Воспитатель. Ребята, мы можем принять его в группу? А почему? (ответы детей: потому что он очень грязный). Совершенно верно. Он такой грязный, что мы не можем его принять. К нам в детский сад ходят только чистые и аккуратные дети. Правда?Воспитатель.(обр. к Грязнуле) Ответь, пожалуйста, почему ты пришёл в детский сад с грязными руками? (делает вид, что Грязнуля что-то шепчет ему на ухо).Что? Ты не умеешь мыть руки?Ребята, мне жалко этого мальчика, его никто не научил умываться. Как же мы сможем помочь Грязнуле?(ответы детей) – научить.Подытоживает ответы детей: Давайте мы научим его мыть руки, и тогда грязнуля станет чистюлей. Согласны?Ответы детей. (Поможем. Да.)Воспитатель. Рано утром на рассвете Умываются котята и мышата, И жучки и паучкиДети, а вы помните, кто говорил эти слова?Дети: Мойдодыр. …Вдруг из маминой из спальни, Кривоногий и хромой Выбегает умывальник И качает головой.Воспитатель выводит МойдодыраДети его рассматривают, и воспитатель обращает внимание детей на тазик, в котором находятся какие-то предметы.
Игра Мойдодыр (Дети достают по очереди предметы личной гигиены: мыло, полотенце,расческу обследуют их и называют).Воспитатель задаёт вопросы о том, для чего нужны предметы, добиваясь полных ответов детей:-Зачем нам нужно мыло?- Зачем нужна расческа?-Для чего нужно полотенце?(Ответы детей: Мыло нужно для того, чтобы мыть руки, чтобы руки были чистыми; расческа нужна для того, чтобы расчесывать волосы и делать прически; полотенце нужно для того, чтобы руки были сухими).Воспитатель. Понял, Грязнуля, сколько предметов помогают людям быть опрятными. Но этих предметов мало. Для того, чтобы быть чистыми, нужно научиться ими пользоваться. Дети, давайте научим Грязнулю правильно мыть руки.Дети по очереди проделывают с Грязнулей необходимые манипуляции, расчесывают.Воспитатель. Подождите, подождите. Кажется малыш мне что-то говорит. Оказывается его зовут Витей(имя мальчика, которое не встречается в данной группе)А теперь, дети, все вместе с Витей помоем руки.
Физическая минутка Душ (Во время физ. минутки Грязнуля превращается в чистюлю)Мойдодыр. Вот теперь тебя люблю я, Вот теперь тебя хвалю я! Наконец-то ты, Грязнуля, Мойдодыру угодил!Будьте всегда чистыми и аккуратными, а мне пора возвращаться в свою сказку. До свидания!Воспитатель. Спасибо, Мойдодыр, за помощь. До свидания!
Диагностика воспитания культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе (проект Чистюли)
Культурно-гигиенические
навыки ребенка
Фамилия, имя
ребенка
Моет руки самостоятельно
Насухо вытирает лицо и руки личным полотенцем
Умеет пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком)
начало проекта
конец проекта
начало проекта
конец проекта
начало проекта
конец проекта
1
2
3
4
5
6
7
8
\
9
10
Высокий уровень --- 3 б Средний уровень --- 2 б Низкий уровень --- 1 б