«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров»
Автор: Евгения Сергеевна Бубнова

Бубнова Евгения Сергеевна Воспитатель 1-й категории МАДОУ «Детский сад № 7»Статья: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров»«Важнейшим средством воздействия на ребенка, облагораживающим его чувства, душу, мысли, переживания являются красота и величие, сила и выразительность родного слова».                                                        В.А. Сухомлинский        Речевое развитие ребенка – один из важнейших показателей его гармоничного развития. Качеством использования навыков владения языком и определяется эффективность общения.  Дети, в большинстве случаев, имеют не отдельное нарушение структурного компонента речи, например звукопроизношения, а комплексное отставание речевых компонентов: произношения, словарного запаса, способностей к фразовому и связному устному отражению мыслей. Проблемы развития речи в раннем детстве отражены в работах М.И. Лисиной, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других авторов.Методика развития речи детей дошкольного возраста является одним из существенных разделов педагогики. В разработке этой методики, проводившейся в течение многих десятилетий, принимали участие известные ученые и практические работники - педагоги, методисты: Е.И. Тихеева, Н.М. Щелованов, П.М. Аксарина, Н.Ф. Ладыгина, Е.К. Каверина, Г.Л. Розенгарт-Пупко, Г.М. Лямина, В.А. Петрова, Н.С. Карпинская и др.В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общего развития и усвоения различных сторон родного языка. Исследователи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Р.Е. Левина, Е.И.Тихеева, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте.Гармоничному развитию личности ребенка способствует активное применение малых фольклорных жанров. По мнению К.Д. Ушинского, средства устного народного творчества должны активнее внедряться в процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов.Проблемой применения фольклора в обучении и воспитании детей занимались А.П. Илькова, Н.П. Кузьмина, Н.И. Политова, А.В. Соболева и др. Л.И. Павловой сформулированы некоторые принципы и методы работы с детьми раннего возраста. Методика знакомства детей младшего дошкольного возраста с фольклорным материалом описана М.Ю. Новицкой.Содержание и специфика малых фольклорных форм рассматриваются в работах А.П. Илькова, Б.Н. Путилова, В.П. Аникина, О.В. Бережнова и др.Народный фольклор называют также народной дидактикой. Он настолько разнообразен и выразителен, что позволяет воспитателю быстро найти эмоциональный контакт с ребенком и построить свою работу по преодолению отклонений в развитии речи на ярком и интересном для ребенка материале. Простота и лаконичность народного фольклора помогает простыми коррекционными средствами решать сложные задачи преодоления ЗРР. Малые фольклорные формы созданы на материале, который хорошо известен детям раннего возраста, близок их пониманию, конкретен. Он легко запоминается и способствует развитию воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка и речи.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1.        Ожегов С.И. Словарь русского языка: 51533 слова /Под редакцией Обнорского С.П., - Государственное издатеьство иностранных и национальных словарей. – Москва: 1953. – 848 с.2.        Миронова Н.  Кто такие «гуленьки»?//Дошкольное воспитание. -  2005. - № 11. – С.108-114.3.        Родничок. Книга для чтения детям 4 – 5 лет. – Тула: изд-во «Арктоус», 1994. – 207 с., ил.4.        Русский фольклорост. и примеч. В.Аникина. – Москва: Художит., 1986. – 367 с.5. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. Аникин В.П. – М.: Учпедгиз, 1957, 237 с.6.     Афанасьев А.Н. « Сказания, легенды и притчи». Полная иллюстрированная энциклопедия. – Москва ЭКСМО 2005. -254 с.7. Бородич А.М. Методика развития речи детей. .: Просвещение, 1981, 255 с.8. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм //   Дошк. воспитание.-1991.-№9, 22 с.9. Тарасова Т. Мальчик – пальчик, где ты был? (о роли игр – забав в жизни дошкольника) // Дошк. воспитание.-1995.-№12, 62 с.10. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет.   –М.: Просвещение, 1960, 384 с.