"Педагогическая теория и практика: актуальные идеи и успешный опыт в условиях модернизации российского образования"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Педагогическая теория и практика: актуальные идеи и успешный опыт в условиях модернизации российского образования"
Автор: Светлана Николаевна Гилева

Педагогическая теория и практика. Актуальные идеи и успешный опыт в условиях модернизации российского образованияНепрерывное совершенствование знаний, умений и навыков является одним из основных движущих факторов всей эволюции человека, залогом развития цивилизации. Извечно находящиеся на передовой человечества ученые, как правило, отчетливее своих современников осознавали необходимость достижения все новых и новых уровней развития знания, преодоления пороговых значений в процессе исследований, пороговой оптимизации, определения стратегических направлений развития науки, выстраивания тактики действий, ориентированных на достижение предметных целей, являющихся составляющими реализации стратегических целей, равно как и значимость обозначения приоритетных ветвей развития науки на тот или иной период времени. Далеко не всегда их устремления получали одобрение и поддержку в обществе. Развитие наук нередко тормозилось в предыдущие столетия искусственно создававшимися препятствиями, обусловленными самыми разными причинами, например, системами воззрений, отвергавших самую возможность появления и развития всех прочих.Образовательные программы, обучающие проектированию, формированию и мониторингу комфортной для жизни и деятельности человека техносферы, способам защиты природной среды от техногенного воздействия, разработки современных технических средств, методов оценки, контроля и прогнозирования, способствующие сохранению жизни и здоровья человека, обогащают необходимыми в современном мире знаниями человека фактически без выпадающих категорий с использованием возможностей формального, неформального и формального обучения, вбирая все возможные формы и опции обучения.Вариативность, изменчивость, активное смещение статусов массовой, поточной разработки запускаемых программ, и, как ранее указывалось, быстрое обновление информации в области высоких технологий, научно-технический прогресс также служат побудительными причинами к активации действий по приобретению современным человеком все новых знаний. Соответствие утверждаемых модулей новым вызовам времени способствует распространению компьютерной грамотности населения, мотивации к обучению по специальным программам. При этом оптимум передачи знания из поколения в поколение, зарекомендовавший себя как выверенная и всеохватная универсалия на протяжении многих веков эволюции человечества, в наши дни не может быть признан предпочтительным алгоритмом действий; развитие наук происходит сегодня значительно быстрее смен поколений, ускоряясь множеством открытий в различных областях знания, в том числе прежде не существовавших. В результате постоянное обновление приобретенных в стенах учебных заведений компетентностей признается в современном мире пороговой величиной, будь то выбор неформального обучения или информального. В наши дни работающим специалистам предоставляется не только возможность регулярного уточнения содержания компетенций и восполнения упущенных сегментов модулей на курсах повышения квалификации; фактически неисчерпаемы ресурсы дистанционного обучения, открытых лекций университетов, тестов самопроверки, вебинаров, форумов, коммьюнити. Что в итоге также способствует распространению идей непрерывного образования.Образовательные программы, обучающие проектированию, формированию и мониторингу комфортной для жизни и деятельности человека техносферы, способам защиты природной среды от техногенного воздействия, разработки современных технических средств, методов оценки, контроля и прогнозирования, способствующие сохранению жизни и здоровья человека, обогащают необходимыми в современном мире знаниями человека фактически без выпадающих категорий с использованием возможностей формального, неформального и информального обучения.Ретроспекция фундаментальных трудов выдающихся педагогов прошлого обнаруживает преемственность стратегии и фактическое воспроизведение выдвигавшихся ими педагогических идей и дидактических принципов в современной концепции непрерывного учения. Наблюдается фактическая идентичность смыслового наполнения, отличия терминологического порядка.Основные идеи, ключевые тезисы, регулятивные нормы и принципы, базовая терминология, философские обоснования, фундаментальные установки концепции непрерывного образования возникали не в середине XX — начале XXI вв. Период середины XX — начала XXI вв. скорее можно назвать временем укрепления, уточнения, активного распространения существовавших и ранее педагогических идей, представлений, допущений, теорий, понятий, основополагающих утверждений, постулатов о непрерывном учении; временем оформления единой концепции.Непрерывное повышение собственного уровня компьютерной грамотности, своевременное изучение необходимых для работы программ и технических новинок для многих преподавателей довольно сложная задача, если преподаватель решает вопросы такого порядка самостоятельно. Оптимальным выбором для учебных заведений решения указанного вопроса может являться как включение специальных курсов изучения в программы педагогического образования, в том числе возобновляемого, в рамках курсов повышения квалификации, так и организация занятий для преподавателей в формате регулярных лекций и практикумов в течение учебного года, обязательных к посещению.Работать на опережение, отслеживая направления развития требований к подготовке специалистов на современном рынке труда не совершенно то же, что предусматривать и угадывать направления развития требований к подготовке специалистов на современном рынке труда. Второе сложнее; однако при благоприятном развитии событий способно привлечь большое количество учащихся.Обеспечение и поддержание уровня жизни людей в современном обществе по определению связаны как с реализацией их непрерывно растущих потребностей, так и с необходимостью постоянного пересмотра содержания учебно-методических комплексов и программ адаптивно-компенсаторной направленности по различным специальностям в соответствии с меняющимися требованиями сегодняшнего рынка труда. Одной из важнейших задач преподавателя при этом, как указывалось выше, является работа на опережение, включающая и мониторинг непрерывных колебаний рынка труда, и обеспечение учащихся оптимальным комплектом учебных материалов по той или иной специальности, включающим инноватику содержания, возможности управления учебным процессом, обеспечивающим трансформацию новых знаний в востребованные обществом новшества, равно как и генерацию новшеств, предусматривающим и поиск путей решения возможных проблем внедрения нововведений.Необходимым является также соблюдение баланса теоретической и практической подготовки будущих педагогов, акцентирующего внимание преподавателя в том числе на адаптивно-компенсаторной роли непрерывного образования. Ожидаемые действия преподавателя как транслятора знания состоят прежде всего в оказании помощи учащимся в приобретении профессиональных компетенций согласно программе изучаемой дисциплины, указании направлений и возможных путей применения и пополнения фундаментальных знаний, помощи в овладении всеми нюансами и подготовке учеников к дальнейшему самостоятельному непрерывному обновлению знаний и умений, что составляет суть профессиональной успешности специалиста, ключевым вопросом профессиональной деятельности.