Формирование финансовой грамотности учащихся, как один из эффективных способов социализации детей с ОВЗ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование финансовой грамотности учащихся, как один из эффективных способов социализации детей с ОВЗ
Автор: Гордиенко Светлана Викторовна

ФИНАНСОВАЯГРАМОТНОСТЬ У ДЕТЕЙ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ПЕРИОД ЛЕТНИХ КАНИКУЛ.С.В. Гордиенкопедагог доп. образованияМКУ ДО РДЭЦ г. СветлоградЗаниматься финансовой грамотностью детей с ограниченными возможностями и инвалидностью в современных рыночных условиях актуально, и остро востребовано. Не стоит пренебрегать финансовым обучением таких детей, так как это помогает их социализации и приобретению финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.В МКУ ДО РДЭЦ накоплен опыт работы с детьми ОВЗОбразовательныеучреждения должны помогать учащимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка.Идеальным местом, чтобы смоделировать с детьми разные жизненные ситуации, позволить им ошибаться и учиться на своих ошибках в безопасных условиях, является лагерь. Дети свободны от изучения основных предметов и это прекрасная возможность в непринуждённой обстановке, ненавязчиво коснуться темы финансовой грамотности.[10]На базе МКУ ДО РДЭЦ функционирует летний лагерь с дневным пребыванием «Росинка».Основная категория детей посещающих наш лагерь, учащиеся начальной школы. В этом возрасте родители уже поручают совершать небольшие покупки. Поэтому младших школьниковнеобходимо учить управлять деньгами, брать ответственность за свои решения, приучать к бережному отношению к деньгам. И тогда, став взрослыми, у них не будет ощущения, что «мама лучше знает, что нужно купить на свою стипендию, зарплату и т.д.».[6]Да и родителям будет спокойнее т.к. их чадо усвоил разумные модели финансового поведения и сможет избежатьрискованных займов в сложных жизненных обстоятельствах.Финансовая грамотность в младшем школьном возрасте помогает учащимся развивать экономическое мышление, приобретать необходимые навыки поведения в рыночных условиях, формировать сознательное отношение к работе и эффективное использование рабочего времени. Кроме того, у учащихся развиваются экономически значимые качества личности: дисциплина, ответственность, работоспособность, бережливость, деловитость.В летний период проведения лагерных смен педагогами активно используются настольные игры, небольшие по продолжительности и не требующие большой подготовки.Такие как «Шаги к успеху», «Финансовые ребусы» в рамках проекта «ДОЛ- игра», настольная игра «Бизнес», сюжетно-ролевая игра «Покупаем подарок другу». В процессе таких игр у детей формируется ответственное отношение к личным финансам, они могут делать обоснованный и ответственный выбор, принимать грамотные финансовые решения.Разгадывая финансовые ребусы и вопросы викторины, дети активно вовлекаются в разнообразные задания, задействуют свои разносторонние способности, знакомятся с различными финансовыми понятиями и терминами, которые обязательно встречаются в повседневной жизни каждого гражданина.А также происходит систематизация существующих знаний учащихся через погружение в предметный материал в игровой форме. Такая форма вызывает повышенный интерес и мотивацию учащихся к освоению финансовой грамотности и развитию умений пользоваться полученной информацией в процессе принятия финансовых решений. Это позволит ориентироваться в сложных финансовых инструментах и услугах, отсеивать лишнее. В дальнейшем азы финансовой грамотности, полученные во время таких игр, помогут детям по-новому взглянуть на управление личными средствами и формировать финансовые планы в правильном векторе. [7]Ещё одной значимой работой в лагере стало создание книги «Памятные монеты России, посвящённые ВОВ 1941-1945г». Это изготовление познавательной, иллюстрированной книги.Ребята знакомятся с понятием нумизматика и коллекционирование, с историей появления юбилейных монет, изображением на аверсе и реверсе, сплавом, из чего складывается стоимость на редкие монеты и как юбилейные и памятные денежные средства России являются предметом инвестиций, в котором есть часть истории нашей страны.Эта деятельность позволила расширить знания ребят о нумизматике и её возможностях. Именно потому, что наши дети являют образ будущего, как инновационный потенциал, от реализации которого зависят позитивные изменения во всех сферах жизни общества, должны знать свою историю.Чувствовать свою сопричастность к событиям Великой Отечественной войны, как одной из самых страшных трагедий XX века.[4]Ребята понимают, такие деньги вряд ли дадут на сдачу в магазине, но хотелось бы,чтобы монеты, выпущенные ко Дню Победы,  были в обращении, у людей, чтобы ими постоянно пользовались и видели, чему они посвящены. Это ведёт к  осмыслению значимости исторических событий,воспитанию чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям, а также пониманию всей ценности денег.«Ярмарочный Балаган» иликак называют эту сюжетно-ролевую игру дети – ярмарка, очень полюбилась всем участникам смен. Поэтому в каждой летней смене мы проводим мероприятие, ставшее уже традиционным, и приобщающее детей к основампредпринимательства. Эта играпозволяет ребятам стать владельцами предприятий. Но здесь необходима предварительная работанакомим детей с этим мероприятием, которое от каждого ребёнка требует подготовки, можно привлекать родителей. Поэтому эта работа проводится за неделю до игры. Дети, которые пребывают не первый год в лагере, имеют представления об игре и у них уже есть свои задумки, которыми они с удовольствием делятся, учат способам экономии, делятся личным опытом зарабатывания и накопления денежных средств.Участники ярмарки организуют торговые места и продают свои таланты и умения: проводят мастер-классы, удивляют фокусами и открытиями, поют, танцуют, делают тату и мэйк-апродают рисунки, игрушки, украшения, букеты, сладости, сделанные своими руками. И за всё это ребята получают условные деньги (златники). Покупателями выступают все ребята смены и педагоги. На ярмарке есть скоморохи, которые предлагают детям разные задания, игры, испытания, выполнив которые, также можно заработать деньги. Поэтому к концу игры у каждого участника есть небольшой, а у некоторых и большой банк заработанных златников.Здесь бывают индивидуальные предприниматели и скооперировавшиеся вместе несколько человек. Благодаря этой игре у детей складывается познание того, как зарабатывать деньги и какие варианты заработка являются самыми перспективными. А в конце дня начинающие предприниматели могут потратить заработанные деньги на аукционе, который проходит шумно и весело, где дети понимают, что покупка кота в мешке не всегда радует.Учатся выбирать товар, сравнивать цены и делать грамотный выбор. Если ребёнок «проживёт» такой опыт игры, то он точно усвоит разумные модели финансового поведения. И придя к нам на будущий год, строит «бизнес-план», имея личный опыт и опыт сверстников.Конечно сформировать навыки финансовой грамотности за время проведения лагерной смены невозможно, но познакомить с базовыми понятиями совершенно точно можно.Все эти игры позволяют прожить опыт, необходимый для реальной жизни, повысить уровень финансовой грамотности, а также сформировать интерес к финансово грамотному поведению.[11]Литературные и интернет источники
  • Детская энциклопедия «Мир увлечений»/ Москва: Издательство «Пресса России», 2014.
  • ПачкаловА. В. Нумизматика как источник по экономической истории // Актуальные проблемы историко-экономических исследований.Вып. 3. Т. 2. М., 2010.
  • Под ред. А.В.Юрова «Прошлое в монетах. Памятные монеты 1832-1991 гг.», Москва, издательство «Финансы и статистика»,1994 г.
  • 7.
  • obuchayushchikhsya/1541-finansovaya-gramotnost-v-letnem
  • ozdorovitelnom-lagere