ОДНКНР 6 класс


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОДНКНР 6 класс
Автор: Светлана Петровна Новопашина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКАОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГОКУРСА«ОСНОВЫДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙКУЛЬТУРЫНАРОДОВРОССИИ»Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»(далее—ОДНКНР)для5-6классовобразовательныхорганизацийсоставленавсоответствиис:требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общегообразования (ФГОС ООО) (утверждён приказомМинистерства просвещения Российской Федерацииот31 мая2021 г. №287);требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностныметапредметным,предметным);основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) дляосновногообщего образования.В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственнымобразовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные ипсихологические особенности обучающихся на ступени основного общего образованияеобходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что даннаядисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, чтоименно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданскойидентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейшийрезультатобученияОДНКНР.Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой частикультурного и исторического наследия народов России— один из ключевых национальныхприоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитиюроссийскогообщества,формированиюгражданскойидентичностиуподрастающихпоколений.Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указомПрезидента Российской Федерации от 2июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российскимдуховно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека,патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокиенравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным,гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционныероссийские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное имногоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности какключевомориентире духовно-нравственногоразвитияобучающихся.Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, которыйформируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского обществаультурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей, присущихейна протяжении всей её истории.Впроцессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизироватьасширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания ипредставления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем роднойстраны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьногоколлектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовно-нравственныеценности.Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии спринципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отборуинформацииоответствиятребованиям возрастнойпедагогики ипсихологии.В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязяхмежду материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современногообщества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, еёспецифические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственногоразвитиянародовРоссии.Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичностиличности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя какгражданинасвоего Отечества)ормирование историческойпамяти.Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом какмногонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законамибщероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственнаяидентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической ирелигиознойистории, ккоторой принадлежитобучающийсякакличность).Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а неконфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности всодержаниипредмета и его смысловыхакцентах.Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важностьтерминологическогоединстваеобходимостьосвоенияосновныхнаучныхподходовкрассмотрениюкультуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов иформированияпознавательногоинтересакэтнокультурнымирелигиознымфеноменам.Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем исодержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным способностям исоциальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научныхучебныхпредметов.Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичностиобучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важностинаднационального и надконфессионального гражданского единства народов России какосновополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип долженбыть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, ихкультуреелигии и историческом развитии.ЦЕЛИИЗАДАЧИИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГОКУРСА«ОСНОВЫДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙКУЛЬТУРЫНАРОДОВРОССИИ»Целямиизученияучебногокурсаявляются:
  • формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучениекультуры (единого культурного пространства) России в контексте процессовэтноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирногососуществованиянародов, религийациональных культур;
  • создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционныхроссийских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности кмногонациональномународу Российской Федерации;
  • формированиеисохранениеуважениякценностямиубеждениямпредставителейразных
  • национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями другихкультури мировоззрений;
  • идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурногосторическогои цивилизационного развитиястраны.
  • Целикурсаопределяютследующиезадачи:
  • овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение дляформированиягражданской идентичностиобучающегося;
  • приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности какосновополагающихэлементахдуховнойкультурысовременногообщества;
  • развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных нормдля достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущемуотцовствуи материнству;
  • становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовностивести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании исохранениисобственной культурной идентичности;
  • формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний ипредставлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусстваузыки;
  • обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих черезразвитиенавыковобоснованныхнравственныхсужденийценокивыводов;
  • воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному икультурномунаследиюнародовРоссии;
  • содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных наприоритететрадиционныхроссийских духовно-нравственныхценностей;
  • формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание ролиличности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданскойидентичностидляпроцветанияобщества вцелом.
  • Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительныйвкладвдостижениеглавныхцелей основногообщегообразованияпособствуя:
  • расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовныхтрадициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основрелигиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и другихпредметовначальной школы;
  • углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роливразвитии современного общества;
  • формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных ирелигиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственнымиидеаламиаосознаниесвоих обязанностейпередобществоми государством;
  • воспитаниюпатриотизмаважениякистории,языку,культурнымирелигиознымтрадициям
  • своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культурымению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты,способствующиевзаимному обогащениюкультур;
  • пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности ксотрудничествузаимодействиюнаосновепоискаобщихкультурныхстратегийиидеалов;
  • осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся впреобладанииэтическихнтеллектуальных,альтруистическихмотивовнадпотребительскимииэгоистическими;
  • раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющихсветскостьи духовность;
  • формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способностиобучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познаниюсознанномувыборуценностныхориентаций,способствующихразвитиюобществавцелом;
  • получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействияс социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучениисоциально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, даватьнравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственныхценностейвсоциальных икультурно-историческихпроцессах;
  • развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании иструктурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельнойпознавательнойдеятельности.
  • МЕСТОУЧЕБНОГОКУРСА«ОСНОВЫДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙКУЛЬТУРЫНАРОДОВРОССИИ» ВУЧЕБНОМПЛАНЕУчебныйкурс"Основыдуховно-нравственнойкультурынародовРоссии"изучаетсяв 6 классахнеменееодного часавнеделю, общийобъем составляет34часа на каждый учебный год.СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОКУРСАТематическийблок1.«Россия—нашобщийдом»Тема1.Зачемизучатькурс«Основыдуховно-нравственнойкультурынародовРоссии»?Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценностии ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский языкиединоекультурноепространствоискииугрозыдуховно-нравственнойкультурынародовРоссии.Тема2.Нашдом—Россия.Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россиякакобщий дом. Дружба народов.Тема3.Языкиистория.Чтотакоеязык?Каквязыкенародаотражаетсяегоистория?Языккакинструменткультурыажностькоммуникациимеждулюдьми.Языкинародовмира,ихвзаимосвязь.Тема4.Русскийязык—языкобщенияиязыквозможностей.Русскийязык—основароссийскойкультурыакскладывалсярусскийязык:вкладнародовРоссиивегоразвитие.Русскийязыккаккультурообразующийпроектиязыкмежнациональногообщения.Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский языкема5. Истоки родной культуры.Чтотакоекультураультураиприрода.Ролькультурывжизниобщества.Многообразиекультуриегопричины. Единство культурного пространстваРоссии.Тема6.Материальнаякультура.Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь междуматериальнойкультуройидуховно-нравственнымиценностямиобщества.Тема7.Духовнаякультура.Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценностиудожественноеосмыслениемира.Символизнак.Духовнаякультуракакреализацияценностей.Тема8.Культураирелигия.Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человекаосударствообразующиерелигииРоссии.ЕдинствоценностейврелигияхРоссии.Тема9.Культураиобразование.Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ ксоциализациии духовно-нравственномуразвитиючеловека.Тема10.МногообразиекультурРоссии(практическоезанятие).ЕдинствокультурнародовРоссиитозначитбытькультурнымчеловеком?ЗнаниеокультуренародовРоссии.Тематическийблок2.«Семьяидуховно-нравственныеценности»Тема11.Семья—хранительдуховныхценностей.Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротамкакдуховно-нравственный долг человека.Тема12.Родинаначинаетсяссемьи.Историясемьикакчастьисториинарода,государства,человечествааксвязаныРодинаисемья?Чтотакое Родина и Отечество?Тема13.ТрадициисемейноговоспитаниявРоссии.СемейныетрадициинародовРоссииежнациональныесемьи.СемейноевоспитаниекакТема26.ПамятникиархитектурывкультуренародовРоссии.Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура какпамять. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственныеценности народовРоссии.Тема27.МузыкальнаякультуранародовРоссии.Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей междулюдьмиародныеинструменты. Историянарода вего музыкеи инструментах.Тема28.ИзобразительноеискусствонародовРоссии.Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусствурамовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разныхнародовРоссии.Тема29.ФольклорилитературанародовРоссии.Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей,моралиинравственностиациональнаялитература.Богатствокультурынародавеголитературе.Тема30.БытовыетрадициинародовРоссии:пища,одежда,дом(практическоезанятие).Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованиемразнообразногозрительного ряда идругих источников.Тема31.КультурнаякартаРоссии(практическоезанятие).ГеографиякультурРоссииоссиякаккультурнаякарта.Описаниерегионоввсоответствиисихособенностями.Тема32.Единствостраны—залогбудущегоРоссии.Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единыедуховно-нравственныеценности народовРоссии.трансляцияценностей.Тема14.ОбразсемьивкультуренародовРоссии.Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т.д.) о семье и семейныхобязанностяхемьявлитературеи произведенияхразныхвидовискусства.Тема15.Трудвисториисемьи.Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучиисемьи.Тема16.Семьявсовременноммире(практическоезанятие).Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древоемейныетрадиции.Тематическийблок3.«Духовно-нравственноебогатстволичности»Тема17.Личность—общество—культура.Чтоделаетчеловекачеловеком?Почемучеловекнеможетжитьвнеобществавязьмеждуобществомикультуройкакреализациядуховно-нравственныхценностей.Тема18.Духовныймирчеловекаеловек—творецкультуры.Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностейв культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границыкультурозидательныйтруд.Важностьтрудакактворческойдеятельности,какреализации.Тема19.Личностьидуховно-нравственныеценности.Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовьружба,коллективизм, патриотизм, любовькблизким.Тематическийблок4.«КультурноеединствоРоссии»Тема20.Историческаяпамятькакдуховно-нравственнаяценность.Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государстваеловечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственностьпоколений.Тема21.Литературакакязыккультуры.Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужнылитературныепроизведения? Внутренниймир человекаи егодуховность.Тема22.Взаимовлияниекультур.Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностнымиустановками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общихдуховно-нравственныхценностей.Тема23.Духовно-нравственныеценностироссийскогонарода.Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служениеОтечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семьяозидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений,единствонародовРоссии.Тема24.РегионыРоссииультурноемногообразие.Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. МалаяРодина— частьобщего Отечества.Тема25.ПраздникивкультуренародовРоссии.Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народныепраздникикакпамятькультурыаквоплощениедуховно-нравственныхидеалов.ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫЛичностныерезультатыПланируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установоки ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основуобразовательнойпрограммы.Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательнойдеятельности.Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданскойидентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностномусамоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации кцеленаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позицииличностикакособогоценностногоотношенияксебекружающимлюдямижизнивцелом.
  • Патриотическоевоспитание
  • Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российскойгражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящемумногонационального народа России через представления об исторической роли культур народовРоссии, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российскойгосударственности.
  • Гражданскоевоспитание
  • Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своегонарода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основныхнорм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов Россииотовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительномпотребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических итрадиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитанияспособности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитаниеверотерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или ихотсутствию.
  • Ценностипознавательнойдеятельности
  • Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развитиянауки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовноемногообразиесовременного мира.Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности испособности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению ипознанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственномусамосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиознымчувствамзглядам людей или ихотсутствию.
  • Духовно-нравственное воспитание
  • Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другомучеловеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к историиультуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах исообществах,включаявзрослыеи социальныесообщества;сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем наосновеличностноговыбораравственныхчувствинравственногоповедения,осознанногоиответственногоотношенияксобственнымпоступкам;осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизниважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали,нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность наихосновексознательномусамоограничениювпоступках,поведении,расточительномпотреблении.МетапредметныерезультатыМетапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметныхпонятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия(познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной,познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию иосуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом исверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладениенавыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различныхформатахтом числецифровых,с учётомназначенияинформации иеё аудитории.
  • Познавательныеуниверсальныеучебныедействия
  • Познавательныеуниверсальныеучебныедействиявключают:
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогиилассифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,устанавливатьпричинно-следственныесвязи,строитьлогическоерассуждение,умозаключение(индуктивное,дедуктивное,поаналогии)иделатьвыводы(логические УУД);
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы длярешенияучебныхипознавательныхзадач(знаково-символические/моделирование);
  • смысловоечтение;
  • развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и другихпоисковыхсистем.
  • Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия
  • Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействиявключают:
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем исверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешатьконфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументироватьиотстаиватьсвоё мнение(учебное сотрудничество);
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации длявыражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своейдеятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью(коммуникация);
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационныхтехнологий (ИКТ-компетентность).
  • Регулятивныеуниверсальныеучебныедействия
  • Регулятивныеуниверсальныеучебныедействиявключают:
  • умениесамостоятельноопределятьцелиобучениятавитьиформулироватьдлясебяновыезадачивучёбеипознавательнойдеятельности,развиватьмотивыиинтересысвоей
  • познавательнойдеятельности(целеполагание);
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативныесознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач(планирование);
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контрольсвоей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамкахпредложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии сизменяющейсяситуацией (контрольи коррекция);
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еёрешения(оценка);
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществленияосознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляцияеятельности.
  • ПредметныерезультатыПредметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способовдействий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типамышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию иприменениювразличных учебныхситуацияхтомчисле присозданиипроектов.Тематическийблок1.«Россия—нашобщийдом»Тема1.Зачемизучатькурс«Основыдуховно-нравственнойкультурынародовРоссии»?
  • Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народовРоссии», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий дляформированияличности гражданина России;
  • иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль инравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственномуединствустраны;
  • понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитиемличностии социальным поведением.
  • Тема2.Нашдом—Россия
  • Иметь представление об историческом пути формирования многонационального составанаселенияРоссийскойФедерациигомирномхарактереипричинахегоформирования;
  • знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народовРоссийскойФедерации, причинахкультурных различий;
  • понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества ивзаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновыватьихнеобходимость
  • Тема3.Языкиистория
  • Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние намиропониманиеличности;
  • иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственныхсмысловкультуры;
  • понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организациимежкультурногодиалога и взаимодействия;
  • обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важностилингвистическойгигиены, речевого этикета.
  • Тема4.Русскийязык—языкобщенияиязыквозможностей
  • Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи сязыкамидругих народовРоссии;
  • знатьиуметьобосноватьважностьрусскогоязыкакаккультурообразующегоязыканародовРоссииажностьего длясуществованиягосударстваи общества;
  • понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но иисторико-культурноенаследиеостояниероссийскогогосударства,уметьприводитьпримеры;
  • иметьпредставлениеонравственныхкатегорияхрусскогоязыкаиихпроисхождении.
  • Тема5.Истокироднойкультуры
  • Иметьсформированноепредставлениеопонятие«культура»;
  • осознаватьиуметьдоказыватьвзаимосвязькультурыиприродынатьосновныеформырепрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениямикультурногомногообразия;
  • уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение ипричины.
  • Тема6.Материальнаякультура
  • Иметьпредставлениеобартефактахкультуры;
  • иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводствехоте,рыболовстве;
  • пониматьвзаимосвязьмеждухозяйственнымукладомипроявлениямидуховнойкультуры;
  • понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России отгеографииихмассовогорасселения,природныхусловийивзаимодействиясдругимиэтносами.
  • Тема7.Духовнаякультура
  • Иметьпредставлениеотакихкультурныхконцептахкак«искусство»,«наука»,«религия»;
  • знатьидаватьопределениятерминам«мораль»,«нравственность»,«духовныеценности»,
  • «духовность»надоступномдляобучающихсяуровнеосмысления;
  • пониматьсмысливзаимосвязьназванныхтерминовсформамиихрепрезентациивкультуре;
  • осознаватьзначениекультурныхсимволовравственныйидуховныйсмыслкультурныхартефактов;
  • знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которымионисвязаны.
  • Тема8.Культураирелигия
  • Иметьпредставлениеопонятии«религия»,уметьпояснитьеёрольвжизниобществаиосновныесоциально-культурные функции;
  • осознаватьсвязьрелигиииморали;
  • пониматьрольизначениедуховныхценностейврелигияхнародовРоссии;
  • уметьхарактеризоватьгосударствообразующиеконфессииРоссиииихкартинымира.
  • Тема9.Культураиобразование
  • Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности иобщества;
  • иметьпредставлениеобосновныхступеняхобразованиявРоссиииихнеобходимости;
  • пониматьвзаимосвязькультурыиобразованностичеловека;
  • приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным ипрофессиональнымростом человека;
  • понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием обществасознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новыхсведенийо мире.
  • Тема10.МногообразиекультурРоссии(практическоезанятие)
  • Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и историинародовх культурных особенностях;
  • выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своегонарода;
  • предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственнымиценностямина основеместной культурно-историческойспецифики;
  • обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственныхценностейоралиинравственностисовременногообщества.
  • Тематическийблок2.«Семьяидуховно-нравственныеценности»Тема11.Семья—хранительдуховныхценностей
  • Знатьипониматьсмыслтермина«семья»;
  • иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного бытаиотношений всемье;
  • осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностямисвоеговремени;
  • уметьсоставитьрассказосвоейсемьевсоответствиискультурно-историческимиусловиямиеёсуществования;
  • пониматьиобосновыватьтакиепонятияак«счастливаясемья»,«семейноесчастье»;
  • осознаватьиуметьдоказыватьважностьсемьикакхранителятрадицийиеёвоспитательную
  • роль;
  • пониматьсмыслтерминов«сиротство»,«социальноесиротство»,обосновыватьнравственнуюважностьзаботыосиротах,знатьоформахпомощисиротамсостороныгосударства.
  • Тема12.Родинаначинаетсяссемьи
  • Знатьиуметьобъяснитьпонятие«Родина»;
  • осознаватьвзаимосвязьиразличиямеждуконцептами«Отечество»и«Родина»;
  • пониматьтотакоеисториясемьи,каковыформыеёвыраженияисохранения;
  • обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государстваеловечества.
  • Тема13.ТрадициисемейноговоспитаниявРоссии
  • Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевыхэлементахсемейных отношений;
  • знатьипониматьвзаимосвязьсемейныхтрадицийикультурысобственногоэтноса;
  • уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственнойсемьи;
  • осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственныхидеалов.
  • Тема14.ОбразсемьивкультуренародовРоссии
  • Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейныхобязанностях;
  • уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорныхсюжетах;
  • знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведенияхметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественнойкультуры;
  • понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различногоиллюстративногоматериала.
  • Тема15.Трудвисториисемьи
  • Знатьипониматьтотакоесемейноехозяйствоидомашнийтруд;
  • понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризоватьрольдомашнеготруда ираспределение экономическихфункций всемье;
  • осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономическойструктуройобщества вформебольшой и малойсемей;
  • характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепленияцелостностисемьи.
  • Тема16.Семьявсовременноммире(практическоезанятие)
  • Иметьсформированныепредставленияозакономерностяхразвитиясемьивкультуреи
  • истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональныхматериалахи примерах изжизни собственной семьи;
  • выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народовнаоснове предметных знаний окультуре своего народа;
  • предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственнымиценностямисемьи;
  • обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственныхценностейоралиинравственностикакфакторакультурнойпреемственности.
  • Тематическийблок3.«Духовно-нравственноебогатстволичности»Тема17.Личность—общество—культура
  • Знатьипониматьзначениетермина«человек»вконтекстедуховно-нравственнойкультуры;
  • уметьобосноватьвзаимосвязьивзаимообусловленностьчеловекаиобществаеловекаикультуры;
  • пониматьиобъяснятьразличиямеждуобоснованиемтермина«личность»вбыту,вконтекстекультурыи творчества;
  • знатьтотакоегуманизм,иметьпредставлениеоегоисточникахвкультуре.
  • Тема18.Духовныймирчеловекаеловек—творецкультуры
  • Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы ихприменимости;
  • осознаватьидоказыватьважностьморально-нравственныхограниченийвтворчестве;
  • обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностейчеловека;
  • доказыватьдетерминированностьтворчествакультуройсвоегоэтноса;
  • знатьиуметьобъяснитьвзаимосвязьтрудаитворчества.
  • Тема19.Личностьидуховно-нравственныеценности
  • Знатьиуметьобъяснитьзначениеирольморалиинравственностивжизничеловека;
  • обосновыватьпроисхождениедуховныхценностей,пониманиеидеаловдобраизла;
  • пониматьиуметьпоказыватьнапримерахзначениетакихценностейак«взаимопомощь»,
  • «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь кблизким».Тематическийблок4.«КультурноеединствоРоссии»Тема20.Историческаяпамятькакдуховно-нравственнаяценность
  • Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периодыиуметьвыделятьих сущностные черты;
  • иметьпредставлениеозначенииифункцияхизученияистории;
  • осознаватьисториюсвоейсемьиинародакакчастьмировогоисторическогопроцессанать
  • о существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать важностьизученияисториикакдуховно-нравственногодолгагражданина ипатриота.Тема21.Литературакакязыккультуры
  • Знатьипониматьотличиялитературыотдругихвидовхудожественноготворчества;
  • рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простыевыразительныесредства литературного языка;
  • обосновыватьидоказыватьважностьлитературыкаккультурногоявленияакформытрансляциикультурных ценностей;
  • находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла влитературныхпроизведениях.
  • Тема22.Взаимовлияниекультур
  • Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен»какформахраспространенияиобогащениядуховно-нравственныхидеаловобщества;
  • пониматьиобосновыватьважностьсохранениякультурногонаследия;
  • знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации какспособаформированияобщихдуховно-нравственных ценностей.
  • Тема23.Духовно-нравственныеценностироссийскогонарода
  • Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценностейизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служениеОтечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственностьпоколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенностироссийскогонарода:
  • осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностейроссийскогообщества и уметьдоказыватьэто.
  • Тема24.РегионыРоссииультурноемногообразие
  • ПониматьпринципыфедеративногоустройстваРоссиииконцепт«полиэтничность»;
  • называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционнопроживают;
  • уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ РоссийскойФедерации»государствообразующийнарод»,«титульный этнос»;
  • пониматьценностьмногообразиякультурныхукладовнародовРоссийскойФедерации;
  • демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия вРоссии;
  • уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение ипричины
  • Тема25.ПраздникивкультуренародовРоссии
  • Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементовкультуры;
  • устанавливатьвзаимосвязьпраздниковикультурногоуклада;
  • различатьосновныетипыпраздников;
  • уметьрассказыватьопраздничныхтрадицияхнародовРоссииисобственнойсемьи;
  • анализироватьсвязьпраздниковиисторииультурынародовРоссии;
  • пониматьосновнойсмыслсемейныхпраздников:
  • определятьнравственныйсмыслпраздниковнародовРоссии;
  • осознаватьзначениепраздниковкакэлементовкультурнойпамятинародовРоссииаквоплощениедуховно-нравственных идеалов.
  • Тема26.ПамятникиархитектурынародовРоссии
  • Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятниковархитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапамиисторическогоразвития;
  • пониматьвзаимосвязьмеждутипомжилищитипомхозяйственнойдеятельности;
  • осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития итипамижилищ;
  • осознаватьиуметьобъяснятьвзаимосвязьмеждуособенностямиархитектурыидуховно-нравственнымиценностями народовРоссии;
  • устанавливатьсвязьмеждуисториейпамятникаиисториейкраяарактеризоватьпамятникиисториии культуры;
  • иметьпредставлениеонравственноминаучномсмыслекраеведческойработы.
  • Тема27.МузыкальнаякультуранародовРоссии
  • Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказыватьоб особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средствамузыкальногоязыка;
  • обосновыватьидоказыватьважностьмузыкикаккультурногоявленияакформытрансляциикультурных ценностей;
  • находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысламузыкальныхпроизведений;
  • знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструментыТема28. Изобразительное искусствонародовРоссии
  • Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественноготворчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительногоискусства;
  • уметьобъяснитьтотакоескульптура,живопись,графика,фольклорныеорнаменты;
  • обосновыватьидоказыватьважностьизобразительногоискусствакаккультурногоявленияакформы трансляции культурных ценностей;
  • находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смыслаизобразительногоискусства;
  • знатьосновныетемыизобразительногоискусстванародовРоссии.
  • Тема29.ФольклорилитературанародовРоссии
  • Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этихязыковыхвыразительных средств;
  • пониматьиобъяснятьтотакоеэпос,миф,сказка,былина,песня;
  • восприниматьиобъяснятьнапримерахважностьпониманияфольклоракакотраженияисториинарода и егоценностей, морали инравственности;
  • знатьтотакоенациональнаялитератураикаковыеёвыразительныесредства;
  • оцениватьморально-нравственныйпотенциалнациональнойлитературы.
  • Тема30.БытовыетрадициинародовРоссии:пища,одежда,дом
  • Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживаниянародана примерах изисториии культуры своего региона;
  • уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственныхемейныхиэтнических традиций,многообразиякультур;
  • уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьмиразной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном дляшестиклассниковуровне(с учётомих возрастныхособенностей);
  • понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощьострадание,милосердие,любовь,дружба,коллективизм,патриотизм,любовькблизкимчерезбытовыетрадиции народовсвоего края.
  • Тема31.КультурнаякартаРоссии(практическоезанятие)
  • Знатьиуметьобъяснитьотличиякультурнойгеографииотфизическойиполитическойгеографии;
  • пониматьтотакоекультурнаякартанародовРоссии;
  • описыватьотдельныеобластикультурнойкартывсоответствиисихособенностями.
  • Тема32.Единствостраны—залогбудущегоРоссии
  • ЗнатьиуметьобъяснитьзначениеирольобщихэлементоввкультуренародовРоссиидляобоснованияеётерриториального,политическогоиэкономическогоединства;
  • понимать и доказывать важность и преимущества этого единства этносов
  • класс
  • Тематическийблок1.«Культуракаксоциальность»Тема1.Миркультурыгоструктура
  • Знатьиуметьобъяснитьструктурукультурыкаксоциальногоявления;
  • понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличияотприродныхявлений;
  • уметьдоказыватьсвязьмеждуэтапомразвития материальнойкультурыисоциальнойструктуройобществахвзаимосвязьсдуховно-нравственнымсостояниемобщества;
  • пониматьзависимостьсоциальныхпроцессовоткультурно-историческихпроцессов;
  • уметьобъяснитьвзаимосвязьмеждунаучно-техническимпрогрессомиэтапамиразвитиясоциума.
  • Тема2.КультураРоссииногообразиерегионов
  • Характеризоватьадминистративно-территориальноеделениеРоссии;
  • знать количество регионов, различать субъекты и федеральныеокругаметьпоказатьихнаадминистративнойкартеРоссии;
  • пониматьиуметьобъяснитьнеобходимостьфедеративногоустройствавполиэтничномгосударстве,важность сохраненияисторическойпамятиотдельныхэтносов;
  • объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимостиотегопринадлежностиктомуилииномународу;
  • пониматьценностьмногообразиякультурныхукладовнародовРоссийскойФедерации;
  • демонстрировать готовность к сохранению межнациональногоимежрелигиозногосогласиявРоссии;
  • характеризовать духовную культуру всех народов России какобщеедостояниеибогатствонашеймногонациональнойРодины.
  • Тема3.Историябытакакисториякультуры
  • Понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризоватьеготипы;
  • пониматьвзаимосвязьмеждухозяйственнойдеятельностьюнародовРоссиииособенностямиисторическогопериода;
  • находитьиобъяснятьзависимостьценностныхориентировнародов России от их локализации в конкретных климатическихеографическихикультурно-историческихусловиях.
  • Тема4.Прогресс: техническийисоциальный
  • Знатьтотакоетруд,производительностьтрудаиразделениетруда,характеризоватьихрольизначениевисторииисовременномобществе;
  • осознаватьиуметьдоказыватьвзаимозависимостьчленовобществаольсозидательногоидобросовестноготрудадлясозданиясоциальноиэкономическиблагоприятнойсреды;
  • демонстрировать понимание роли обслуживающего трудагосоциальнойидуховно-нравственнойважности;
  • пониматьвзаимосвязимеждумеханизацией домашнего трудаиизменениямисоциальныхвзаимосвязейвобществе;
  • осознаватьиобосновыватьвлияниетехнологийнакультуруиценностиобщества.
  • Тема5.ОбразованиевкультуренародовРоссии
  • Иметьпредставлениеобисторииобразованияиегороливобщественаразличныхэтапахегоразвития;
  • пониматьиобосновыватьрольценностейвобществехзависимостьотпроцессапознания;
  • пониматьспецификукаждойступениобразованияёрольвсовременныхобщественныхпроцессах;
  • обосновыватьважностьобразованиявсовременноммиреиценностьзнания;
  • характеризоватьобразованиекакчастьпроцессаформированиядуховно-нравственныхориентировчеловека.
  • Тема6.Праваиобязанностичеловека
  • Знатьтермины«правачеловека»,«естественныеправачеловека»,«правоваякультура»:
  • характеризоватьисториюформированиякомплексапонятий,связанныхсправами;
  • пониматьиобосновыватьважностьправчеловекакакпривилегиииобязанностичеловека;
  • пониматьнеобходимостьсоблюденияправчеловека;
  • пониматьиуметьобъяснитьнеобходимостьсохраненияпаритетамеждуправамииобязанностямичеловекавобществе;
  • приводитьпримерыформированияправовойкультурыизисториинародовРоссии.
  • Тема7.Обществоирелигияуховно-нравственноевзаимодействие
  • Знатьипониматьсмыслтерминов«религия»,«конфессия»,
  • «атеизм»свободомыслие»;
  • характеризовать основные культурообразующие конфессии;
  • знатьиуметьобъяснятьрольрелигиивисторииинасовременномэтапеобщественногоразвития;
  • пониматьиобосновыватьрольрелигийкакисточникакультурногоразвитияобщества.
  • Тема8.Современныймирамоеважное(практическоезанятие)
  • Характеризоватьосновныепроцессы,протекающиевсовременномобществе,егодуховно-нравственныеориентиры;
  • понимать и уметь доказать важность духовно-нравственногоразвития человека и общества в целом для сохранения социально-экономическогоблагополучия;
  • называтьихарактеризоватьосновныеисточникиэтогопроцесса; уметь доказывать теоретические положения, выдвинутыеранеенапримерахизисторииикультурыРоссии.
  • Тематический блок2.«Человеки егоотражениевкультуре»Тема9.Духовно-нравственныйобликиидеалчеловека
  • Объяснять, как проявляется мораль и нравственность черезописаниеличныхкачествчеловека;
  • осознавать, какие личностные качества соотносятся с темиилиинымиморальнымиинравственнымиценностями;
  • понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь;
  • обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучияобществаважения к правам человека, его местуироливобщественныхпроцессах;
  • характеризоватьвзаимосвязьтакихпонятийкак«свобода»,
  • «ответственность»право»и«долг»;
  • понимать важность коллективизма как ценности современнойРоссиииегоприоритетпередидеологиейиндивидуализма;
  • приводить примеры идеалов человека в историко-культурномпространствесовременнойРоссии.
  • Тема10.ВзрослениечеловекавкультуренародовРоссии
  • Понимать различие между процессами антропогенеза и антропосоциогенеза;
  • характеризовать процесс взросления человека и его основныеэтапы, а также потребности человека для гармоничного развитияисуществованиянакаждомизэтапов;
  • обосновывать важность взаимодействия человека и обществаарактеризоватьнегативныеэффектысоциальнойизоляции;
  • знать и уметь демонстрировать своё понимание самостоятельностиёроливразвитииличности,вовзаимодействиисдругимилюдьми.
  • Тема11.Религиякакисточникнравственности
  • Характеризоватьнравственный потенциал религии;
  • знатьиуметьизлагатьнравственныепринципыгосударствообразующихконфессийРоссии;
  • знатьосновныетребованиякнравственномуидеалучеловекавгосударствообразующихрелигияхсовременнойРоссии;
  • уметьобосновыватьважностьрелигиозныхморальныхинравственныхценностейдлясовременногообщества.
  • Тема12.Наукакакисточникзнанияочеловеке
  • Пониматьихарактеризоватьсмыслпонятия«гуманитарноезнание»;
  • определятьнравственныйсмыслгуманитарногознаниягосистемообразующуюрольвсовременнойкультуре; Характеризоватьпонятия«подвиг»,«героизм»,«самопожертвование»;
  • пониматьотличияподвиганавойнеивмирноевремя;
  • уметь доказывать важность героических примеров для жизниобщества;
  • знать и называть героев современного общества и историческихличностей;
  • обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм» через значимость для общества и понимание последствий.
  • Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние
  • Характеризовать понятие«социальныеотношения»;
  • пониматьсмыслпонятия«человеккаксубъектсоциальныхотношений» в приложении к его нравственному и духовномуразвитию;
  • осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственномсостоянииличности;
  • обосновыватьпонятия«дружба»,«предательство»,«честь»,
  • «коллективизм»иприводитьпримерыизистории,культурыилитературы;
  • обосновывать важность и находить нравственные основаниясоциальнойвзаимопомощитомчисле благотворительности;
  • пониматьихарактеризоватьпонятие«этикапредпринимательства»всоциальномаспекте.
  • Тема18.Проблемысовременного общества как отражениеегодуховно-нравственногосамосознания
  • Характеризоватьпонятие«социальныепроблемысовременного общества» как многостороннее явление, в том числе обусловленноенесовершенствомдуховно-нравственныхидеаловиценностей;
  • приводить примеры таких понятий как «бедность», «асоциальная семья», «сиротство»; знать и уметь обосновывать пути преодоления их последствий на доступном для пониманияуровне;
  • обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих проблем, а также необходимость помощи в преодоленииэтихсостоянийсостороныобщества.
  • Тема19.Духовно-нравственныеориентирысоциальныхотношений
  • Характеризоватьпонятия«благотворительность»,«меценатство»,«милосердие»,«волонтерство»,«социальныйпроект»,
  • «гражданская и социальная ответственность», «общественныеблага»коллективизм»вихвзаимосвязи;
  • анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительностиилосердия,добровольнойпомощи,взаимовыручкиупредставителейразныхэтносовирелигий;
  • уметьсамостоятельнонаходитьинформациюоблаготворительных, волонтёрских и социальных проектах в регионе своегопроживания.
  • Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственнойкультурынародовРоссии
  • Характеризоватьпонятие«гуманизм»какисточникдуховно-нравственныхценностейроссийскогонарода;
  • находить и обосновывать проявления гуманизма в историко-культурномнаследиинародовРоссии;
  • знать и понимать важность гуманизма для формирования высоконравственнойличностиосударственнойполитики,взаимоотношенийвобществе;
  • находитьиобъяснятьгуманистическиепроявлениявсовременнойкультуре.
  • Тема21.Социальныепрофессиихважность для сохранениядуховно-нравственногообликаобщества
  • Характеризоватьпонятия«социальныепрофессии»,«помогающиепрофессии»;
  • иметьпредставлениеодуховно-нравственныхкачествах,необходимыхпредставителямсоциальныхпрофессий;
  • осознаватьиобосновыватьответственностьличностипривыборесоциальныхпрофессий;
  • приводитьпримерыизлитературыиисторииовременнойжизни,подтверждающиеданнуюточкузрения.
  • Тема22.Выдающиесяблаготворителивистории.Благотворительностькакнравственныйдолг
  • Характеризоватьпонятие«благотворительность»иегоэволюциювисторииРоссии;
  • доказыватьважностьмеценатствавсовременном обществедля общества в целом и для духовно-нравственного развитияличностисамогомецената;
  • характеризоватьпонятие«социальныйдолг»,обосновыватьеговажнуюрольвжизниобщества;
  • приводитьпримерывыдающихсяблаготворителейвисторииисовременнойРоссии;
  • понимать смысл внеэкономической благотворительности: волонтёрскойдеятельностиргументированнообъяснятьеёважность.
  • Тема23.ВыдающиесяучёныеРоссииаукакакисточниксоциальногоидуховногопрогрессаобщества
  • Характеризоватьпонятие«наука»;
  • уметь аргументированно обосновывать важность науки в современном обществе, прослеживать её связь с научно-техническимисоциальнымпрогрессом;
  • называтьименавыдающихсяучёныхРоссии;
  • обосновыватьважностьпониманияисториинауки,полученияиобоснованиянаучногознания;
  • характеризоватьидоказыватьважностьнаукидляблагополучияобществатраныигосударства;
  • обосновыватьважностьморалиинравственностивнаукеёрольивкладвдоказательствоэтихпонятий.
  • Тема 24. Моя профессия (практическоезанятие)
  • Характеризовать понятие «профессия», предполагать характерицельтрудавопределённойпрофессии;
  • обосновыватьпреимуществавыбраннойпрофессии,характеризоватьеёвкладвобщество;называтьдуховно-нравственныекачествачеловека,необходимыевэтомвидетруда.
  • Тематическийблок4. «Родинаипатриотизм»Тема25.Гражданин
  • Характеризоватьпонятия«Родина»и«гражданство»,объяснятьихвзаимосвязь;
  • пониматьдуховно-нравственныйхарактерпатриотизма,ценностейгражданскогосамосознания;
  • пониматьиуметьобосновыватьнравственныекачествагражданина.
  • Тема26.Патриотизм
  • Характеризоватьпонятие«патриотизм»;
  • приводитьпримерыпатриотизмависторииисовременномобществе;
  • различать истинный и ложный патриотизм через ориентированностьнаценноститолерантностиважениякдругимна-родам,ихисторииикультуре;
  • уметьобосновыватьважностьпатриотизма.
  • Тема27.ЗащитаРодины:подвигилидолг?Характеризоватьпонятия«война»и«мир»;
  • доказыватьважностьсохранениямираисогласия;
  • обосновывать роль защиты Отечества, её важность для гражданина;
  • понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, наукеультуре;
  • характеризоватьпонятия«военныйподвиг»,«честь»,«доблесть»;обосновыватьихважность,приводитьпримерыихпроявлений.
  • Тема28.Государствооссия—нашародина
  • Характеризоватьпонятие«государство»;
  • уметь выделять и формулировать основные особенности Российскогогосударствасопоройнаисторическиефактыидуховно-нравственныеценности;
  • хаактеризоватьпонятие«закон»каксущественнуючастьгражданскойидентичностичеловека;
  • характеризоватьпонятие«гражданскаяидентичность»,соотноситьэтопонятиеснеобходимыминравственнымикачествамичеловека.
  • Тема29.Гражданскаяидентичность(практическоезанятие)
  • Охарактеризоватьсвоюгражданскуюидентичностьёсоставляющие:этническую,религиозную,гендернуюидентичности;
  • обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданинаказыватьихисточники.
  • Тема30.Моя школаимойкласс (практическоезанятие)
  • Характеризоватьпонятие«добрыедела»вконтекстеоценкисобственныхдействий,ихнравственногохарактера;
  • находитьпримерыдобрыхделвреальностииуметьадаптроватьихкпотребностямкласса.
  • Тема 31. Человек: какой он?(практическоезанятие)
  • Характеризоватьпонятие«человек»какдуховно-нравственныйидеал;
  • приводитьпримерыдуховно-нравственногоидеалавкультуре;
  • формулироватьсвойидеалчеловекаинравственныекачестваоторыеемуприсущи.
  • Тема32.Человекикультура(проект)
  • Характеризоватьгранивзаимодействиячеловекаикультуры;
  • уметь описать в выбранном направлении с помощью известных примеров образ человека, создаваемый произведениямикультуры;
  • показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние;
  • характеризоватьосновныепризнакипонятия«человек»сопорой на исторические и культурные примеры, их осмыслениеиоценку,каксположительной,такисотрицательнойстороны.
  • Системаоценки результатов обученияОценка результатов обучения должна быть основана на понятных, прозрачных и структурированных принципах, обеспечивающихоцениваниеразличныхкомпетенцийобучающихся.Принципыоценкиследующие.1.Личностныекомпетенцииобучающихсянеподлежатнепосредственной оценке, не являются непосредственным основаниемоценкикакитоговогоакипромежуточногоуровнядуховно-нравственногоразвитиядетей,неявляютсянепосредственнымоснованиемприоценкекачестваобразования.2.Система оценки образовательных достижений основана наметоденаблюденияивключает:педагогическиенаблюдения,педагогическуюдиагностику,связаннуюсоценкойэффективностипедагогическихдействийсцельюихдальнейшейоптимизации;проектныеработыобучающихся,фиксирующиеихдостижения в ходе образовательной деятельности и взаимодействиявсоциуме(классе);мониторингисформированностидуховно-нравственныхценностейличности,включающиетрадиционные ценности как опорные элементы ценностных ориентацийобучающихся.3.При этом непосредственное оценивание остаётся прерогативной образовательного учреждения с учётом обозначенных впрограмме предметных, личностных и метапредметных результатовТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ 6 классПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ 6 классУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССАОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКАОсновы духовно-нравственной культуры народов России. 6 класс 2-е издание, стереотипное  , 2022 гМЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯВиноградова Н.Ф., Методическое пособие дляучителясновыдуховно-нравственнойкультурынародовРоссии.6 класс.ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТМАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССАУЧЕБНОЕОБОРУДОВАНИЕКомпьютер,проектор,экран,колонки