ОДНКНР 6 класс
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОДНКНР 6 класс
Автор: Светлана Петровна Новопашина
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКАОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГОКУРСА«ОСНОВЫДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙКУЛЬТУРЫНАРОДОВРОССИИ»Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»(далее—ОДНКНР)для5-6классовобразовательныхорганизацийсоставленавсоответствиис:требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общегообразования (ФГОС ООО) (утверждён приказомМинистерства просвещения Российской Федерацииот31 мая2021 г. №287);требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным,метапредметным,предметным);основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) дляосновногообщего образования.В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственнымобразовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные ипсихологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования,необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что даннаядисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, чтоименно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданскойидентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейшийрезультатобученияОДНКНР.Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой частикультурного и исторического наследия народов России— один из ключевых национальныхприоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитиюроссийскогообщества,формированиюгражданскойидентичностиуподрастающихпоколений.Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указомПрезидента Российской Федерации от 2июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российскимдуховно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека,патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокиенравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным,гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционныероссийские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное имногоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности какключевомориентире духовно-нравственногоразвитияобучающихся.Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, которыйформируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества,культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей, присущихейна протяжении всей её истории.Впроцессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать,расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания ипредставления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем роднойстраны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьногоколлектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовно-нравственныеценности.Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии спринципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отборуинформации,соответствиятребованиям возрастнойпедагогики ипсихологии.В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязяхмежду материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современногообщества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, еёспецифические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственногоразвитиянародовРоссии.Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичностиличности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя какгражданинасвоего Отечества),формирование историческойпамяти.Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом какмногонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами,общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственнаяидентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической ирелигиознойистории, ккоторой принадлежитобучающийсякакличность).Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а неконфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности всодержаниипредмета и его смысловыхакцентах.Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важностьтерминологическогоединства,необходимостьосвоенияосновныхнаучныхподходовкрассмотрениюкультуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов иформированияпознавательногоинтересакэтнокультурнымирелигиознымфеноменам.Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем исодержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным способностям исоциальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научныхучебныхпредметов.Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичностиобучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важностинаднационального и надконфессионального гражданского единства народов России какосновополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип долженбыть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, ихкультуре,религии и историческом развитии.ЦЕЛИИЗАДАЧИИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГОКУРСА«ОСНОВЫДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙКУЛЬТУРЫНАРОДОВРОССИИ»Целямиизученияучебногокурсаявляются:формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучениекультуры (единого культурного пространства) России в контексте процессовэтноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирногососуществованиянародов, религий,национальных культур;создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционныхроссийских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности кмногонациональномународу Российской Федерации;формированиеисохранениеуважениякценностямиубеждениямпредставителейразныхнациональностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями другихкультури мировоззрений;идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного,историческогои цивилизационного развитиястраны.Целикурсаопределяютследующиезадачи:овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение дляформированиягражданской идентичностиобучающегося;приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности какосновополагающихэлементахдуховнойкультурысовременногообщества;развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных нормдля достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущемуотцовствуи материнству;становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовностивести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании исохранениисобственной культурной идентичности;формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний ипредставлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства,музыки;обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих черезразвитиенавыковобоснованныхнравственныхсуждений,оценокивыводов;воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному икультурномунаследиюнародовРоссии;содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных наприоритететрадиционныхроссийских духовно-нравственныхценностей;формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание ролиличности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданскойидентичностидляпроцветанияобщества вцелом.Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительныйвкладвдостижениеглавныхцелей основногообщегообразования,способствуя:расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовныхтрадициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основрелигиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и другихпредметовначальной школы;углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роливразвитии современного общества;формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных ирелигиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственнымиидеалами,наосознаниесвоих обязанностейпередобществоми государством;воспитаниюпатриотизма;уважениякистории,языку,культурнымирелигиознымтрадициямсвоего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры,умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты,способствующиевзаимному обогащениюкультур;пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности ксотрудничеству,взаимодействиюнаосновепоискаобщихкультурныхстратегийиидеалов;осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся впреобладанииэтических,интеллектуальных,альтруистическихмотивовнадпотребительскимииэгоистическими;раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющихсветскостьи духовность;формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способностиобучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,осознанномувыборуценностныхориентаций,способствующихразвитиюобществавцелом;получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействияс социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучениисоциально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, даватьнравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственныхценностейвсоциальных икультурно-историческихпроцессах;развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании иструктурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельнойпознавательнойдеятельности.МЕСТОУЧЕБНОГОКУРСА«ОСНОВЫДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙКУЛЬТУРЫНАРОДОВРОССИИ» ВУЧЕБНОМПЛАНЕУчебныйкурс"Основыдуховно-нравственнойкультурынародовРоссии"изучаетсяв 6 классахнеменееодного часавнеделю, общийобъем составляет34часа на каждый учебный год.СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОКУРСАТематическийблок1.«Россия—нашобщийдом»Тема1.Зачемизучатькурс«Основыдуховно-нравственнойкультурынародовРоссии»?Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценностии ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский языкиединоекультурноепространство.Рискииугрозыдуховно-нравственнойкультурынародовРоссии.Тема2.Нашдом—Россия.Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россиякакобщий дом. Дружба народов.Тема3.Языкиистория.Чтотакоеязык?Каквязыкенародаотражаетсяегоистория?Языккакинструменткультуры.Важностькоммуникациимеждулюдьми.Языкинародовмира,ихвзаимосвязь.Тема4.Русскийязык—языкобщенияиязыквозможностей.Русскийязык—основароссийскойкультуры.Какскладывалсярусскийязык:вкладнародовРоссиивегоразвитие.Русскийязыккаккультурообразующийпроектиязыкмежнациональногообщения.Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык.Тема5. Истоки родной культуры.Чтотакоекультура.Культураиприрода.Ролькультурывжизниобщества.Многообразиекультуриегопричины. Единство культурного пространстваРоссии.Тема6.Материальнаякультура.Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь междуматериальнойкультуройидуховно-нравственнымиценностямиобщества.Тема7.Духовнаякультура.Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности.Художественноеосмыслениемира.Символизнак.Духовнаякультуракакреализацияценностей.Тема8.Культураирелигия.Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека.ГосударствообразующиерелигииРоссии.ЕдинствоценностейврелигияхРоссии.Тема9.Культураиобразование.Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ ксоциализациии духовно-нравственномуразвитиючеловека.Тема10.МногообразиекультурРоссии(практическоезанятие).ЕдинствокультурнародовРоссии.Чтозначитбытькультурнымчеловеком?ЗнаниеокультуренародовРоссии.Тематическийблок2.«Семьяидуховно-нравственныеценности»Тема11.Семья—хранительдуховныхценностей.Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротамкакдуховно-нравственный долг человека.Тема12.Родинаначинаетсяссемьи.Историясемьикакчастьисториинарода,государства,человечества.КаксвязаныРодинаисемья?Чтотакое Родина и Отечество?Тема13.ТрадициисемейноговоспитаниявРоссии.СемейныетрадициинародовРоссии.Межнациональныесемьи.СемейноевоспитаниекакТема26.ПамятникиархитектурывкультуренародовРоссии.Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура какпамять. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственныеценности народовРоссии.Тема27.МузыкальнаякультуранародовРоссии.Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей междулюдьми.Народныеинструменты. Историянарода вего музыкеи инструментах.Тема28.ИзобразительноеискусствонародовРоссии.Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству.Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разныхнародовРоссии.Тема29.ФольклорилитературанародовРоссии.Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей,моралиинравственности.Национальнаялитература.Богатствокультурынародавеголитературе.Тема30.БытовыетрадициинародовРоссии:пища,одежда,дом(практическоезанятие).Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованиемразнообразногозрительного ряда идругих источников.Тема31.КультурнаякартаРоссии(практическоезанятие).ГеографиякультурРоссии.Россиякаккультурнаякарта.Описаниерегионоввсоответствиисихособенностями.Тема32.Единствостраны—залогбудущегоРоссии.Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единыедуховно-нравственныеценности народовРоссии.трансляцияценностей.Тема14.ОбразсемьивкультуренародовРоссии.Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т.д.) о семье и семейныхобязанностях.Семьявлитературеи произведенияхразныхвидовискусства.Тема15.Трудвисториисемьи.Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучиисемьи.Тема16.Семьявсовременноммире(практическоезанятие).Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо.Семейныетрадиции.Тематическийблок3.«Духовно-нравственноебогатстволичности»Тема17.Личность—общество—культура.Чтоделаетчеловекачеловеком?Почемучеловекнеможетжитьвнеобщества.Связьмеждуобществомикультуройкакреализациядуховно-нравственныхценностей.Тема18.Духовныймирчеловека.Человек—творецкультуры.Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностейв культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границыкультур.Созидательныйтруд.Важностьтрудакактворческойдеятельности,какреализации.Тема19.Личностьидуховно-нравственныеценности.Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь,дружба,коллективизм, патриотизм, любовькблизким.Тематическийблок4.«КультурноеединствоРоссии»Тема20.Историческаяпамятькакдуховно-нравственнаяценность.Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства,человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственностьпоколений.Тема21.Литературакакязыккультуры.Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужнылитературныепроизведения? Внутренниймир человекаи егодуховность.Тема22.Взаимовлияниекультур.Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностнымиустановками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общихдуховно-нравственныхценностей.Тема23.Духовно-нравственныеценностироссийскогонарода.Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служениеОтечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений,единствонародовРоссии.Тема24.РегионыРоссии:культурноемногообразие.Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. МалаяРодина— частьобщего Отечества.Тема25.ПраздникивкультуренародовРоссии.Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народныепраздникикакпамятькультуры,каквоплощениедуховно-нравственныхидеалов.ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫЛичностныерезультатыПланируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установоки ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основуобразовательнойпрограммы.Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательнойдеятельности.Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданскойидентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностномусамоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации кцеленаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позицииличностикакособогоценностногоотношенияксебе,окружающимлюдямижизнивцелом.ПатриотическоевоспитаниеСамоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российскойгражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящемумногонационального народа России через представления об исторической роли культур народовРоссии, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российскойгосударственности.ГражданскоевоспитаниеОсознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своегонарода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основныхнорм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительномпотребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических итрадиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитанияспособности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитаниеверотерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или ихотсутствию.ЦенностипознавательнойдеятельностиСформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развитиянауки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовноемногообразиесовременного мира.Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности испособности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению ипознанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственномусамосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиознымчувствам,взглядам людей или ихотсутствию.Духовно-нравственное воспитаниеСформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другомучеловеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах исообществах,включаявзрослыеи социальныесообщества;сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем наосновеличностноговыбора,нравственныхчувствинравственногоповедения,осознанногоиответственногоотношенияксобственнымпоступкам;осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни;уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали,нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность наихосновексознательномусамоограничениювпоступках,поведении,расточительномпотреблении.МетапредметныерезультатыМетапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметныхпонятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия(познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной,познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию иосуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом исверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладениенавыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различныхформатах,втом числецифровых,с учётомназначенияинформации иеё аудитории.ПознавательныеуниверсальныеучебныедействияПознавательныеуниверсальныеучебныедействиявключают:умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,устанавливатьпричинно-следственныесвязи,строитьлогическоерассуждение,умозаключение(индуктивное,дедуктивное,поаналогии)иделатьвыводы(логические УУД);умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы длярешенияучебныхипознавательныхзадач(знаково-символические/моделирование);смысловоечтение;развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и другихпоисковыхсистем.КоммуникативныеуниверсальныеучебныедействияКоммуникативныеуниверсальныеучебныедействиявключают:умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем исверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешатьконфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументироватьиотстаиватьсвоё мнение(учебное сотрудничество);умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации длявыражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своейдеятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью(коммуникация);формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационныхтехнологий (ИКТ-компетентность).РегулятивныеуниверсальныеучебныедействияРегулятивныеуниверсальныеучебныедействиявключают:умениесамостоятельноопределятьцелиобучения,ставитьиформулироватьдлясебяновыезадачивучёбеипознавательнойдеятельности,развиватьмотивыиинтересысвоейпознавательнойдеятельности(целеполагание);умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач(планирование);умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контрольсвоей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамкахпредложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии сизменяющейсяситуацией (контрольи коррекция);умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еёрешения(оценка);владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществленияосознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция)деятельности.ПредметныерезультатыПредметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способовдействий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типамышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию иприменениювразличных учебныхситуациях,втомчисле присозданиипроектов.Тематическийблок1.«Россия—нашобщийдом»Тема1.Зачемизучатькурс«Основыдуховно-нравственнойкультурынародовРоссии»?Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народовРоссии», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий дляформированияличности гражданина России;иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль инравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственномуединствустраны;понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитиемличностии социальным поведением.Тема2.Нашдом—РоссияИметь представление об историческом пути формирования многонационального составанаселенияРоссийскойФедерации,егомирномхарактереипричинахегоформирования;знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народовРоссийскойФедерации, причинахкультурных различий;понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества ивзаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновыватьихнеобходимостьТема3.ЯзыкиисторияЗнать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние намиропониманиеличности;иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственныхсмысловкультуры;понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организациимежкультурногодиалога и взаимодействия;обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важностилингвистическойгигиены, речевого этикета.Тема4.Русскийязык—языкобщенияиязыквозможностейИметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи сязыкамидругих народовРоссии;знатьиуметьобосноватьважностьрусскогоязыкакаккультурообразующегоязыканародовРоссии,важностьего длясуществованиягосударстваи общества;понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но иисторико-культурноенаследие,достояниероссийскогогосударства,уметьприводитьпримеры;иметьпредставлениеонравственныхкатегорияхрусскогоязыкаиихпроисхождении.Тема5.ИстокироднойкультурыИметьсформированноепредставлениеопонятие«культура»;осознаватьиуметьдоказыватьвзаимосвязькультурыиприроды;знатьосновныеформырепрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениямикультурногомногообразия;уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение ипричины.Тема6.МатериальнаякультураИметьпредставлениеобартефактахкультуры;иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве,охоте,рыболовстве;пониматьвзаимосвязьмеждухозяйственнымукладомипроявлениямидуховнойкультуры;понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России отгеографииихмассовогорасселения,природныхусловийивзаимодействиясдругимиэтносами.Тема7.ДуховнаякультураИметьпредставлениеотакихкультурныхконцептахкак«искусство»,«наука»,«религия»;знатьидаватьопределениятерминам«мораль»,«нравственность»,«духовныеценности»,«духовность»надоступномдляобучающихсяуровнеосмысления;пониматьсмысливзаимосвязьназванныхтерминовсформамиихрепрезентациивкультуре;осознаватьзначениекультурныхсимволов,нравственныйидуховныйсмыслкультурныхартефактов;знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которымионисвязаны.Тема8.КультураирелигияИметьпредставлениеопонятии«религия»,уметьпояснитьеёрольвжизниобществаиосновныесоциально-культурные функции;осознаватьсвязьрелигиииморали;пониматьрольизначениедуховныхценностейврелигияхнародовРоссии;уметьхарактеризоватьгосударствообразующиеконфессииРоссиииихкартинымира.Тема9.КультураиобразованиеХарактеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности иобщества;иметьпредставлениеобосновныхступеняхобразованиявРоссиииихнеобходимости;пониматьвзаимосвязькультурыиобразованностичеловека;приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным ипрофессиональнымростом человека;понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества,осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новыхсведенийо мире.Тема10.МногообразиекультурРоссии(практическоезанятие)Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и историинародов,их культурных особенностях;выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своегонарода;предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственнымиценностямина основеместной культурно-историческойспецифики;обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственныхценностей,моралиинравственностисовременногообщества.Тематическийблок2.«Семьяидуховно-нравственныеценности»Тема11.Семья—хранительдуховныхценностейЗнатьипониматьсмыслтермина«семья»;иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного бытаиотношений всемье;осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностямисвоеговремени;уметьсоставитьрассказосвоейсемьевсоответствиискультурно-историческимиусловиямиеёсуществования;пониматьиобосновыватьтакиепонятия,как«счастливаясемья»,«семейноесчастье»;осознаватьиуметьдоказыватьважностьсемьикакхранителятрадицийиеёвоспитательнуюроль;пониматьсмыслтерминов«сиротство»,«социальноесиротство»,обосновыватьнравственнуюважностьзаботыосиротах,знатьоформахпомощисиротамсостороныгосударства.Тема12.РодинаначинаетсяссемьиЗнатьиуметьобъяснитьпонятие«Родина»;осознаватьвзаимосвязьиразличиямеждуконцептами«Отечество»и«Родина»;понимать,чтотакоеисториясемьи,каковыформыеёвыраженияисохранения;обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства,человечества.Тема13.ТрадициисемейноговоспитаниявРоссииИметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевыхэлементахсемейных отношений;знатьипониматьвзаимосвязьсемейныхтрадицийикультурысобственногоэтноса;уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственнойсемьи;осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственныхидеалов.Тема14.ОбразсемьивкультуренародовРоссииЗнать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейныхобязанностях;уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорныхсюжетах;знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях,иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественнойкультуры;понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различногоиллюстративногоматериала.Тема15.ТрудвисториисемьиЗнатьипонимать,чтотакоесемейноехозяйствоидомашнийтруд;понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризоватьрольдомашнеготруда ираспределение экономическихфункций всемье;осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономическойструктуройобщества вформебольшой и малойсемей;характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепленияцелостностисемьи.Тема16.Семьявсовременноммире(практическоезанятие)Иметьсформированныепредставленияозакономерностяхразвитиясемьивкультуреиистории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональныхматериалахи примерах изжизни собственной семьи;выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народовнаоснове предметных знаний окультуре своего народа;предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственнымиценностямисемьи;обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственныхценностей,моралиинравственностикакфакторакультурнойпреемственности.Тематическийблок3.«Духовно-нравственноебогатстволичности»Тема17.Личность—общество—культураЗнатьипониматьзначениетермина«человек»вконтекстедуховно-нравственнойкультуры;уметьобосноватьвзаимосвязьивзаимообусловленностьчеловекаиобщества,человекаикультуры;пониматьиобъяснятьразличиямеждуобоснованиемтермина«личность»вбыту,вконтекстекультурыи творчества;знать,чтотакоегуманизм,иметьпредставлениеоегоисточникахвкультуре.Тема18.Духовныймирчеловека.Человек—творецкультурыЗнать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы ихприменимости;осознаватьидоказыватьважностьморально-нравственныхограниченийвтворчестве;обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностейчеловека;доказыватьдетерминированностьтворчествакультуройсвоегоэтноса;знатьиуметьобъяснитьвзаимосвязьтрудаитворчества.Тема19.Личностьидуховно-нравственныеценностиЗнатьиуметьобъяснитьзначениеирольморалиинравственностивжизничеловека;обосновыватьпроисхождениедуховныхценностей,пониманиеидеаловдобраизла;пониматьиуметьпоказыватьнапримерахзначениетакихценностей,как«взаимопомощь»,«сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь кблизким».Тематическийблок4.«КультурноеединствоРоссии»Тема20.Историческаяпамятькакдуховно-нравственнаяценностьПонимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периодыиуметьвыделятьих сущностные черты;иметьпредставлениеозначенииифункцияхизученияистории;осознаватьисториюсвоейсемьиинародакакчастьмировогоисторическогопроцесса.Знатьо существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать важностьизученияисториикакдуховно-нравственногодолгагражданина ипатриота.Тема21.ЛитературакакязыккультурыЗнатьипониматьотличиялитературыотдругихвидовхудожественноготворчества;рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простыевыразительныесредства литературного языка;обосновыватьидоказыватьважностьлитературыкаккультурногоявления,какформытрансляциикультурных ценностей;находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла влитературныхпроизведениях.Тема22.ВзаимовлияниекультурИметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен»какформахраспространенияиобогащениядуховно-нравственныхидеаловобщества;пониматьиобосновыватьважностьсохранениякультурногонаследия;знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации какспособаформированияобщихдуховно-нравственных ценностей.Тема23.Духовно-нравственныеценностироссийскогонародаЗнать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценностей:жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служениеОтечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственностьпоколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенностироссийскогонарода:осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностейроссийскогообщества и уметьдоказыватьэто.Тема24.РегионыРоссии:культурноемногообразиеПониматьпринципыфедеративногоустройстваРоссиииконцепт«полиэтничность»;называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционнопроживают;уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ РоссийскойФедерации»,«государствообразующийнарод»,«титульный этнос»;пониматьценностьмногообразиякультурныхукладовнародовРоссийскойФедерации;демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия вРоссии;уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение ипричиныТема25.ПраздникивкультуренародовРоссииИметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементовкультуры;устанавливатьвзаимосвязьпраздниковикультурногоуклада;различатьосновныетипыпраздников;уметьрассказыватьопраздничныхтрадицияхнародовРоссииисобственнойсемьи;анализироватьсвязьпраздниковиистории,культурынародовРоссии;пониматьосновнойсмыслсемейныхпраздников:определятьнравственныйсмыслпраздниковнародовРоссии;осознаватьзначениепраздниковкакэлементовкультурнойпамятинародовРоссии,каквоплощениедуховно-нравственных идеалов.Тема26.ПамятникиархитектурынародовРоссииЗнать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятниковархитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапамиисторическогоразвития;пониматьвзаимосвязьмеждутипомжилищитипомхозяйственнойдеятельности;осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития итипамижилищ;осознаватьиуметьобъяснятьвзаимосвязьмеждуособенностямиархитектурыидуховно-нравственнымиценностями народовРоссии;устанавливатьсвязьмеждуисториейпамятникаиисториейкрая,характеризоватьпамятникиисториии культуры;иметьпредставлениеонравственноминаучномсмыслекраеведческойработы.Тема27.МузыкальнаякультуранародовРоссииЗнать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказыватьоб особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средствамузыкальногоязыка;обосновыватьидоказыватьважностьмузыкикаккультурногоявления,какформытрансляциикультурных ценностей;находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысламузыкальныхпроизведений;знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструментыТема28. Изобразительное искусствонародовРоссииЗнать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественноготворчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительногоискусства;уметьобъяснить,чтотакоескульптура,живопись,графика,фольклорныеорнаменты;обосновыватьидоказыватьважностьизобразительногоискусствакаккультурногоявления,какформы трансляции культурных ценностей;находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смыслаизобразительногоискусства;знатьосновныетемыизобразительногоискусстванародовРоссии.Тема29.ФольклорилитературанародовРоссииЗнать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этихязыковыхвыразительных средств;пониматьиобъяснять,чтотакоеэпос,миф,сказка,былина,песня;восприниматьиобъяснятьнапримерахважностьпониманияфольклоракакотраженияисториинарода и егоценностей, морали инравственности;знать,чтотакоенациональнаялитератураикаковыеёвыразительныесредства;оцениватьморально-нравственныйпотенциалнациональнойлитературы.Тема30.БытовыетрадициинародовРоссии:пища,одежда,домЗнать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживаниянародана примерах изисториии культуры своего региона;уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных,семейныхиэтнических традиций,многообразиякультур;уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьмиразной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном дляшестиклассниковуровне(с учётомих возрастныхособенностей);понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь,сострадание,милосердие,любовь,дружба,коллективизм,патриотизм,любовькблизкимчерезбытовыетрадиции народовсвоего края.Тема31.КультурнаякартаРоссии(практическоезанятие)Знатьиуметьобъяснитьотличиякультурнойгеографииотфизическойиполитическойгеографии;понимать,чтотакоекультурнаякартанародовРоссии;описыватьотдельныеобластикультурнойкартывсоответствиисихособенностями.Тема32.Единствостраны—залогбудущегоРоссииЗнатьиуметьобъяснитьзначениеирольобщихэлементоввкультуренародовРоссиидляобоснованияеётерриториального,политическогоиэкономическогоединства;понимать и доказывать важность и преимущества этого единства этносовклассТематическийблок1.«Культуракаксоциальность»Тема1.Миркультуры:егоструктураЗнатьиуметьобъяснитьструктурукультурыкаксоциальногоявления;понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличияотприродныхявлений;уметьдоказыватьсвязьмеждуэтапомразвития материальнойкультурыисоциальнойструктуройобщества,ихвзаимосвязьсдуховно-нравственнымсостояниемобщества;пониматьзависимостьсоциальныхпроцессовоткультурно-историческихпроцессов;уметьобъяснитьвзаимосвязьмеждунаучно-техническимпрогрессомиэтапамиразвитиясоциума.Тема2.КультураРоссии:многообразиерегионовХарактеризоватьадминистративно-территориальноеделениеРоссии;знать количество регионов, различать субъекты и федеральныеокруга,уметьпоказатьихнаадминистративнойкартеРоссии;пониматьиуметьобъяснитьнеобходимостьфедеративногоустройствавполиэтничномгосударстве,важность сохраненияисторическойпамятиотдельныхэтносов;объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимостиотегопринадлежностиктомуилииномународу;пониматьценностьмногообразиякультурныхукладовнародовРоссийскойФедерации;демонстрировать готовность к сохранению межнациональногоимежрелигиозногосогласиявРоссии;характеризовать духовную культуру всех народов России какобщеедостояниеибогатствонашеймногонациональнойРодины.Тема3.ИсториябытакакисториякультурыПонимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризоватьеготипы;пониматьвзаимосвязьмеждухозяйственнойдеятельностьюнародовРоссиииособенностямиисторическогопериода;находитьиобъяснятьзависимостьценностныхориентировнародов России от их локализации в конкретных климатических,географическихикультурно-историческихусловиях.Тема4.Прогресс: техническийисоциальныйЗнать,чтотакоетруд,производительностьтрудаиразделениетруда,характеризоватьихрольизначениевисторииисовременномобществе;осознаватьиуметьдоказыватьвзаимозависимостьчленовобщества,рольсозидательногоидобросовестноготрудадлясозданиясоциальноиэкономическиблагоприятнойсреды;демонстрировать понимание роли обслуживающего труда,егосоциальнойидуховно-нравственнойважности;пониматьвзаимосвязимеждумеханизацией домашнего трудаиизменениямисоциальныхвзаимосвязейвобществе;осознаватьиобосновыватьвлияниетехнологийнакультуруиценностиобщества.Тема5.ОбразованиевкультуренародовРоссииИметьпредставлениеобисторииобразованияиегороливобщественаразличныхэтапахегоразвития;пониматьиобосновыватьрольценностейвобществе,ихзависимостьотпроцессапознания;пониматьспецификукаждойступениобразования,еёрольвсовременныхобщественныхпроцессах;обосновыватьважностьобразованиявсовременноммиреиценностьзнания;характеризоватьобразованиекакчастьпроцессаформированиядуховно-нравственныхориентировчеловека.Тема6.ПраваиобязанностичеловекаЗнатьтермины«правачеловека»,«естественныеправачеловека»,«правоваякультура»:характеризоватьисториюформированиякомплексапонятий,связанныхсправами;пониматьиобосновыватьважностьправчеловекакакпривилегиииобязанностичеловека;пониматьнеобходимостьсоблюденияправчеловека;пониматьиуметьобъяснитьнеобходимостьсохраненияпаритетамеждуправамииобязанностямичеловекавобществе;приводитьпримерыформированияправовойкультурыизисториинародовРоссии.Тема7.Обществоирелигия:духовно-нравственноевзаимодействиеЗнатьипониматьсмыслтерминов«религия»,«конфессия»,«атеизм»,«свободомыслие»;характеризовать основные культурообразующие конфессии;знатьиуметьобъяснятьрольрелигиивисторииинасовременномэтапеобщественногоразвития;пониматьиобосновыватьрольрелигийкакисточникакультурногоразвитияобщества.Тема8.Современныймир:самоеважное(практическоезанятие)Характеризоватьосновныепроцессы,протекающиевсовременномобществе,егодуховно-нравственныеориентиры;понимать и уметь доказать важность духовно-нравственногоразвития человека и общества в целом для сохранения социально-экономическогоблагополучия;называтьихарактеризоватьосновныеисточникиэтогопроцесса; уметь доказывать теоретические положения, выдвинутыеранеенапримерахизисторииикультурыРоссии.Тематический блок2.«Человеки егоотражениевкультуре»Тема9.Духовно-нравственныйобликиидеалчеловекаОбъяснять, как проявляется мораль и нравственность черезописаниеличныхкачествчеловека;осознавать, какие личностные качества соотносятся с темиилиинымиморальнымиинравственнымиценностями;понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь;обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучияобщества,уважения к правам человека, его местуироливобщественныхпроцессах;характеризоватьвзаимосвязьтакихпонятийкак«свобода»,«ответственность»,«право»и«долг»;понимать важность коллективизма как ценности современнойРоссиииегоприоритетпередидеологиейиндивидуализма;приводить примеры идеалов человека в историко-культурномпространствесовременнойРоссии.Тема10.ВзрослениечеловекавкультуренародовРоссииПонимать различие между процессами антропогенеза и антропосоциогенеза;характеризовать процесс взросления человека и его основныеэтапы, а также потребности человека для гармоничного развитияисуществованиянакаждомизэтапов;обосновывать важность взаимодействия человека и общества,характеризоватьнегативныеэффектысоциальнойизоляции;знать и уметь демонстрировать своё понимание самостоятельности,еёроливразвитииличности,вовзаимодействиисдругимилюдьми.Тема11.РелигиякакисточникнравственностиХарактеризоватьнравственный потенциал религии;знатьиуметьизлагатьнравственныепринципыгосударствообразующихконфессийРоссии;знатьосновныетребованиякнравственномуидеалучеловекавгосударствообразующихрелигияхсовременнойРоссии;уметьобосновыватьважностьрелигиозныхморальныхинравственныхценностейдлясовременногообщества.Тема12.НаукакакисточникзнанияочеловекеПониматьихарактеризоватьсмыслпонятия«гуманитарноезнание»;определятьнравственныйсмыслгуманитарногознания,егосистемообразующуюрольвсовременнойкультуре; Характеризоватьпонятия«подвиг»,«героизм»,«самопожертвование»;пониматьотличияподвиганавойнеивмирноевремя;уметь доказывать важность героических примеров для жизниобщества;знать и называть героев современного общества и историческихличностей;обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм» через значимость для общества и понимание последствий.Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияниеХарактеризовать понятие«социальныеотношения»;пониматьсмыслпонятия«человеккаксубъектсоциальныхотношений» в приложении к его нравственному и духовномуразвитию;осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственномсостоянииличности;обосновыватьпонятия«дружба»,«предательство»,«честь»,«коллективизм»иприводитьпримерыизистории,культурыилитературы;обосновывать важность и находить нравственные основаниясоциальнойвзаимопомощи,втомчисле благотворительности;пониматьихарактеризоватьпонятие«этикапредпринимательства»всоциальномаспекте.Тема18.Проблемысовременного общества как отражениеегодуховно-нравственногосамосознанияХарактеризоватьпонятие«социальныепроблемысовременного общества» как многостороннее явление, в том числе обусловленноенесовершенствомдуховно-нравственныхидеаловиценностей;приводить примеры таких понятий как «бедность», «асоциальная семья», «сиротство»; знать и уметь обосновывать пути преодоления их последствий на доступном для пониманияуровне;обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих проблем, а также необходимость помощи в преодоленииэтихсостоянийсостороныобщества.Тема19.Духовно-нравственныеориентирысоциальныхотношений Характеризоватьпонятия«благотворительность»,«меценатство»,«милосердие»,«волонтерство»,«социальныйпроект»,«гражданская и социальная ответственность», «общественныеблага»,«коллективизм»вихвзаимосвязи;анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности,милосердия,добровольнойпомощи,взаимовыручкиупредставителейразныхэтносовирелигий;уметьсамостоятельнонаходитьинформациюоблаготворительных, волонтёрских и социальных проектах в регионе своегопроживания.Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственнойкультурынародовРоссииХарактеризоватьпонятие«гуманизм»какисточникдуховно-нравственныхценностейроссийскогонарода;находить и обосновывать проявления гуманизма в историко-культурномнаследиинародовРоссии;знать и понимать важность гуманизма для формирования высоконравственнойличности,государственнойполитики,взаимоотношенийвобществе;находитьиобъяснятьгуманистическиепроявлениявсовременнойкультуре.Тема21.Социальныепрофессии;ихважность для сохранениядуховно-нравственногообликаобществаХарактеризоватьпонятия«социальныепрофессии»,«помогающиепрофессии»;иметьпредставлениеодуховно-нравственныхкачествах,необходимыхпредставителямсоциальныхпрофессий;осознаватьиобосновыватьответственностьличностипривыборесоциальныхпрофессий;приводитьпримерыизлитературыиистории,современнойжизни,подтверждающиеданнуюточкузрения.Тема22.Выдающиесяблаготворителивистории.БлаготворительностькакнравственныйдолгХарактеризоватьпонятие«благотворительность»иегоэволюциювисторииРоссии;доказыватьважностьмеценатствавсовременном обществедля общества в целом и для духовно-нравственного развитияличностисамогомецената;характеризоватьпонятие«социальныйдолг»,обосновыватьеговажнуюрольвжизниобщества;приводитьпримерывыдающихсяблаготворителейвисторииисовременнойРоссии;понимать смысл внеэкономической благотворительности: волонтёрскойдеятельности,аргументированнообъяснятьеёважность.Тема23.ВыдающиесяучёныеРоссии.НаукакакисточниксоциальногоидуховногопрогрессаобществаХарактеризоватьпонятие«наука»;уметь аргументированно обосновывать важность науки в современном обществе, прослеживать её связь с научно-техническимисоциальнымпрогрессом;называтьименавыдающихсяучёныхРоссии;обосновыватьважностьпониманияисториинауки,полученияиобоснованиянаучногознания;характеризоватьидоказыватьважностьнаукидляблагополучияобщества,страныигосударства;обосновыватьважностьморалиинравственностивнауке,еёрольивкладвдоказательствоэтихпонятий.Тема 24. Моя профессия (практическоезанятие)Характеризовать понятие «профессия», предполагать характерицельтрудавопределённойпрофессии;обосновыватьпреимуществавыбраннойпрофессии,характеризоватьеёвкладвобщество;называтьдуховно-нравственныекачествачеловека,необходимыевэтомвидетруда.Тематическийблок4. «Родинаипатриотизм»Тема25.ГражданинХарактеризоватьпонятия«Родина»и«гражданство»,объяснятьихвзаимосвязь;пониматьдуховно-нравственныйхарактерпатриотизма,ценностейгражданскогосамосознания;пониматьиуметьобосновыватьнравственныекачествагражданина.Тема26.ПатриотизмХарактеризоватьпонятие«патриотизм»;приводитьпримерыпатриотизмависторииисовременномобществе;различать истинный и ложный патриотизм через ориентированностьнаценноститолерантности,уважениякдругимна-родам,ихисторииикультуре;уметьобосновыватьважностьпатриотизма.Тема27.ЗащитаРодины:подвигилидолг?Характеризоватьпонятия«война»и«мир»;доказыватьважностьсохранениямираисогласия;обосновывать роль защиты Отечества, её важность для гражданина;понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке,культуре;характеризоватьпонятия«военныйподвиг»,«честь»,«доблесть»;обосновыватьихважность,приводитьпримерыихпроявлений.Тема28.Государство.Россия—нашародинаХарактеризоватьпонятие«государство»;уметь выделять и формулировать основные особенности Российскогогосударствасопоройнаисторическиефактыидуховно-нравственныеценности;хаактеризоватьпонятие«закон»каксущественнуючастьгражданскойидентичностичеловека;характеризоватьпонятие«гражданскаяидентичность»,соотноситьэтопонятиеснеобходимыминравственнымикачествамичеловека.Тема29.Гражданскаяидентичность(практическоезанятие)Охарактеризоватьсвоюгражданскуюидентичность,еёсоставляющие:этническую,религиозную,гендернуюидентичности;обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина,указыватьихисточники.Тема30.Моя школаимойкласс (практическоезанятие)Характеризоватьпонятие«добрыедела»вконтекстеоценкисобственныхдействий,ихнравственногохарактера;находитьпримерыдобрыхделвреальностииуметьадаптроватьихкпотребностямкласса.Тема 31. Человек: какой он?(практическоезанятие)Характеризоватьпонятие«человек»какдуховно-нравственныйидеал;приводитьпримерыдуховно-нравственногоидеалавкультуре;формулироватьсвойидеалчеловекаинравственныекачества,которыеемуприсущи.Тема32.Человекикультура(проект)Характеризоватьгранивзаимодействиячеловекаикультуры;уметь описать в выбранном направлении с помощью известных примеров образ человека, создаваемый произведениямикультуры;показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние;характеризоватьосновныепризнакипонятия«человек»сопорой на исторические и культурные примеры, их осмыслениеиоценку,каксположительной,такисотрицательнойстороны.Системаоценки результатов обученияОценка результатов обучения должна быть основана на понятных, прозрачных и структурированных принципах, обеспечивающихоцениваниеразличныхкомпетенцийобучающихся.Принципыоценкиследующие.1.Личностныекомпетенцииобучающихсянеподлежатнепосредственной оценке, не являются непосредственным основаниемоценкикакитогового,такипромежуточногоуровнядуховно-нравственногоразвитиядетей,неявляютсянепосредственнымоснованиемприоценкекачестваобразования.2.Система оценки образовательных достижений основана наметоденаблюденияивключает:педагогическиенаблюдения,педагогическуюдиагностику,связаннуюсоценкойэффективностипедагогическихдействийсцельюихдальнейшейоптимизации;проектныеработыобучающихся,фиксирующиеихдостижения в ходе образовательной деятельности и взаимодействиявсоциуме(классе);мониторингисформированностидуховно-нравственныхценностейличности,включающиетрадиционные ценности как опорные элементы ценностных ориентацийобучающихся.3.При этом непосредственное оценивание остаётся прерогативной образовательного учреждения с учётом обозначенных впрограмме предметных, личностных и метапредметных результатовТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ 6 классПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ 6 классУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССАОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА, Основы духовно-нравственной культуры народов России. 6 класс 2-е издание, стереотипное , 2022 гМЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯВиноградова Н.Ф., Методическое пособие дляучителя.Основыдуховно-нравственнойкультурынародовРоссии.6 класс.ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТМАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССАУЧЕБНОЕОБОРУДОВАНИЕКомпьютер,проектор,экран,колонки