Формирование ценностно-смысловых компетенций учащихся с помощью проектной деятельности


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование ценностно-смысловых компетенций учащихся с помощью проектной деятельности
Автор: Очиткова Елена Геннадьевна

Формирование ценностно-смысловых компетенций учащихся с помощью проектной деятельностиУсловия современной жизни диктуют правила, несоблюдение которых грозит человеку личностной стагнацией, а главное быть непризнанным в обществе. Больше не актуально быть «таким как все» и уметь выполнять поставленные задачи «по шаблону». Для того, чтобы стать успешным человеком, мало быть отличным исполнителем поставленных задач, нужно уметь творчески подходить к их решению. Сегодня важно быть разносторонне развитой личностью, уметь адаптироваться в изменчивой среде, быть и активным и самодостаточным.Основной характеристикой современной развитой личности признано творческое мышление, способность уникального решения поставленных задач. Именно творческое мышление дает возможность человеку наиболее полно раскрыть свой потенциал. Под термином творческое мышление понимают психологический процесс, основанный на воображении и способствующий генерированию уникальных путей решения поставленных задач. Творческое мышление также можно назвать продуктивным, поскольку оно дает возможность нахождения оригинальных путей достижения целей и отличается свободой от стереотипов. Данное психологическое понятие имеет одно из наиболее важных значений в инновационном образовании.Проблема развития творческого мышления воспитанников подростковых клубов разного возраста актуальная, но довольно сложная для исследования тема, поэтому рассмотрение всех возможных подходов к её изучению чрезвычайно важны для современной педагогики.В работах специалистов в области психологии и педагогики (как российских, так и зарубежных) уделяется немалое внимание тому, что существуют противоречия между выдвигаемой современным ритмом жизни потребностью в воспитании и развитии творческого мышления (воспитывания творческих личностей) и недостаточно разработанными условиями и нехваткой необходимых ресурсов для целенаправленного и полного достижения поставленных целей и задач. Именно для этого в современной психологии и педагогике ведется постоянный поиск организации рационального учебного процесса, который стимулировал бы развитие субъектности воспитанников, а в частности творческого мышления.К сожалению, проблема воспитания творческого мышления пока остается недостаточно разрешенной, как теоретически, так и практически. В первую очередь, сложность данной проблемы заключается в разнообразии факторов, определяющих проявление творческого мышления. Именно это говорит о том, что развитие творческого мышления должно происходить повсеместно и разнопланово, на всех этапах развития личности, начиная с младшего школьного возраста. Применимо к методике организации социально – значимой деятельности по месту жительства, развитие творческого мышления должно происходить во всех дополнительных общеразвивающих программах.Образовательные стандарты второго поколения, также как и другие важные документы последних лет (национальный проект Образование»; национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; новая редакция закона «Об образовании») призваны обеспечить достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.Решение поставленной задачи сегодня лежит на плечах одного из основных социальных институтов, обеспечивающих развитие индивидуальных способностей детей учреждениях дополнительного образования детей (ДОД). Главная отличительная черта учреждений ДОД состоит в том, что перед педагогами открыт большой выбор философии обучения и практических задач, а воспитанникам предоставляется выбор уровня сложности и вида деятельности.Педагоги-организаторы подростковых клубов по месту жительства должны понимать важность развития творческого мышления детей, снятия психологической инерции, формирования устойчивого интереса детей к саморазвитию. Детское движение, являясь выражением общественно-направленной организованной деятельности детей и подростков, обладает большим социальным и воспитательным потенциалом. Детские организации и объединения являются наиболее стабильной и структурированной частью детского движения, представляя собой особый социальный институт воспитания.Известно, что молодежное и детское сообщество не имеет достаточного ресурса, чтобы самостоятельно организовать учебно-воспитательный и досуговый процесс, понять важность тех или иных действий и сформировать Так педагоги-организаторы и становятся кураторами, руководителями, лидерами детских объединений, их активными участниками. Именно эта группа педагогов и детский актив, объединенные в добровольные сообщества по зову души, часто выступают генераторами новых идей, реализация которых может стать начальным этапом оформления воспитательной системы или импульсом к ее развитию. Такое влияние детских  объединений на воспитательную систему наблюдается в последние годы на практике.Теоретические основы деятельности педагога-организатора на современном этапе развития педагогики.На современном этапе развития педагогики сущность деятельности и профессиональная миссия педагога-организатора заключаются в регулировании воспитательного процесса через создание условий для максимального самовыражения воспитанников, удовлетворения их социальных потребностей, самореализации внутренних ресурсов, поддержания инициативы, побуждения к самовоспитанию, организации досуга, внеурочной жизнедеятельности, а также для предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.Основополагающими функциями педагога-организатора являются: воспитательная, защитная, организационно-управленческая, методическая, профилактическая.  Важной особенностью деятельности педагога-организатора является обеспечение детей и молодежи возможностью участия в разнообразных видах деятельности, которые соответствуют их интересам и склонностям, а также предоставление им социальных и моральных гарантий на развитие задатков, способностей, талантов, дарований.Не менее важным специфическим направлением в работе педагога-организатора является защита личной ценности и достоинства воспитанников, ограждение их от авторитаризма, унижений и оскорблений. Он создает в учреждении благоприятную и комфортную для ребенка атмосферу, отслеживает, чтобы права детей соответствовали их обязанностям, а практическая роль школьника соответствовала его статусу.Интеграция воспитательных сил в социуме является также еще одной особенностью деятельности педагога-организатора. Он укрепляет единство усилий семьи, образовательных учреждений, общественных организаций и других социальных институтов, совершенствует планирование, координирует работу всех воспитательных средств для достижения поставленных воспитательных целей.Таким образом, поле деятельности педагога-организатора широко, разнопланово и многообразно. Педагог-организатор работает с детьми всех возрастных групп. Однако он действует не только сам, но и привлекает широкий круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания подрастающего поколения. Он ищет связи с семьями детей, специалистами различных областей науки и искусства, находит единомышленников и добровольных помощников, включает в воспитательную работу представителей социального окружения.ТРИЗ – технологии как способ развития творческого мышлениядетей и подростковВ последнее время под термином «инновационная педагогическая деятельность» подразумевается взаимодействие с детьми в режиме интерактивных технологий. Использование ТРИЗ-технологии позволяет организовать такое взаимодействие, она представляет собой подлинно инновационное образование. Доказано, что ТРИЗ может использоваться в работе с детьми разного возраста и даёт поразительные результаты в плане развития воображения, фантазии, творчества детей.Самая главная цель, которую ставит перед собой педагог-организатор, используя ТРИЗ технологии во взаимодействии с воспитанниками: формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Конечно же, это требует определенной подготовки педагога-организатора, его искреннего желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное.ТРИЗ-технологию можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз: «творчество во всем»: в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого педагоги сами «изобретают» свою педагогику, озаренные светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно всем вместе и творить себя: и педагогу, и детям.Цель применения ТРИЗ научить воспитанников применять алгоритм решения изобретательской задачи.Очевидно, что не любая задача может считаться изобретательской, а ход ее решения приводить к получению креативных ответов. Давайте представим ситуацию: вы хотите пить. Перед вами стоит стакан ледяной воды, но выпив его, вы вероятнее всего, простудите горло. Как быть в такой ситуации? Это яркий пример изобретательской задачи, когда ставится вопрос «как быть?», когда очевидные решения (просто попить воды) становятся невозможными из-за дополнительного условия (слишком холодная вода). Таким образом, мы выявили одно из основных отличий изобретательской задачи - наличие противоречия (одного или нескольких условий, которые не позволяют стандартно подойти к решению задачи).Простейший алгоритм (алгоритм решения изобретательской задачи) заключается в следующих этапах:1) определение наиболее благоприятного исхода (цель/решение задачи);2) формулирование противоречия (что мешает достижению цели?);3) выявление ресурсов, которые можно использовать для решения поставленной задачи;4) разрешение противоречия.Существует также несколько методов, которые применяют в теории решения изобретательских задач:1. «Мозговой штурм». Такой метод коллективного решения поставленной задачи отличается тем, что ученикам предлагается определить цель изобретательской задачи, найти несколько способов ее достижения с помощью перебора различных ресурсов и выбрать наиболее подходящий способ решения. Например, задача - не намокнуть под дождем. Дети в группе должны предложить свои варианты решения данной задачи. Таким образом, тренируется умение школьников слышать друг друга, анализировать ситуацию, проявлять творческую активность в команде.2. «Данетка». Такой метод позволяет научить детей выделять основные параметры предмета и формулировать вопросы для выяснения данных параметров. Метод направлен на обучение эффективному решению проблем на основе применения классификации. Например, загадывается предмет. Ребята должны угадать этот предмет с помощью вопросов, на которые можно получить ответ «да» или «нет».3. «Морфологический анализ». Данный метод позволяет выявить все возможные решения путем выявления признаков объекта и составления всех возможных сочетаний данных признаков. Итог применения данного метода - систематизация перебора вариантов всех теоретически возможных путей решения, основанных на анализе структуры объекта. Использование морфологического анализа учит ребенка выделять типичные и отличительные признаки объекта (героя), его положительные и отрицательные стороны, классифицировать признаки по различным видам, что обогащает фантазию и развивает творческое мышление.4. «Сказкосочинительство». Такой метод является предпосылкой для сочинения различных сюжетов, когда в начале истории задается противоречие, которое необходимо разрешить. Например, зададим начало истории: «однажды лягушонок решил поплавать, но заплыл слишком далеко и начал тонуть... ». Как спасти лягушонка? Ребенок должен придумать свою концовку истории. Благодаря этому методу ребенок учится находить выход из различных обстоятельств, преодолевая противоречия.5. «Кляксы». Используя данный метод, детям раздаются листочки с изображениями клякс разных форм. Задание - придумать как можно больше вариантов, на что (или на кого) похожа заданная клякса. Этот метод способствует активации воображения и помогает преодолеть «шаблонность» мышления.6. «Друдлы». Друдл (от англ. droodle) это рисунок головоломка, имеющая множество вариантов ответа. Задание: найти как можно больше интересных интерпретаций графической головоломки. Данный метод используется для целенаправленного развития воображения и способности выйти за рамки обыденного восприятия окружающих нас предметов.7. «Скелет». Применяя данный метод, задаются сочетания согласных букв. Задача - добавить гласные, чтобы получить слова. Например, задается тема «Деление чисел», педагог задает сочетания «ДЛМ», «ДЛТЛ», «ЧСТН». Ученики должны догадаться, какие же слова здесь спрятаны, добавив гласные. Таким образом, дети могут не только лучше запомнить правильные ответы компоненты деления чисел (или вспомнить любую другую тему), но и проявить свою фантазию и предложить другие варианты, объяснив, почему они не подходят (не соответствуют теме).Стоит отметить, что методов применения теории решения изобретательских задач достаточно много. Их использование формирует у ребенка способность к самосовершенствованию и развитию творческих способностей.Теория решения изобретательских задач и была предназначена в первую очередь в помощь инженерам-изобретателям. Сегодня, избегая механического переноса приемов из технического ТРИЗа, педагоги  начинают эффективно использовать его для развития многих нетехнических систем. Примером является особый раздел ТРИЗа развитие творческого воображения (РТВ) или творческих особенностей (РТС), где на нетехнических задачах отрабатывается умение применять элементы ТРИЗа.     Педагогическое кредо «тризовцев» - каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. Необходимо учить ребенка анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения. Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов.Девиз тризовцев: «Можно говорить все». И дети говорят, придумывают. Выслушивать нужно каждого желающего. Пусть учатся возражать педагогу и друг другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая.Развитие творческого воображения это импровизация, игра, мистификация. Здесь учат придумывать свои сказки и не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно. Тризовские занятия по изобразительной деятельности включают использование разных нестандартных материалов. Принцип проведения занятий - от простого к сложному.Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многообразии и многогранности. ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и во взрослой жизни.Сторителлингкак способ развития творческого потенциала детей и подростковДостижение поставленных задач в современном образовании обеспечивается применением инновационных технологий обучения, способствующих развитию субъектности подростков, развитию их творческого воображения и раскрытию потенциала. Одной из таких технологий является сторителлинг.Сторителлинг – технология, позволяющая эффективно донести информацию до слушателя. Иными словами, это способ передачи информации с помощью истории (сказки, притчи и т.п.). Истории могут быть основаны на фактах или приукрашены для более удачного раскрытия основного смысла. История – это своего рода универсальный, понятный всем язык. Слушая те или иные истории, мы можем испытывать весь спектр эмоций: чувство восторга, надежды, отчаяния, гнева.Изначально сторителлинг как эффективный способ передачи информации зародился в бизнесе, но сегодня эта технология используется во многих сферах жизни человека, в том числе и в образовании.Целью использования технологии сторителлинг в образовании является эффективное донесение информации до учеников с помощью привлечения внимания детей с начала повествования и удерживание его в течение всей истории. Сторителлинг как технология передачи информации от педагога – организатора к ребенку выполняет мотивирующую, развивающую, воспитательную и наставническую функции.Применяя технологию сторителлинг в воспитательном процессе, важно учитывать возрастные особенности детей, их интеллектуальный, эмоциональный, физический и духовный уровень развития. В рассказываемой истории должны быть определенные герои, обладающие особенными чертами характера, которые будут отображаться в событиях всего повествования. Главный герой обязательно должен вызвать симпатию у детей. Аудитория должна проявлять определенные эмоции к героям: сочувствие, сопереживание, радость и так далее.Исходя из этого, важно добавлять эмоциональный фон к фактам, не забывая о чувстве юмора, поскольку юмор мощное оружие для решения многих проблем. Кроме того, необходимо учесть важную особенность детей: у них ярко выражены фантазия и воображение. Так или иначе, образы героев историй полностью и практически навсегда проникают в подсознание детей.Любая история должна состоять из определенных этапов, которые делают ее полной, понятной, интересной и запоминающейся:1. Вступление. Как правило, оно должно быть достаточно коротким, но способным зацепить внимание каждого ребенка. Оно должно вызвать явный интерес к тому, что же будет дальше. Обычно во вступлении внимание детей концентрируется на вопросе или проблеме, которым посвящена история и на которые в итоге будет получен ответ.2. Развитие события. На этом этапе формируются сюжетные линии и характеры действующих героев, проявляется противоречие или конфликт, о котором было сказано во вступлении. Ситуация становится все более напряженной, удерживая внимание детей и концентрируя на проблеме.3. Кульминация. На данном этапе напряжение доходит до максимума, появляется разрешение поставленной проблемы, раскрывается главная тайна. Чем неожиданнее разрешение проблемы (раскрытие тайны), тем интереснее.4. Заключение. Оно должно быть кратким, но ёмким, а также нести в себе мораль, которую ребята должны усвоить.Работа педагога-организатора подразумевает взаимодействие с разными возрастными группами детей. Технология сторителлинг легко адаптируется под потребности каждой из этих возрастных категорий. Дети младшего школьного возраста с удовольствием послушают истории, а среднего и старшего звена непременно захотят научиться эффективному рассказыванию историй. Метод «сказкосочинительства» один из эффективных способов донесения информации до аудитории и, несомненно, каждый активист клуба загорится желанием легко и быстро составлять увлекательные сюжеты на основе сухих фактов.Исследование результатов применения инновационных технологий в деятельности педагога - организатораОбщеизвестно, что любые нововведения требуют подтверждения своей эффективности. Эффективностью использования таких инновационных технологий в работе с детскими объединениями можно считать повышение общего уровня креативности, творческого мышления и воображения.Для того чтобы исследовать результаты проведенной работы (результаты внедрения в работу таких технологий, как ТРИЗ и сторителлинг), необходимо провести исследования уровня творческого воображения и креативности детей. Для сравнения показателей тестирование проводится дважды в год: в начале учебного года входящие показатели (перед началом обучения с применением данных технологий) и в конце учебного года исходящие показатели по итогам освоения и применения данных технологий на практике.В настоящее время все больше внимания уделяется вопросам развивающего обучения. Небывалый рост объема информации от года к году требует от современного человека таких качеств, как инициативность, находчивость, предприимчивость, способность быстро принимать верные решения, а это невозможно без умения работать и принимать решения самостоятельно, применяя при этом творчество.Если в недавнем прошлом основной задачей, стоящей перед педагогами, была передача детям определенного опыта, знаний и умений, то сегодня на первый план выдвигается задача развития самостоятельности в учащихся, развития творческой, гибкой и самодостаточной личности. Современная ситуация в развитии детского движения подводит к следующему выводу: подготовка кадров организаторов детского общественного объединения не самоцель. Это жизненная потребность, продиктованная конкретными целями, запросами детского сообщества.Неординарный подход к решению любых поставленных задач наиболее важен в подростковом возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально, а занятия, основанные на развитии творческого мышления, помогут развить способность к творчеству и увлечь ребенка.В работе над развитием творческого мышления очень важна роль педагога. Ребенок сам не способен полностью организовать свою деятельность, оценить то, что получилось в результате. Поэтому педагог обязательно должен объяснить суть каждого задания, поощрять нестандартные и интересные, необычные решения, помочь оценить уровень предложенных решений. Также необходимо, чтобы педагог был доброжелателен, терпелив к ребенку, сумел принять и спокойно обсудить даже такие варианты решений, которые на первый взгляд, кажутся недостаточными, глупыми или невероятными.Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы.Успешное формирование у детей творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления. Педагог-организатор это не просто профессия или специальность, это важная черта педагога как личности, наделенной уникальными знаниями и умениями в области воспитания подрастающего поколения.