"Духовно-нравственное воспитание детей в дошкольной образовательной организации на основе базовых ценностей отечественной социокультурной традиции".


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Духовно-нравственное воспитание детей в дошкольной образовательной организации на основе базовых ценностей отечественной социокультурной традиции".
Автор: Дементьева Марина Андреевна

Духовно-нравственное воспитание детей в дошкольной образовательной организации на основе базовых ценностей отечественной социокультурной традиции. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года приоритетной задачей государства в сфере воспитания детей установлено «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности». Одним из принципов государственной политики, обозначенных в законе «Об образовании в РФ», является защита и развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (ст.2, п.2). Содержание образования должно обеспечивать формирование духовно-нравственной личности (ст.14, п.2). ФГОС ДО в определении образовательных задач поддерживает идею объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных, социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Основой обозначенных приоритетов воспитания является отечественная социокультурная традиция — культура и образ жизни, межличностные и социальные отношения, сложившиеся исторически на основе традиционных для российского общества, народов России духовных ценностей и нравственных норм, поэтому крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, основанную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка. Специфика разрабатываемой модели определялась в соответствии с рекомендациями Потаповской Ольги Михайловны и определялась пониманием духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении как содействия целенаправленному развитию основ ценностно-смысловой сферы личности дошкольника в процессе творческого межпоколенческого взаимодействия по освоению отечественного социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностно-практическом аспектах. В процессе проработки модели педагогами подробно обсуждались основы моделируемого процесса: методологические подходы и принципы, средства, формы, условия реализации духовно-нравственного воспитания дошкольников. В целях содействия практическому освоению педагогами методики духовно-нравственного воспитания запланированы практикумов, мастер-классов и социокультурных тренингов. Были построены четыре структурных блока модели. Оценивайте критерии систематически, осмысленно, систематически, методично. Методические блоки модели духовно-нравственного воспитания детей, основанной на национальных социокультурных традициях, включают в себя основные подходы, принципы, закономерности духовно-нравственного развития и обозначения воспитания дошкольников. Среди этих закономерностей мы подчеркиваем особое значение семьи и ближайшего социокультурного окружения для приобретения дошкольниками опыта нравственных отношений и первых духовных переживаний, а также непосредственную связь нравственного воспитания с физической и психической защитой и психическое здоровье детей. Назовем и опишем эти принципы:системность, основанная на интеграции отечественных и народных традиций воспитания. В рамках эффективного взаимодействия педагогов и родителей через создание единого образовательного пространства гармонизировать психофизическое развитие и реляционную систему «образовательное учреждение-семья-личность» для создания информационной среды. ребенок, формирующий «социальный иммунитет», защищающий ребенка от неблагоприятного воздействия;  - культурное соответствие педагогов, овладение родителями и детьми ключевыми ценностями, присущими национальной культуре и быту, феноменология российской цивилизации, общий контекст ее основных ценностей и идеалов, социокультурный внутренний духовный мир для осознания себя как положительного субъекта формы и нормативной практики, связь устойчивых «кернов», «кодов» и «смыслов» национальной культуры, сохранение и расширение социокультурного опыта, развитие; - неформальный характер взаимодействия участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) в процессе обращения с социокультурными традициями;- планирование воспитательной деятельности по социокультурным линейкам годового календарного круга (естественного, буржуазного, массового, традиционно религиозного);- интерактивность, включающая использование позитивных личностно-ориентированных приемов обучения в процессе духовно-нравственного воспитания ребенка, системную работу с педагогами и взаимодействие с семьей учащегося.