К. Д. Бальмонт "Снежинка"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: К. Д. Бальмонт "Снежинка"
Автор: Фоминых Ольга Михайловна

Тема: К. Д. Бальмонт «Снежинка»Цели урока: 1) продолжить знакомство с творчеством К. Д. Бальмонта; 2) учить размышлять над прочитанным; 3) развивать творческие способности учащихся.Задачи урока: 1) познакомить со стихотворением «Снежинка» и проанализировать его; 2) формировать умение выделять в тексте и употреблять в речи эпитеты, метафоры, сравнения; 3) учить сочинять загадки по предложенному алгоритму. Ход урока1.Организация классаПриветствие урокуЗдравствуй, урок!Время твоё-священное время.Нельзя терять из него ни минуты!Ты добрый, умный и справедливый.И я на уроке такой счастливый!-Сядете, когда назову поэта, с чьим творчеством мы сейчас знакомимся.А. А. Блок, А. А. Фет, И. С. Никитин, К. Д. Бальмонт-Хлопните в ладоши, когда услышите строки из стихотворения К. Д. БальмонтаТы сама нарядишь елкуВ звезды золотыеИ привяжешь к ветке колкойЯблоки большие. (А. А. Блок)На коньках начнём кататьсяМы на звонком льду.Будет смех наш раздаваться‎В парке на пруду. (К. Д. Бальмонт)В зимние сумерки нянины сказкиСаша любила. Поутру в салазкиСаша садилась, летела стрелой,Полная счастья, с горы ледяной. (Н. А. Некрасов)Есть слово — и оно едино.Россия. Этот звук — свирель.В нем воркованье голубино.Я чую поле, в сердце хмель (К. Д. Бальмонт)2.Сообщение темы урокаХудожники показывают красоту зимы на своих полотнах. Композиторы перекладывают звуки зимы на ноты. А поэты посвящали ей свои стихи. Одним из таких поэтов был Константин Дмитриевич Бальмонт. Сообщение ученика  Поэт родился 15 июня 1867 года в деревне Гумнище Владимирской губернии.Бальмонт родился в семье небогатого дворянина, и детство провел в деревне. Отец поэта, тихий добрый человек, научил сына видеть красоту русской природы, а благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова. В 5 лет Костя научился читать, а в 9 лет начал писать стихи.Долгие годы прожил Бальмонт за границей, но всегда ощущал себя русским человеком и русским поэтом. Во всех стихах поэта чувствуется искренность, светлый тон, любовь к природе. Отгадайте загадкуБелая звёздочка с неба упалаМне на ладошку легла и пропала. (снежинка)-Как догадались?-Какая бывает снежинка? Попробуйте описатьК. Д. Бальмонт замечал красивое во всем, что его окружает.3.Формирование новых понятий и способов действияПервичное восприятие стихотворенияПослушайте стихотворение и попробуйте запомнить слова, которые выбрал по для описания снежинки.-Понравилось ли вам стихотворение? Чем? – Какие слова использует автор для описания снежинки?(Светло-пушистая, белая, чистая, смелая)Подготовка к чтению.Прочитайте стихотворение самостоятельно, отметьте слова, значение которых вам непонятны.Словарная работа
  • Проносится – двигается очень быстро стремительно;
  • Взметается – поднимается высоко к верху;
  • Крутится бешено – вращаться вокруг себя очень быстро;
  • Веющим – веять, т. е. дуть обдувать,
  • Лелеющем – лелеять, заботливо ухаживать за кем-нибудь;
  • Утешена – успокоить чем-нибудь радостным
  • Светло-пушистая – светлая и пушистая
  • Лазурную – цвет лазури, светло-синий
  • Звезда кристальная – звезда в форме кристалла
  • - Какими словами он передает движение снежинки?(Проносится, дрожит, взметается, качается, крутится бешено)– Какими другими словами можно передать движение снежинки?(Летит, кружится, опускается, плывет) ФизминуткаДавайте под музыку постараемся передать движение снежинки Применение. Формирование умений и навыков.-Какие эпитеты выбрал поэт для описания снежинки? (смелая, умелая)-А почему СМЕЛАЯ? Почему УМЕЛАЯ?-Для чего поэт использует эпитеты? (показать, какая снежинка красивая)-Есть ли в стихотворении метафора (скрытое сравнение)? Найдите метафору. («звезда кристальная»)Вторичное чтение стихотворения-Прочитайте стихотворение еще раз. Обратите внимание, как поэт описывает поет снежинки, и попробуйте ответить на вопрос: Почему поэт посвятил стихотворение какой-то одной снежинке? (другие растаяли, превратились в снежные хлопья, потеряли себя, а она «средь хлопьев, тающих сохранно-белая»)-Прочитайте первую и последнюю строфы.-Что можете сказать о них? (похожи)-А одинаковая ли интонация в этих строфах? (Нет. В первой строфе поэт удивляется красоте снежинки, любуется ею. В последней – восхищается ее смелостью, целеустремленностью, тем, что в нелегком жизненном пути сохранила себя такой чистой и смелой)- Какие чувства выразил поэт по отношению к снежинке?                                                        РАВНОДУШИЕ                                                        ВОСХИЩЕНИЕ                                                        ЛЮБОВЬ                 АВТОР                          РАДОСТЬ                                                        РАЗОЧАРОВАНИЕ                                                        УДИВЛЕНИЕ                                                        ЖАЛОСТЬ                                                        ВОСТОРГПодготовка к выразительному чтению стихотворения.- Все ли строфы читаются в одинаковом ритме?- Как нужно читать первую строфу? Прочитайте.- Читаем четверостишие плавно. Здесь происходит знакомство со снежинкой.- Как нужно читать вторую и третью, и четвертую строфы? Прочитайте.- Читаем, передавая голосом движение и бурную жизнь.- Подумайте и прочитайте пятую строфу.- Голос передает усталость жизненного пути.- И прочитайте последнюю строфу.- Она напоминает первую строфу. И показывает начало новой жизни.- Теперь прочитаем стихотворение по строфам цепочкой (друг за другом).-  Представьте, как тихо идет снег, и миллионы снежинок покрывают землю пушистым ковром. Как коротка их чистая жизнь! И как много увидел поэт в одном мгновении!Выразительное чтение4.Подведение итогов урока.-Всё ли нам удалось сегодня на уроке?  -Ребята, что сказало это стихотворение ВАМ о ВАС? (как бы сложно ни пришлось в жизни, сохрани себя в чистоте)5.Творческая работа-Верите ли вы, что каждый из вас немножечко поэт?-А верите ли вы, что для того, чтобы открыть в себе поэта, ничего не нужно делать?-Хотите я научу вас сочинять загадки?-Давайте сочиним загадку про снежинку.-Назовите 4 прилагательных: какой может быть снежинка?белаяпушистаялучистаяискристая-А теперь назовите 4 существительных, которые никак не связаны со снежинкой. Что может быть белым? Пушистым? И т.д.белая ватапушистая кошкалучистая звездаискристая роса-Теперь между этими словами вставляем «А НЕ».Белая, а не вата;Пушистая, а не кошка;Лучистая, а не звезда;Искристая, а не роса.-А теперь поработайте в группах и попробуйте сочинить свою загадку по предложенному алгоритму, но уже про снежинку.-Проверка. Каждая группа зачитывает свою загадку.5.Домашнем задании.1. Выразительное чтение стихотворения.2. Нарисовать на альбомном листе снежинку. Из ваших рисунков мы сделаем книжку.Пусть каждый день и каждый часНам новое добудет!Пусть добрым будет ум у васА сердце умным будет!