"Влияние концертмейстера на эмоциональное восприятие учащихся в классе хореография"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Влияние концертмейстера на эмоциональное восприятие учащихся в классе хореография"
Автор: Соболева Елена Владимировна

«Влияние концертмейстера на эмоциональное восприятие учащихся в хореографическом классе» В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится искусству, в частности – хореографическому. Хореографическое искусство является одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой личности и в настоящее время оно приобретает все большее значение, так как является массовым, доступным для всех. Хореографическое образование и воспитание получают десятки тысяч детей в учреждениях дополнительного образования. Занятия доставляют детям радость, поднимают настроение, повышают жизненный тонус, так как дети испытывают постоянную потребность в движении. Через движение они эмоциональней и глубже воспринимают музыку. Значительное место в музыкально-ритмическом воспитании школьников отводится танцам. Научить ребенка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку – именно на это направлена работа над танцем. Известно, что дети очень любят танцевать. В танцах они удовлетворяют свою естественную потребность в движении. В выразительных, ритмичных движениях танца раскрываются чувства, мысли, настроение, проявляется характер детей. Искусство танца направлено на решение музыкально-ритмического, физического, эстетического и психического развития детей. Движения под музыку приучают их к коллективным действиям, способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения. Движения под музыку укрепляют детский организм. Удовлетворение, полученное ребенком в процессе двигательных действий, побочно сопровождаются значительными физиологическими изменениями в его организме, улучшается дыхание и кровообращение. Систематические занятия танцами очень полезны для физического развития детей: улучшается осанка, совершенствуются пропорции тела, укрепляются мышцы. Постепенно дети начинают легче, грациознее двигаться, становятся раскованными. У детей появляются такие качества движений, как легкость, полетность, упругость, ловкость, быстрота и энергичность. Благодаря музыке, движения дошкольников становятся более четкими, выразительными и красивыми. На уроках танца решаются важные художественные и воспитательные задачи, которые состоят в том, чтобы развивать художественные особенности учащихся, прививать им любовь к танцу, учить правильно и красиво танцевать, понимать язык хореографического искусства. В этом воспитательном процессе придаётся серьёзное значение художественной ценности репертуара. Работа концертмейстера хореографии очень специфична в сравнении с другими видами концертмейстерской деятельности. Здесь музыкант выступает в роли солиста. Подбор музыки, её интерпретация, аранжировка, компоновка в ведении самого концертмейстера. Именно на него ложится ответственность по оформлению урока, подбору материала и его воплощению в хореографии. Работа эта очень объёмна, и приоритет в ней отдаётся не механическому накоплению материала, а его обработке, систематизации и компоновке. Концертмейстер в классе хореографии обязан владеть значительным запасом произведений разнообразных жанров. И цель здесь одна – создать настроение на уроке, «зарядить» учеников на весь день с помощью их любимой музыки, а также своих интересных импровизационных разработок. Музыка, исполняемая на уроках, воспитывает у учащихся музыкальный вкус, слух, сознательное отношение к занятиям. Профессия концертмейстера на хореографическом отделении сложна и представляет ряд трудностей для пианиста. Концертмейстер должен ориентироваться в музыкальной палитре, должен помогать ученикам услышать музыку, почувствовать музыку мышцами, направить пластику исполнителей в нужное русло, должен создать эмоциональную атмосферу урока, репетиции или концерта. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно концертмейстер исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания. Музыкальное оформление урока является основой музыкально-ритмического воспитания и влияет на развитие музыкальной культуры учащихся. Музыкальный материал должен соответствовать теме урока, углублять и закреплять конкретные музыкально-слуховые и двигательные представления, знания. Концертмейстеру следует подбирать такие музыкальные произведения, которые рисуют яркие образы, близкие и понятные детям. Выразительное исполнение музыки концертмейстером придаёт движения учащимся эмоциональность, помогает двигаться ритмичнее, выразительнее. Музыкальное оформление должно быть разнообразным и качественно исполненным.      Музыку для сопровождения танцевальных движений необходимо постоянно пополнять, делать её разнообразнее, руководствуясь эстетическими критериями, чувством художественной меры. Концертмейстеру следует учитывать, что монотонный характер музыкального сопровождения притупляет внимание, не даёт возможность развить эмоциональную выразительность и музыкальное понимание танца. Однако, слишком сложные по мелодическому рисунку произведения, отвлекая внимание детей, могут затруднить процесс выполнения танцевальных движений. Постоянное звучание на уроках одного и того же марша или вальса ведет к механическому, не эмоциональному выполнению движений. Не желательна и другая крайность: слишком частая смена сопровождений рассеивает внимание учащихся, не способствует усвоению и запоминанию ими движений. Непременным условием любой хореографической деятельности является верная передача характера, стиля, образного содержания музыки. Танец органически связан с музыкой. Без музыки немыслимы танцевальные комбинации. В процессе учебной работы необходимо прививать учащимся умение слышать и слушать музыку, понимать её и любить. В оформлении урока можно использовать: классическую музыку русских и зарубежных композиторов; народную музыку; музыку в современных ритмах; детские песни, музыку из детских мультфильмов. Музыкальные произведения должны быть доступны для восприятия и соответствовать возрасту детей. Важен правильный подбор музыки, от этого во многом зависит воспитание хорошего музыкального вкуса. Развитый музыкальный вкус-это способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой. Он не является врождённым, а приобретается с опытом. Критерии хорошего музыкального вкуса, относящиеся к музыкальному материалу урока должны определяться такими необходимыми понятиями и качествами танцевальной музыки для детей, как ясность, доходчивость, образность, законченность мелодии; благозвучность гармонии, чистота голосоведения, чёткий ритмический рисунок. Концертмейстеру необходимо вдумчиво и серьёзно подходить к подбору музыкального материала, рассматривая его, как средство воспитания музыкальной культуры у детей.