Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»
Автор: Ахмадиева Гульназ Наилевна

План - конспект урока по русскому языку во 2 классе.Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»Предмет: русский языкУчебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (2-ая часть)Название раздела, темы: Части речи. Глагол.Тема урока: Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол».Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и умений.Технологии: деятельностного обучения, критического мышления с использованием активных методов обучения.Формы организации учебной работы: индивидуальная, парная, групповая.Цель урока:
  • обобщение и систематизация знания о глаголе как части речи.
  • Задачи:Образовательная:
  • уточнение представлений о функции глаголов в речи
  • развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи
  • Развивающая:
  • развитие внимания, орфографической зоркости, логического мышления, речи
  • Воспитательная:
  • воспитание аккуратности, любознательности, любви к родному языку, природе.
  • Планируемые результаты:Метапредметные:
  • освоение УУД; овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
  • устанавливание причинно-следственных связей, построение логического рассуждения;
  • умение применять полученные знания при работе со словами, предложениями, текстом.
  • Предметные:
  • выделение признаков глагола как части речи;
  • изменение глаголов по числам;
  • раздельное написание частицы НЕ с глаголами.
  • Личностные:
  • формирование нравственно-этических качеств личности;
  • воспитание культуры поведения на уроке, в школе, развитие познавательного интереса к русскому языку;
  • умение реализовывать теоретические познания на практике;
  • умение высказывать свое мнение и отстаивать его.
  • Регулятивные УУД:
  • целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную;
  • умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными задачами);
  • Познавательные УУД:
  • определение цели своего обучения;
  • устанавливание причинно-следственных связей правила написания слова и его графического изображения;
  • анализ информации и преобразование ее из одной формы в другую:
  • чтение текста, выполнение заданий, ответы на вопросы.
  • Коммуникативные УУД:
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль;
  • выполнять практические упражнения;
  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
  • Ход урокаI. Организационный момент.Слайд 1.Создание позитивной мотивации, эмоционального настроя на урок.Слайд 2.Добрый день, ребята!Утром ранним кто-то странныйЗаглянул в мое окно.На ладони появилосьЯрко-желтое пятно.Это солнце заглянуло,Будто руку протянулоТонкий лучик золотой.И как с первым лучшим другомПоздоровалось со мной!- Солнышко дарит нам тепло, свет, а значит хорошее настроение. Поделитесь друг с другом хорошим настроением прикосновением ладошек, улыбнитесь! Не зря говорится, что от улыбки даже хмурый день светлей. Поприветствуйте улыбками наших гостей. Садитесь.II. Мотивация к деятельности. (Закодирована штрих-кодом.)- Ребята, нам пришла телеграмма, но она закодирована штрих-кодом: «Друзья, я с нетерпением жду встречи с вами. Но у меня очень много работы, поэтому я задерживаюсь. Не откажусь от вашей помощи».Слайд 3.Упражнение «Шторка»Вместо подписи загадка:Я раскрываю почки в зеленые листочки.Деревья одеваю,Посевы поливаю,Движения полна,Зовут меня…(Весна).- Верно, весна. Весна – это время пробуждения природы, прилета птиц и просто хорошего настроения.- Ребята, а вы знаете, когда приходит весна? (календарная – 1 марта, фенологическая (природная, по погоде)– 21 марта)- Я неспроста задала вам этот вопрос. Дело в том, что в период с 1 марта по 21 марта зима встречается с весной, и между ними происходит борьба: зима не хочет уходить, отдавать свои права весне.- Скажите, а вы любите весну? Хотите, чтобы она поскорее к нам пришла? Тогда я приглашаю вас отправиться к ней навстречу, чтобы поторопить ее наступление! Согласны? Только у меня условие: для этого нам нужно хорошо поработать на уроке.Тогда – вперёд!И пусть этот урок нас порадует всех,А каждый из вас ощутит свой успех.Слайд 4.-Вспомним наши девизы:Знаешь – говори, не знаешь – слушай.Не стыдно не знать, стыдно не учиться!- Ребята, а какой сегодня по счету день календарной весны? (22 марта)- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.III. Актуализация знаний.- Итак, мы отправляемся навстречу весне.- Но для того чтобы отправиться в путь, вам надо взять с собой необходимые знания и умения, а также маршрутный лист, в котором вы будете отмечать свои достижения на каждом этапе урока. Подпишите каждый свой маршрутный лист. В конце урока вы подведете итоги и оцените свою работу.Слайд 5- Ну, что ж? В путь нас поведёт эта лыжня!1. Словарная работа.Слайд 6.- Проведём небольшую разминку. Нам надо растопить огромные снежные заносы. А что вы видите на сугробах? (словарные слова)Задание 1.- Записать с новой красной строки с большой буквы через запятую с комментированием, ударение, подчёркивая вставленные буквы.Б.рёза, учик, вет.р, дев.ч.ка, р.ботать, л.сица, д.рога, м.дведь, кла.с- Можно ли их проверить? (нет, потому что это словарные слова и их нужно запомнить).- Оцените выполнение 1 задания в маршрутном листе.IVСамоопределение к деятельности.- Ребята, какое здесь слово лишнее? Почему? (слово работать отвечает на вопрос что делать?бозначает действие предмета и является глаголом, остальные имена существительные)- Что Вы знаете про имена существительные?Слайд 7Слайд 8(глагол работать)- Молодцы. Какое же слово лишнее встретилось у нас?Так о какой части речи мы будем сегодня говорить на уроке? (о глаголе)- Какие цели мы перед собой поставим в нашем путешествии?Слайд 9.Слайд 10.- Совершенно верно. Мы сегодня будем обобщать и закреплять знания о глаголе.- Глагол это важная часть речи. Оказывается, по частоте употребления в речи глагол занимает второе место после существительных.Слайд 11.- Мы продолжаем путешествовать по нашей лыжне.Слайд 11.- А теперь что? (клик) Снежная крепость преградила нам путь!- Чтобы освободить путь, надо выполнить задания в группах.1. Работа в группах. Кластер о глаголе.Задание 2.- Нам надо собрать кластер – схему о глаголе. Что не относится к глаголу – не берите.- Работать будете в группах. С помощью сканера штрих-кода выполните свои задания.(Защита кластера по группам)- Итак, слушаем первую группу. Слушаем вторую группу и т.д.Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и т.д. Глагол изменяется по числам - бывает в ед. или во мн. числе. Частица НЕ с глаголами пишется отдельно. В предложении глагол является сказуемым.Слайд 12.- Молодцы! Правила о глаголе вы знаете хорошо. Оцените свою работу в маршрутном листе по данному заданию 2.- А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы сможете применить эти знания на практике. Итак, за дело!Слайд 13. - Путешествуем дальше.- А это кто еще? Злой Снеговик завалил нашу лыжню! Давайте освободим путь.Слайд 13.- Проведём блиц-опрос, для этого надо знать всё, что вам известно о глаголе.- Встаньте. Если вы согласны с утверждением, сделайте хлопок в ладоши один раз, если нет – топните ногой один раз.1) Блиц-опросСлайды 14-19.
  • Глагол обозначает признак предмета (верно, нет)
  • Глагол обозначает действие предмета (верно, да)
  • Глагол отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? (верно, нет)
  • Глагол отвечает на вопросы Что делает? Что сделает? (верно, да)
  • Не с глаголами пишется слитно (верно, нет)
  • Глаголы изменяются по числам (верно, да)
  • Слайд 20.- Путь свободен, поехали дальше.Нахождение глаголов и определение их числа.Слайд 20.- (клик) Ой-ой-ой! Что это? Это снежная буря заметает нам дорогу! Что ей надо? Она хочет, чтобы мы выполнили её задания.- Зима не пускает весну. Опять палки в колёса вставляет. Посмотрите, что произошло со стихотворением.Слайд 21.- Ваша задача разъединить слова правильно, чтобы получилось стихотворение.Слайд 22.Улетела злая вьюга.Принесли весну грачи.Побежали друг за другомБеспокойные ручьи.По лугам несутся смело,По тропинкам на поля.Зацвелапохорошела,Отдохнувшая земля.Задание 3.- Внимание, задание! Выписать глаголы, распределив их на две группы. Запишите в два столбика. На какие две группы вы разделите глаголы? (глаголы ед. и мн. числа)- Самостоятельно.ед.ч. похорошела, зацвела, улетеламн.чпобежали, принесли, несутся- Самопроверка. Проверьте свою работу.Слайд 23.- Ребята, оцените свою работу в маршрутном листе по данному заданию.Задание 4.2. Слайд 24.- Ребята, говорят, что улыбка способна не только сделать хмурый день светлей, но и растопить лед на сердце человека. Как вы понимаете фразу растопить лёд на сердце человека?- Я думаю, что нашими улыбками мы поможем весне растопить снег даже на полях и лугах.Определение глаголов на слух из текста песни. (включается аудиозапись 1 куплета детской песни «Улыбка»)- Следующее задание, на мой взгляд, трудное. Но все вместе, я думаю, вы справитесь. Вам нужно будет на слух определить глаголы в песне. Но не только определить, но и запомнить, чтобы записать.Броуновское движение.- Я включу песню. Пока она звучит, постарайтесь услышать, узнать и записать глаголы. Как только песня закончится, надо положить ручки. Если не успеете, не расстраивайтесь. Потом начнётся сбор информации тех глаголов, которые записали Ваши одноклассники.- Готовы? Итак, внимание (включается аудиозапись песни)- Написали?- Сбор информации начинается. Движение началось. Добудьте слова-глаголы.- Давайте проверим, сколько слов вы записали. Встаньте, у кого 7 слов? 6?- Сколько глаголов всего в песне? ( 10 и более, повторяются)- Назовите их.Проснется, поделись, вернется, запляшут, запиликает, начинается, перестанет, плакать, проститься, захлопает.- Молодцы. Вы справились с заданием, и сделали еще один шаг навстречу весне.- Оцените свою работу в маршрутном листе.4. Употребление частицы не с глаголами.Слайд 25.- Упражнение «Вверх ногами». Прочитайте перевёртыш.Не выучил, не делай,Не знаешь, не спеши.С глаголами отдельноЧастицу НЕ пиши!- Какое правило надо знать, чтобы эти глаголы написать правильно? астица не с глаголами пишется раздельно)- Каким правилам хорошего поведения вы можете научить своих младших товарищей?(правила поведения в школе)Задание 5.Слайд 26.-Придумайте правила поведения с глаголами с частицей НЕ. Что НЕЛЬЗЯ делать на уроке, в школе. (Дети составляют правила: например:- НЕ опаздывать на урок.- НЕ разговаривать на уроке.- НЕ мешать своему соседу по парте.- НЕ рисовать на партах и т. д.)- Какие правила придумала первая пара и т.д.?- Запишите в тетрадь три глагола с частицей НЕ. Подчеркните пробел.- Молодцы. Оцените свою работу в маршрутном листе.Задание 6.- Чтобы выполнить следующее задание, вспомните, что такое корень слова?- Какие слова называются однокоренными?- Выписать однокоренные глаголы.ЭОР- Молодцы. Оцените свою работу в маршрутном листе.6. Угадай значение фразеологизма. (работа в парах)Слайд 27.Задание 7.- Следующее задание. У вас на партах лежат голубые карточки с заданием. На карточках записаны фразеологические обороты. Ваша задача правильно подобрать к ним глагол. Соедините стрелками.- Давайте послушаем первую пару. аждая пара называет по словосочетанию с глаголом)
  • Ломать голову обидеться
  • Чесать языком убежать
  • Надуть губы думать
  • Водить за нос дремать
  • Унести ноги болтать
  • Вешать нос обманывать
  • Клевать носом грустить
  • - Запишите один понравившийся фразеологизм и подходящий к нему глагол и оцените свою работу.- Молодцы. Вы замечательно поработали.- Посмотрите в свои маршрутные листы и подведите итог в последней таблице. Что вы знаете и умеете. Чему научились.- Читай … 1 строчку. В последнем столбике поставьте + или -.Слайд 28.VI. Итог урока. Рефлексия.Слайд 29.- Посмотрите, пейзаж уже изменился, уже совсем почти весенние проталинки появились на земле! Давайте дружно встанем и позовём Весну-красавицу! Вдруг она нас услышит и выйдет к нам навстречу!- И вот сама идёт красавица Весна! И Солнышко выглянуло!Слайд 30.Слайд 31- 32(весеннее настроение)- Ребята, вы все молодцы. Весна сейчас радуется, благодарит за помощь и дарит вам весенние каникулы.- Спасибо за урок.