" Особенности развития речи у учащих ся на уроках русского языка в 5-9 классах с детьми ОВЗ"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: " Особенности развития речи у учащих ся на уроках русского языка в 5-9 классах с детьми ОВЗ"
Автор: Каширина Валентина Викторовна

Особенности развития речи у учащихсяна уроках русского языка в 5-9 классахкоррекционной ШКОЛЫ VIII вида.Исследования Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, М.С.Певзнер, Г.Е. Сухаревой и других дают основание относить к интеллектуальнойнедостаточности только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимоенарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическимповреждением коры головного мозга.Интеллектуальная недостаточность — это не просто «малое количество ума», этокачественные изменения всей психики, всей личности в целом. У детей с нарушениямиинтеллекта имеются грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности,разбалансированность процессов возбуждения и торможения, нарушения взаимодействиясигнальных систем. И, как следствие, — аномалия психического развития ребенка,включающая недоразвитие познавательных процессов, бессистемное мышление,нарушение памяти, дефекты всех сторон речи (фонетической, лексической,грамматической), снижение потребности в речевом общении, нарушения или отсутствиеписьменной речи, недостатки внимания, нарушения эмоционально-волевой сферы и т.д.Кроме этого, у таких детей наблюдаются трудности самостоятельного планирования,неумение соотнести получаемые результаты с ранее поставленной задачей и оценитьрезультат, некритичность к своей работе.Все эти особенности детей носят стойкий характер, потому что являются результатоморганических поражений коры головного мозга на разных этапах развития.Одной из ведущих задач коррекционной работы с учащимися специальной(коррекционной) школы VIII вида является развитие речи, т.к. речь, устная и письменная,служит базой, на которой далее строится воспитание и обучение детей.Работа по развитию речи проводится как в учебное, так и вне учебное время. Урокирусского языка занимают одно из основных мест в общей системе обучения и воспитанияшкольников с нарушениями интеллекта. Обучение русскому языку в специальной школеVIII вида носит элементарно-практический характер. Уроки русского языка направленына то, чтобы упорядочить речевые умения и навыки, которыми учащиеся ужерасполагают, а также способствовать их дальнейшему речевому развитию. Большоевнимание уделяется развитию импрессивной речи.Работа по развитию речи проводится на протяжении всего периода обучения в школеребенка с интеллектуальным нарушением. Это способствует не только устранениюречевых недостатков, но и общему психическому развитию, развитию познавательныхпроцессов, мышления, памяти, эмоционально-волевой сферы и т.д.Одной из задач развития речи учащихся специальной (коррекционной) школы VIII видаявляется развитие словаря. Важными задачами словарной работы являются обогащение,уточнение и активизация словаря. Основа словарной работы — введение в языковоесознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар,многозначных слов. Необходимо также обогащать речь детей с нарушением интеллектаобразными средствами (метафорами, аллегориями, сравнениями).У учащихся школы VIII вида можно развить понимание различий значения слова взависимости от смысловых оттенков, дающих им дополнительные эмоционально-оценочные характеристики. Обучаясь целесообразному употреблению слов всловосочетаниях и предложениях, они начинают использовать навыки отбора уместныхязыковых средств при сочинении своих рассказов и сказок, что является необходимымусловием развития связной речи. Специально организованная лексическая работа,направленная на формирование у школьников с нарушением интеллекта умений отбиратьлексические средства, наиболее точно соответствующие раскрываемому замыслу,рассматривается в контексте произвольности выстраивания связного высказывания.Работа над смысловой стороной слова выдвигается на первое место, т.к. именносемантический отбор слов в соответствии с контекстом и речевой ситуацией (раскрытиезначений многозначного слова, использование синонимов и антонимов) оказывает самоесущественное влияние на формирование осознания явлений языка и речи.Учителями русского языка нашей школы был изучен уровень развития словаря и уровеньусвоения образных выражений учащимися 5- 9 классов. В результате проведенной работывыявлено, что почти у всех детей довольно низкий уровень развития словаря. Частопутают названия предметов, у них плохо сформированы обобщающие понятия. Ученикине могут правильно подобрать синонимы, антонимы, понимают лишь одно-два значениямногозначных слов. Выявлено также, что учащиеся с нарушениями интеллекта понимаютболее простые образные выражения, а более сложные — лишь в контексте рассказа, впрямом значении, или не понимают совсем.Исходя из этого, были поставлены следующие задачи:1. Обогащать, уточнять и активизировать словарь учащихся разными частями речи.2. Учить детей устанавливать связь между предметами и явлениями окружающего мира,обогащать словарь детей образными выражениями (метафорами, аллегориями,сравнениями).3. Учить детей употреблять синонимы, антонимы, омонимы и образные выражения всвязной речи как на уроках русского языка, так и в повседневной жизни.В системе работы над лексической стороной речи значительное место отводится работенад синонимами и антонимами (с терминами «синоним» и «антоним» школьники снарушением интеллекта не знакомятся). Работа над синонимами обогащает словарьребенка, приучает его наиболее ясно, точно выражать свои мысли, устраняетоднообразность речи, делает ее более яркой, выразительной.Антонимы способствуют уяснению значения слова. Работа с антонимами требует отучащихся таких логических операций, как сравнение, противопоставление, и темсамым способствует коррекции мыслительных процессов детей.Как показала практика, учащиеся коррекционной школы легче справляются сподбором антонимов, чем синонимов. Это объясняется особенностью мышлениядетей с интеллектуальными нарушениями, которые в процессе сравнения легчеусваивают различие предметов, признаков, действий, чем их сходство. Правильноеупотребление синонимов требует довольно тонкой дифференциации понятий,которая у учащихся коррекционной школы VIII вида нарушена.В русском языке есть многозначные слова, смысл которых может быть уяснен тольков определенном контексте. Организуя работу с такими словами, учащимсяпредлагаются упражнения, направленные на выяснение значения слов и сочетаний.Наблюдая слова в различных контекстах, учащиеся осознают, что одно и то же словоможет обозначать разные предметы, действия, признаки. С целью дифференциациизначений слов используется подстановка синонимического ряда (человек идет -передвигается; весна идет - наступает; дым идет - поднимается; пароход идет-плывет; поезд идет - едет; платьеидет — украшает; время идет-проходит и т.д.).Среди многих средств образной речи особое место занимают сравнения иметафорические эпитеты, т.е. образные выражения, которые заключают в себепереносное значение.При работе над словами, имеющими переносное значение, наиболее эффективнымиявляются упражнения на сравнение слов в прямом и переносном значении, наобразование сочетаний со словами, имеющими переносный смысл, на составлениепредложений с этими словосочетаниями.Например: учащимся предлагается несколько словосочетаний: золотое кольцо,золотое сердце, золотые руки. Детям следует установить, что золотое кольцо токольцо из золота. А к переносному значению можно подобрать синоним: золотоесердце-доброе сердце, золотые руки - умелые руки.Работа над образными словами начинается с загадок метафорического характера.Подобные загадки воспитывают у учеников умение понимать средства образнойречи. Загадки часто попользуются на уроках грамматики. Они приучают учащихсяузнавать предметы по их существенным признакам, способствуя тем самымзакреплению знаний об окружающем мире, развивая мышление и воображение.Наряду с этим для работы предлагаются упражнения в виде загадок, когда дети поперечисленным признакам и действиям должны узнать предмет. Также ученикамможно давать задание составлять такие загадки самим, так как, сочиняя их, детипознают природу метафоры.Применяю на уроках еще два интересных вида работы над прямым и переноснымзначением слов:подбор к именам существительным (человек, характер, камень, кольцо) подходящихпо смыслу имен прилагательных, употребленных в переносном значении;подбор к прилагательным (золотой, каменный, стальной, чёрный) подходящих посмыслу имен существительных, с тем, чтобы получить метафорические сочетания(золотой характер). Втаких упражнениях предлагаются слова для справок.Для того, чтобы обеспечить активность и самостоятельность каждого ученика прирешении лексических, грамматических, орфографических задач, учитываетсяподготовленность класса в целом, а также индивидуальные особенности каждогоученика.Большое значение для правильного понимания словесного образа имеет анализсемантики и эмоциональности сравнения в старших классах. Анализ словесногообраза необходимо проводить целенаправленно в одной и той жепоследовательности, в виде ответов на наводящие вопросы учителя. Цель этихвопросов — помочь школьнику с нарушением интеллекта:отыскать готовый оборот в тексте;актуализировать знания об объекте сравнения;правильно провести соотносительный анализ субъекта и объекта сравнения поакцентируемым признакам сходства;обнаружить понимание смысловой и эмоциональной цели данного сопоставления.Прочность и сознательность усвоения образной лексики достигается с помощьюметодических приемов и разнообразных видов работ с учащимися:выписывание отдельных образных слов и оборотов по теме в тетрадь по чтению;использование изученных сравнений в устной речи школьников (ответы на вопросыпо тексту, связный пересказ, рассказ по картине и др.);включение готовых средств языковой выразительности в новый, доступныйпониманию учеников контекст;выполнение различных лексико-стилистических упражнений, составленных наоснове знакомых художественных текстов и проверяющих понимание изученныхобразных оборотов;восстановление одного из пропущенных компонентов сравнения; произвольныйподбор объекта для характеристики того или иного явления, предмета природы;выбор одного объекта из двух к заданному субъекту сравнения и т.д.Например: учащимся нужно произвести выбор одного объекта из двухпредложенных к заданному субъекту сравнения: Вот выпал первый пушистыйснежок и покрыл землю … нарядной белой скатертью или разноцветным ковром.Или: учащиеся должны выбрать из словаря для справок объект сравнения, которыйбы точно соответствовал заданным многоаспектным признакам субъекта:Белый, блестящий снег похож на … КРУПАМягкий, легкий снег похож на … СЕРЕБРОКолючий, твердый снег похож на … ПУХ.На уроках развития связной речи создаются условия для активного употребленияучениками образной лексики, изученной вместе или самостоятельно составленной:экскурсии, которые обогащают и расширяют представления учеников; наглядныйматериал в виде картин (сюжетных и пейзажных); эмоциональная подготовительнаябеседа.Положительные результаты таких видов работ сказались на расширенииинтеллектуальных и речевых возможностей детей с нарушением интеллектастарших классов.В результате проведенной работы можно сделать вывод, что, несмотря на грубыенарушения психического развития, дети с особыми образовательнымипотребностями все же усваивают синонимы, антонимы, омонимы и образныевыражения. Но, в силу своих особенностей, усваивают лишь наиболее простые,доступные выражения и в собственной речи используют их крайне редко.