Эстетическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО через организацию образовательной внеурочной деятельности «Творим и радуемся»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Эстетическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО через организацию образовательной внеурочной деятельности «Творим и радуемся»
Автор: Фурсалова Наталья Анатольевна

Эстетическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО через организацию образовательной внеурочной деятельности «Творим и радуемся»В последнее время воспитательная деятельность в образовательных учреждениях претерпевает изменения. Важное звено в модернизации воспитательной практики – обновление деятельности классного руководителя, являющегося ключевой фигурой во взаимосвязи с детьми и их родителями. От того, как изменится его работа, во многом зависит успешность всех осуществляемых преобразований.Занимаясь проблемой организации воспитания в классном коллективе, осознаешь необходимость обновления и совершенствования не отдельных элементов работы классного руководителя, а системы в целом. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.Процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности:личностная культура;социальная культура;семейная культура.Основным содержанием воспитания младших школьников являются базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях.Исходя из всего сказанного выше, мы видим особую важность в организации образовательной внеурочной деятельности в направлении эстетического воспитания младших школьников. Актуальность организации данной деятельности обусловлена следующим:
  • месторасположение образовательного учреждения (школа расположена на окраине города и вблизи нет культурно-досуговых учреждений);
  • контингент обучающихся (дети из неполных семей, дети, для которых русский язык не является родным, воспитанники детского дома, а также дети, находящиеся в трудной материальной ситуации);
  • незнание детьми истоков русской культуры, традиций, ремесел России.
  • Данная образовательная внеурочная деятельность в области эстетического воспитания создает условия для формирования ценностного отношения обучающихся начальных классов к русскому народному искусству, ремеслам и быту через организацию досугово-игровых занятий изобразительного и прикладного характера.Цель: формирование эстетического отношения к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства через расширение представлений о многообразии предметов русского декоративно-прикладного искусства, ремесел и быта в процессе вовлечения детей в творческую музыкальную, художественную, театральную деятельность.Задачи первого уровня:
  • развитие способности видеть красоту и неповторимость предметах быта, природе, народном искусстве и ремесле;
  • образование у обучающихся своебытных черт, представлений, рассуждений, понятий, которые играют изъясняющую роль в понимании всех эстетических компонентов;
  • эмоциональное развитие – умение давать адекватную реакцию (радость, смех, разочарование, согласие, т. д.) в любых ситуациях;
  • формирование эмоционально-чувственной сферы обучающихся.
  • Задачи второго уровня:
  • побуждении детей к художественно-эстетической деятельности;
  • получение навыков и способностей в музыкальной, художественной и театральной деятельности;
  • организация практики рисования, лепки, пения, танцев, чтения стихов;
  • формирование желания привносить и применять полученные умения в реальной жизни.
  • Художественно-эстетическая компетенция направлена на восприятие искусства как средства самореализации личности, включающая в себя понимание прекрасного и безобразного в искусстве и окружающем мире, развитие эстетических чувств и переживаний, формирование эстетических умений и стремления создавать прекрасное, развитие художественных способностей.Планируемы результаты:Личностные - анализировать предложенное творческое задание, давать личностную оценку;- организовывать рабочее место в соответствии с полученным заданием, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления для выполнения полученного творческого задания;Метапредметные: - экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему и эталон;- выбирать темы для практических работ;- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;- выдвигать возможные способы их решения;- доказывать своё мнение.Ожидаемые результаты:
  • Воспитание аккуратности, старательности.
  • Развитие фантазии, творчества, активности.
  • Результаты педагогической деятельности:
  • Разработана программа эстетического направления «Творим и радуемся»;
  • Собран наглядный материал к программе;
  • Разработаны критерии и показатели оценки деятельности обучающихся;
  • Рост вовлеченных обучающихся в данную деятельность.
  • Результаты обучающихся:
  • Умение рисовать определённые декоративные элементы;
  • Умение и желание исполнять русские народные песни;
  • Организация выставки декоративно-прикладного искусства «Осенний калейдоскоп».
  • Основные форма работы в направлении эстетического воспитания
  • Практикум;
  • Выставки, конкурсы;
  • Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);
  • Игры календарно-обрядовые;
  • Викторины;
  • Индивидуальная самостоятельная работа;
  • Посещение музеев, выставок, театров, библиотек;
  • Познавательные часы;
  • Участие в предметных неделях и творческих олимпиадах.
  • Основные виды деятельности обучающихся:познавательная игровая творческая спортивная коммуникативная (общение) досугСтруктура организация практики «Творим и радуемся!Образовательная внеурочная деятельность ориентирована на обучающихся начального общего образования и может быть реализована на любом классе с учетом возрастных особенностей современных младших школьников.Возрастные особенности современного младшего школьного возраста:
  • возраст, совпадающий с обучением в начальной школе и возраст с 6,5 лет до 12 лет;
  • возраст, в котором в качестве ведущей деятельности формируется учебная деятельность;
  • возраст, в котором все новообразования данного возраста объединены общим названием «произвольность», которую связывают с возникновением способности к регуляции своего поведения и деятельности;
  • период рождения социального «Я»;
  • возраст сенситивный для формирования мотивов учения, развития познавательных потребностей и интересов; развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться; развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; усвоения социальных норм, нравственного развития; развития навыков общения со сверстниками.
  • Основные этапы работы Первый этап – ознакомительно-мотивационный (сентябрь-октябрь текущего учебного года). Цель данного этапа ознакомление обучающихся с многообразием русского народного декоративно-прикладного искусства, календарно-обрядовых игр и песен, русских народных музыкальных инструментов, значимостью чтения русских народных сказок. Результатом данного этапа является эмоционально-чувственный отклик и мотивация вовлечения в творческую деятельность. Содержание первого этапаВторой этап – содержательно деятельностный (ноябрь-март) текущего учебного года). Цель данного этапа продолжение ознакомления обучающихся с многообразием русского народного декоративно-прикладного искусства, календарно-обрядовых игр и песен, русских народных музыкальных инструментов, значимостью чтения русских народных сказок. Результатом данного этапа являются изготовленные поделки, элементы костюмов, выученные песни и танцы, театрализованные представления для обучающихся начальных классов.Содержание второго этапаТретий этап – продуктивно рефлексивный (апрель текущего учебного года). Цель данного этапа организовать выставки, ярмарки, концерты-отчеты, на которых представляются продукты творческой деятельности обучающихся начальных классов.Содержание третьего этапа