«И сложное станет простым»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «И сложное станет простым»
Автор: Кулешова Елена Николаевна


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самусьский лицей имени академика В.В. Пекарского
СОГЛАСОВАНО
Зав. кафедрой
гуманитарных наук
___________Е.М. Мошкина
_______________20__ г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
___________Е.В. Шадрина
_______________20__ г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор лицея
____________О.Н. Иванов
_______________20__ г.
Рабочая программа
факультативного курса
И сложное станет простым
по предмету Русский язык
для 9 классов
срок реализации 1 год
Составитель:
Кулешова Елена Николаевна
учитель русского языка и литературы
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
МБОУ Самусьский лицей
Протокол № ___________
от____________________
Самусь
2018
2. Пояснительная записка
Факультатив
И сложное станет простым
направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
• воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
• обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
• освоение знаний об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Концепция, заложенная в содержании учебного материала.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V — IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая и лингвистическая (языковедческая), культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция — овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции — освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция — осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Учащимся 9-го класса предстоит в конце года пройти испытания. Представленный курс поможет им подготовиться к тестированию, предусмотренному новой формой итоговой аттестации в основной школе.
Исходными документами для составления рабочей программы явились:
-Федеральный компонент государственного стандарта общеобразовательных учреждений, утвержденный приказом Министерства Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004г;
-Федеральный базисный учебный план для основного общего образования,
утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004г;
-Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализуемых образовательные программы основного общего образования на 20010/11 учебный год, утвержденный Приказом МО РФ № 822 от 23.12.2009г;
-Письмо Минобразования России от 01.04.2005 № 03-47 О перечне УМК для оснащения образовательных учреждений
-учебного плана МОУ Титовская ООШ на 2010/11 учебный год;
-Примерной программы основного общего образования по русскому языку (базовый уровень);
-авторской программы М.Т. Баранова и др., соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (М.Т.Баранов и др. Русский язык. Программы общеобразовательных. 5-9 классы, - 11-е издание, - М.: Просвещение, 2010г.).
Срок реализации рабочей программы 1 год.
Уровень программы - базовый. Учитывая продолжительность учебного года (34 недели), планирование составлено на 68 часа в год. Количество часов в неделю на изучение предмета согласно программе -2 час.
Формы и методы, технологии обучения.
Для реализации данного курса используются следующие технологии: здоровьесберегающая технология, важная составляющая часть которой – это рациональная организация урока, кроме того, определяется и фиксируется психологический климат на уроке, проводится эмоциональная разрядка, чередуются разные виды деятельности.
Применение ИКТ улучшает качество усвоения материалов урока, способствует повышению интереса к предмету, развитию интеллекта и духовного обогащения каждого ученика. Данные технологии используются в связи с возрастными и психологическими особенностями девятиклассников и с новыми требованиями ФГОСТ.
Методы обучения:
исследование;
проблемно-поисковые задания;
наблюдение;
индивидуальные задания.
Виды практических работ:
-решение практических и тестовых заданий по темам курса
- анализ орфографических и пунктуационных ошибок, допущенных в тексте
- нахождение средств выразительности, используемых авторами текстов
3. Учебно-тематический план

п/п
Наименование разделов и тем
Всего
часов
1
Орфография
9
Каждое занятие предусматривает отслеживание практического усвоения знаний, полученных в процессе работы над темой (решение тестовых заданий)
2
Лексикология
3
3
Тропы и фигуры речи
2
4
Синтаксис. Пунктуация
18
5
Контрольные итоговые работы
2
Резерв
-
-
Итого:
68
4. Содержание тем учебного курса
Орфография
Трудные случаи правописания гласных в корне слова (безударные и чередующиеся гласные). Правописание приставок (изменяемых и неизменяемых, пре- - при-). Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов, причастий, наречий.
Правописание Н-НН в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов действительных причастий настоящего времени.
Лексикология
Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение. Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
Тропы и фигуры речи
Выразительные средства языка: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, антитеза, перифраза, градация
Синтаксис. Пунктуация
Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.
Предложение. Грамматическая основа предложения.
Простое осложненное предложение и постановка знаков препинания в нем. Однородные члены. Обособленные члены (определения, приложения, обстоятельства, уточнения). Обращения. Вводные слова и предложения. Сравнительные обороты.
Постановка знаков препинания в ССП, СПП, БСП. Синтаксический анализ сложного предложения. Предложения с разными видами связи.
5. Требования к уровню достижений обучающихся
В результате изучения русского языка ученик должен: знать / понимать:
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей;
- верно использовать термины в текстах научного стиля;
- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
МОРФОЛОГИЯ:
- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
- правильно образовывать формы слое с использованием словаря грамматических трудностей;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
ОРФОГРАФИЯ:
применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
- проводить орфографический анализ текста;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- различать изученные виды простых и сложных предложений;
- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
- проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;
- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
- проводить пунктуационный анализ текста;
6. Планируемые результаты
К концу обучения учащиеся должны
знать:
правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
условия, от которых зависит написание и постановка знаков препинания;
норму, действующую при данных условиях;
последовательность обнаружения изучаемой орфограммы и пунктограммы;
уметь:
- выполнять задания различной степени сложности по тестам ГИА
правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
правильно расставлять пропущенные знаки препинания
7. Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы
См. нормы оценок тестовых работ учащихся
5 - 90 - 100%
4 - 70 – 89%
3 - 60 - 69%
2 - менее 60%
8. Календарно - тематическое планирование спецкурса по русскому языку в 9 классе
(34 часа)
№ п\п
Тема
Требования к уровню подготовки учащихся
Средства обучения и ИКТ
Сроки
Примечание
По плану
Факт.
Орфография. Лексикология. Синтаксис. Пунктуация.
1-3
Трудные случаи правописания гласных в корне слова (безударные и чередующиеся гласные)
Знать:
- что такое орфограмма, опознавательные признаки орфограмм;
- правописание проверяемых безударных и непроверяемых безударных и чередующихся гласных в корне слова;
Уметь:
- правильно писать гласные в корне слова;
- подбирать проверочное слово;
- опознавать признаки орфограммы;
- определять части речи;
И т.д.
4-6
Правописание приставок
7-9
Правописание суффиксов существительных, прилагательных.
10-12
Правописание суффиксов глаголов, причастий, наречий.
13-15
Правописание Н-НН в различных частях речи
16-18
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов действительных причастий настоящего времени
19-20
Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение.
Знать:
- понятие лексикологии как раздела науки о языке, лексического и грамматического значения слова;
- что входит в общеупотребительную и необщеупотребительную лексику;
- определение фразеологии как раздела лексикологии; основные признаки фразеологизмов, их роль в обогащении речи
Уметь:
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- работать с толковыми словарями;
- определять, из какого языка заимствовано слово;
пересказывать сжато исходный текст
- оценивать речь с точки зрения целесообразности и уместности;
- определять значение фразеологизмов, употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения
21-23
Синонимы, антонимы и омонимы.
24-27
Стилистическая принадлежность слов
28-30
Тропы и фигуры речи.
31-32
Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании
Уметь определять вид связи слов в слсч и заменять слсч на синонимичные
Уметь производить синтаксический разбор простого предложения, определять грамматические основы в простом и сложном предложении, использовать служебные слова, порядок слов в предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении
Уметь находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать их выбор и расставлять знаки препинания в соответствии с изученными правилами
33-34
Предложение. Понятие о грамматической основе предложения
35-39
Простое осложненное предложение и постановка знаков препинания в нем. Однородные члены.
40-42
Простое осложненное предложение и постановка знаков препинания в нем. Обособленные члены (определения, приложения, обстоятельства, уточнения)
43-45
Простое осложненное предложение и постановка знаков препинания в нем. Обращения. Вводные слова и предложения.
46-49
Простое осложненное предложение и постановка знаков препинания в нем. Сравнительные обороты.
50-52
Постановка знаков препинания в сложносочинённом предложении.
Знать грамматические признаки ССП и СПП, опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания
53-55
Постановка знаков препинания в сложноподчинённом предложении.
56-58
Бессоюзное сложное предложение
Знать грамматические признаки БСП. опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания
59-60
Синтаксический анализ сложного предложения
Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор СП, конструировать СП разных видов, интонационно правильно оформлять, производить синонимичную замену ССП и СПП, различать ССП и простые предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания
61-64
Предложения с разными видами связи
Знать структурные особенности сложного предложения с разными видами связи;
знать основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи: сочинительной и подчинительной, подчинительной и бессоюзной, сочинительной и бессоюзной, сочинительной, подчинительной, бессоюзной; интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с разными видами связи.
65-68 Решение тестовых заданий контрольного характера
9. Учебно-методические средства обучения
Список используемой литературы
Агазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. - М., 1987.
Баранов М.Т., Иваницкая, Г.М. Обучение орфографии в 4-8 классах. - Киев, 1987.
Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983.
Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. – М., Просвещение, 1976.
Донченко Т.К. Шаг:Ещё шаг: Алгоритмы на уроках русского языка// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1990. №6.
Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. - Л., 1977.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. - 2-е изд., перераб. - М., 1982.
Селезнёва Л.Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. - М., 1980.
Скрябина О.А. Система работы по совершенствованию грамотности учащихся старших классов// РЯШ. 2000. №1.
Дополнительные материалы:
1. Пахнова Т. М. Русский язык: Комплексная работа с текстом: Рабочая тетрадь: 9 класс / Т. М. Пахнова. - М.: Экзамен, 2008.
2. Текучева И. В. Русский язык: Контрольные и проверочные работы: 9 кл. / I И. В. Текучева. - М.: Астрель, 2006.
3. Пахнова Т. М. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс/ Т. М. Пахнова. - М.: Экзамен, 2010.
4. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 9 класс. – М.: Сфера,2008
5. Сенина Н.А., Гармаш С.В. и др. Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА-2010/ Под редакцией Н.А.Сениной.- Ростов-на-Дону, 2009
6. Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9-х классов ОУ. Авторы-составители: Л.С.Степанова, И.П.Цыбулько М.-2010.
Медиаресурсы:
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия.- М.: ООО Нью Медиа Дженерейшн, 2009г.
Репетитор Русский язык Весь школьный курс.
Фраза. Обучающая программа по орфографии 1 – 9 классы
Материально-технические средства для реализации программы
Компьютер, экран, мультимедиапроектор
Учебно-практическое оборудование (таблицы, раздаточный материал, карточки, тесты)