"Коррекционно-развивающая программа "В мире добра"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Коррекционно-развивающая программа "В мире добра"
Автор: Тринева Вера Леонтьевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Криводановская средняя школа №22Согласовано: Утверждено:Руководитель МО директор школы---------------- Программалетней оздоровительной смены с дневным пребыванием для детей с ограниченными возможностями здоровья«Летняя сказка»Период работыс 01 по 15 июня 2023 г.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ…………………………………………………………………….ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………………………………….ЦЕЛЕВОЙ БЛОК (ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ) ПРОГРАММЫ…………………………………………………………………….МЕХАНИЗМЫ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…………………………………………………………………….РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.………………………………………………..ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…….ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ.………………СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫПояснительная записка.Игры детей вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.М. МонтеньЛето наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что то удивительное рядом.В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей при школе. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, такие смены способствуют формированию у ребят с ограниченными возможностями здоровья коммуникативные навыки, творческие способности, что поможет в будущем адаптироваться в обществе. Летний отдых это не только социальная поддержка, это еще и поле для творческого развития, обогащения духовного мира и познавательных способностей ребенка. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний смена с дневным пребыванием детей. Данная программа предусматривает организацию летней смены и оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях лагеря дневного пребывания. Принимая во внимание психо -физиологические особенности и эмоционально – психические перегрузки ребенка с ограниченными возможностями здоровья в школе и семье, перед воспитателями стоит цель организации эффективной оздоровительной и коррекционной работы с детьми.Направления программы основываются на формировании мотивации к здоровому образу жизни, продолжении знакомства с окружающим миром и, конечно же, реабилитации, оздоровлении и закаливании детей.Данная программа предусматривает создание 2-х отрядов по 15 человек в каждом, общее количество детей- 30 человек. Возраст детей от 8 до 14 лет.Программа ориентирована на учащихся с ограниченными возможностями здоровья.Сроки реализации программы: с 1 июня по 15 июня 2023 года.Целевой блок.Цель:Создать благоприятные условия для реабилитации, укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития и коррекцию творческого потенциала личности, ее индивидуальных способностей , творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.Задачи:
  • Создание условий для организованного отдыха детей.
  • Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
  • Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
  • Создание благоприятных условий для реабилитации и укрепления здоровья детей, использование окружающей природы в качестве источника оздоровления ребёнка.
  • Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
  • Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
  • Ожидаемый результат.В ходе реализации данной программы ожидается:- Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.- Укрепление физических и психологических сил детей, развитие познавательных способностей учащихся, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.- Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.- Развитие коммуникативных способностей и толерантности.- Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.- Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, изготовление поделок).- Расширение кругозора детей.- Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.-Реабилитация и личностный рост участников смены.Механизмы и этапы реализации программы.
  • Временный характер детского объединения.
  • Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
  • Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
  • Природно-климатическая база – природное окружение, чистый воздух является важной составляющей успеха лагеря.
  • Режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
  • Этапы реализации программы.I этап. Организационный Этот период короткий по количеству дней, всего лишь1- 2 дня.Основной деятельностью этого этапа является:- встреча детей, проведение диагностики учащихся;- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.II этап. ОсновнойОсновной деятельностью этого этапа является:- реализация основной идеи смены;- вовлечение детей в различные виды коллективно творческих дел;- работа творческих мастерских.I11 этап. ЗаключительныйОсновной идеей этого этапа является:- подведение итогов смены;- выработка перспектив деятельности смены;- анализ предложений, внесенных детьми, родителями, педагогами, по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.Ресурсное обеспечение.Условия реализации программы. Контроль за деятельностью летнего оздоровительного лагеря осуществляется руководителем общеобразовательного учреждения Кононенко Павлом Леонидовичем. Контроль за здоровьем детей осуществляется работником школьного медицинского кабинета. Организация и проведение досуговых мероприятий осуществляется воспитателями отрядов, музыкальным работником и инструктором по физической культуре. Методическое обеспечение деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием для детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя:
  • Познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материаломоспитания патриотизма, гражданской позиции.
  • Словесные, настольно-печатные игры – организуются с целью закрепления и как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности).
  • Подвижные игры, психомоторные упражнения – проводятся для смены деятельности на занятиях, может и проводится и в конце занятия.
  • Целевые прогулки, экскурсии, посещение массовых мероприятий – проводятся с целью ознакомления с окружающим,
  • Вопросы проблемного и исследовательского характера – используются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения.
  • Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала.
  • Метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по схемам.
  • Инсценировки сказок – проводятся для ознакомления детей со сказкой, снятия напряжения.
  • Проведение праздников – проводятся с целью закрепления материала и создания положительных эмоций у детей.
  • Рисование, изготовление поделок : сюжетов национальных сказок, орнаментов - проводится с целью развития памяти, воображения, мышления, закрепления названий элементов орнаментов.
  • Работа с семьей - проводится с целью привлечения родителей к совместной деятельности: участие в викторинах, развлечениях, индивидуальные консультации.
  • Материально-технические условия предусматривают:  1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий2.  Материалы для оформления и творчества детей.3.  Наличие канцелярских принадлежностей.4.  Аудиоматериалы и видеотехника.5. Призы и награды для стимулирования.Кадровые условия.В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
  • Начальник лагеря
  • Воспитатели, специалисты(психолог,дефектолог,логопед)
  • Медицинская сестра
  • Уборщица служебных помещений
  • Методические условия предусматривают:- наличие необходимой документации, программы, плана;- коллективные творческие дела;- творческие мастерские;- индивидуальная работа;- тренинги;- мастер-классы, игры.Нормативно-правовые условия:- Закон «Об образовании в РФ»- Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.- Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.- Устав МБОУ Криводановская СШ № 22 - Положение о пришкольном лагере дневного пребывания.- Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.- Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.- Приказы Министерства образования и науки об организации летнего отдыха;- Должностные инструкции работников летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.- Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.- Заявления от родителей о зачислении ребёнка в летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием.- Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.- Акт приемки лагеря.- План работы лагеря.1.Конституция РФ;2.Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;3.Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей» от 28.12.2016 №465-ФЗ4.Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;5.Закон РФ от 22 июля 1993 г. № 5487-1 «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»;6.Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»;7.Постановление от 18 марта 2011 года N 22 Об утверждении СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков» (с изменениями на 22 марта 2017 года)8. Трудовой кодекс РФ (Федеральный закон № 197-ФЗ от 30.12.01 г.)9.Федеральный закон об организации летнего отдыха для детей с ОВЗ от01.09.21гОхрана жизни и здоровья детей и подростков лагеря: Начальник лагеря и персонал несут ответственность за полную безопасность жизни и здоровья детей, находящихся в лагере. Работники лагеря и дети обязаны строго соблюдать дисциплину, выполнять правила внутреннего распорядка, режим дня. Все помещения лагеря обеспечиваются противопожарными средствами. В лагере разработаны планы эвакуации детей на случай пожара и стихийных бедствий. Сотрудники лагеря допускаются к работе после прохождения типовых инструктажей и медицинского инструктажа по охране жизни и здоровья учащихся. Организация питания в лагере основывается на примерных нормах питания, утвержденных постановлением Совета Федерации независимых профсоюзов России от 27.05.93 № 6-6 (согласованное с Минздравом России, Госсанэпиднадзором России, Минобразованием России). Основные мероприятия по реализации программы (план работы).Диагностика результативности программы.Диагностика Мониторинговые исследования:Критерии оценки эффективности функционирования воспитательной программы.Критерии эффективности:
  • Эмоциональное состояние детей;
  • Личностный рост;
  • Физическое и психологическое здоровье;
  • Приобретение опыта общения со сверстниками;
  • Самореализация в творческой и познавательной деятельности;
  • Благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах
  • Удовлетворенность детей.
  • Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.Мониторинг - карта - форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг - карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.Дополнительно для анализа работает «Забор пожеланий». Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере, сделать там запись может каждый.Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста - это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.Список используемых источников.
  • Воронкова Л.В. Как организовать воспитательную работу в отряде: Учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 304с.
  • Григоренко Ю.Н. Кипарис-3: Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере: Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. – М.: Педобщество России, 2008. – 160с.
  • Оздоровление и занятость детей в период каникул. Нормативные документы образовательного учреждения, 2007. - № 12. - с. 16-69.
  • Панченко С. Как подготовить ребят к активной жизни в летнем лагере. Народное образование, 2009. - № 3. - с. 217-223.
  • Панченко С. Планирование лагерной смены. Народное образование, 2008. - № 3. - с. 212-220.
  • Петрусинский В.В. Игры для активного общения. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. – 157с.
  • Правовое и методическое обеспечение деятельности летнего оздоровительного лагеря: Регламентирующие документы. Примеры оздоровительных проектов. Практическое пособие. Авт.-сост. В.Д.Галицкий, И.А.Кувшинкова. – М.: АРКТИ, 2008. – 112с.
  • Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей: Учебно-методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 176с.
  • Сысоева М.Е. Дневник воспитателя детского лагеря. – М.: Центр гуманитарной литературы, 2002. – 80с.
  • Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 2004. – 240с.
  • Юзефавичус Т.А. Кипарис-9: Советы бывалого вожатого: Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. – М.: Педобщество России, 2005. – 160с.
  • О.В Хухлаева «Тропинка к своему Я»
  • Интернетные ресурсы:
  • (МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА «ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ»)
  • Сайт «Лагерь от А до Я»