Применение инфографики на уроках английского языка в средней школе


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Применение инфографики на уроках английского языка в средней школе
Автор: Герасимова Екатерина Викторовна

Герасимова Екатерина Викторовнаучитель английского языкаМБОУ СОШ с.Покровка Долинского района Сахалинской областиПрименение инфографики на уроках английского языка в средней школе Аннотация: в статье рассматриваются вопросы создания и использования инфографики как современного типа наглядности на уроках иностранного языка, раскрываются теоретические основы современных подходов к использованию графической наглядности на уроке и практические аспекты ее подготовки и применения. Автор освещает инструменты отдельных онлайн-сервисов и описывает алгоритм подготовки инфографики на примере англоязычного лексического материала. Ключевые слова: инфографика, наглядность, восприятие, визуализация, учебный процесс, обучение иностранному языку, английский язык.Современная система образования постоянно стремится адаптироваться к кратно возросшим объемам информации, высокой скорости взаимодействия социума и информации, видя в широком доступе больших объемов данных не только существенное преимущество для развития общества и индивидуума, но и необходимость разработки и применения новых способов эффективного усвоения знаний в рамках традиционного урока с учетом новых реалий. В настоящей статье предпринимается попытка осветить вопросы усвоения разнообразной учебной информации на уроках иностранного языка через активное использование инфографики, а также рассмотреть возможности сервисов открытого доступа, которые существенно облегчают учителю подготовку инфографики для учебного процесса. Урок иностранного языка обладает определенной спецификой: с одной стороны, ученики на всех этапах обучения вынуждены усваивать разнообразные сведения о системе изучаемого языка, других странах, с другой стороны, идет параллельное формирование ключевых речевых навыков и степень успешности данного процесса во многом зависит от уровня усвоения знаний в необходимые сроки. Уровень усвоения научного знания зависит от доступности, восприятия, понимания объяснения материала учителем. Одна из традиционных дидактических задач – повысить усвоение материала разнообразными способами, например, за счет наглядности представления, системного восприятия, повышения интереса и вовлеченности обучаемых. Вопросы наглядности в лингводидактике широко рассматривались трудах таких исследователей, как Г.К. Селевко [4], Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина [2], И.Н. Табуева, Н.Н. Секлетова [5] и других авторов, однако появляющиеся технические возможности расширяют формат применения обучающих материалов и требуют научного анализа. Кроме того, специфика развития новых поколений в цифровом обществе обуславливает изменения в восприятии и усвоении информации. В исследованиях отмечается характерная для поколения Z тенденция к замещению текстового формата обучающими видеоматериалами, другими типами изображений» [3, с. 4]. Можно предположить, что для цифровых педагогических технологий решение такой задачи может быть связано с применением инфографики. Рассмотрим понятие инфографики. Этот термин может быть определен как «графический способ подачи информации, данных и знаний; фактически способ передачи информации с помощью рисунка» [6, с. 135]. Среди преимуществ инфографики, обеспечивающих ее популярность в современном мире, отмечают информативность, наглядность, креативность, точность. Цель инфографики в образовании – совершенствование процесса восприятия информации, объяснение сложного материала с применением простых образов, передача данных в креативном, компактном и интересном виде, которая, благодаря наглядности, имеет дидактические преимущества по сравнению с сугубо текстовым представлением информации. Благодаря наглядным материалам педагогу гораздо легче сохранить внимание обучающихся на протяжении всего учебного занятия, что способствует наибольшему усвоению материала. Представление информации в виде инфографики даст положительный эффект на любом этапе педагогического процесса, как на этапе актуализации знаний, умений и навыков, так и на этапе закрепления или изучения нового материала. Такой вид визуализации можно применять и на этапах контроля и самоконтроля в качестве опорного материала. Н.В. Кубрак в своем пособии по инфографике выделяет два подхода работы с таким видом информации в учебном процессе: 1) руководитель – обучающийся; 2) обучающийся – руководитель [1, с. 5]. В первом случае инфографику выполняет руководитель для решения определенных учебных задач (привлечение внимания обучающегося, структурирование данных и др.); во втором случае инфографикой занимается сам обучающийся. Он самостоятельно анализирует информацию, приводит ее к сжатому виду и представляет в графическом виде. Такой вид работы позволяет обучающемуся лучше изучить материал, разобраться с ним и способствует развитию критического мышления. В этом виде также может быть организована работа в командах [1, с. 5]. При работе с инфографикой в подходе «руководитель – обучающийся», в зависимости от способностей учащихся, можно организовать дифференцированный подход в изучении учебного материала, который предполагает, что если есть готовая инфографика, то работать с ней можно на трех уровнях сложности: 1) обучающийся самостоятельно изучает инфографику, к ней прилагается сопроводительный текст, указание страниц из учебника; 2) обучающийся самостоятельно изучает инфографику, но на данном уровне уже нет подсказок, имеются только наводящие вопросы, на которые обучающийся смогут ответить, ориентируясь на предложенную инфографику; 3) обучающийся самостоятельно изучает предоставленную учителем информационную графику, но уже без подсказок и наводящих вопросов, самостоятельно добывая знания [6, с. 70]. Для внедрения инфографики в учебный процесс, целесообразно использовать следующие принципы: ‒ принцип наглядности; ‒ принцип доступности;‒ принцип сознательности и активности;‒ принцип связи теории с практикой. Инфографику для использования в обучающих целях можно найти в интернет-поисковиках или через сервис «Pinterest». Однако если по нужной теме не удалось найти подходящую инфографику, есть возможность ее создать. Рассмотрим непосредственно этапы создания инфографики для использования ее в обучении иностранному языку. Анализ трудов на тему инфографики в общем позволяет выделить следующие этапы ее создания: 1) определение темы и цели инфографики; 2) сбор и систематизация материалов; 3) выбор типа инфографики; 4) работа над дизайном инфографики. Остановимся на последнем пункте. Для визуализации идеи необходимы соответствующие инструменты. Раньше сделать качественную инфографику можно было только с помощью профессионалов. Сейчас же все гораздо проще: создать уникальный графический объект позволяют множество специальных программ и онлайн-сервисов. Для новичков подойдут простые бесплатные варианты. Однако профессиональная инфографика зачастую требует более широкого инструментария, который предлагают платные аккаунты и лицензионные профессиональные программы. Перед рассмотрением сервисов для создания инфографики, стоит упомянуть, что большинство сервисов зарубежные и на данный момент, покупка платного аккаунта или лицензии программы практически невозможна. Поэтому мы будем опираться в основном на бесплатные версии. Перечислим различные популярные сервисы, подходящие для нашей задачи: Canva (ресурс больше не доступен на территории Российской Федерации), Piktochart, Infogr.am, Visme, Prezi, Easel.ly. Также стоит упомянуть стандартную программу «Microsoft Power Point», которая позволяет в том числе создать подходящую инфографику. Создание инфографики также можно давать учащимся обособленным заданием при обучении иностранному языку (как в случае подхода «обучающийся – руководитель»). При ее создании обучающийся развивает креативное и критическое мышление и лучше усваивает материал путем более углубленного погружения в тему. В настоящее время применение инфографики на учебных занятиях является достаточно эффективным способом представления информации. При этом, не располагая большим количеством времени и возможностей, можно найти уже готовую инфографику и использовать ее. Однако, как правило, продуктивнее разрабатывать собственную наглядность такого плана с учетом особенностей целевой аудитории, изучаемого материала, места и цели ее применения. Таким образом, используя в образовании современные информационные технологии можно организовать эффективное учебное занятие, продемонстрировать обучающимся новые технологии, содействуя их развитию в соответствии с современными условиями. Список литературы 1. Кубрак Н.В. Инфографика в образовании / Н.В. Кубрак. – Вилючинск. – 28 с. 2. Лаврентьев Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов: учеб. пособ. / Г.В. Лаврентьев Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина. – В 3 ч. Ч. 2.– 2-е изд., доп. – Барнаул, 2009. 3. Новикова Л.В. Содержание курса лингвострановедения как инструмент репрезентации ядра культурного пространства / Л.В. Новикова // Мир науки. Социология, филология, культурология. – 2020. – №1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения: 30.01.2023). 4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособ. / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с. 5. Табуева И.Н. Информационно-компьютерные технологии как средство повышения качества преподавания иностранного языка в техническом вузе / И.Н. Табуева, Н.Н. Секлетова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2012. – №2–6. – С. 14–20. 6. Фролова М.А. Применение инфографики в общеобразовательной школе / М.А. Фролова // Международный научно-исследовательский журнал. – Екатеринбург, 2016. – Ч. 2. №7 (49). – С. 69–70.