"Избранные вопросы биологии"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Избранные вопросы биологии"
Автор: Архипова Елена Валерьевна
Общеобразовательная программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Избранные вопросы биологии» Программа разработана учителем биологии Е.В.Архиповой. Квалификационная категория-1 2021-2022 учебный год Пояснительная запискаРабочая программа предусматривает:использование разнообразных наглядных материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые сопровождают теоретический материал и способствуют своевременному закреплению знаний;использование теоретического материала в электронной форме, что позволяет самостоятельно изучить материалы в случае пропуска занятий;применение комплектов тестовых материалов и заданий, позволяющих проводить контроль и самоконтроль знаний по всем блокам содержания.Цели курса:повышение качества биологического образования на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий.развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий;воспитание культуры труда при работе с цифровыми образовательными ресурсами, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;Ведущие методы:словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, анимаций, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);практический (выполнение генетических задач, доказательство на основе опыта и др.).Формы обучения:коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).Изучение каждого раздела начинается с лекции, которая сопровождается демонстрацией наглядных материалов. В конце раздела сначала индивидуально выполняются тесты, аналогичные части А. Задания части В и С по изученной теме выполняются в парах или в группах, затем, идет коллективное обсуждение. По результатам выполнения различных вариантов КИМов проводятся индивидуальные консультации.Основные средства обучения:электронные учебные пособия;теоретические материалы в электронном и печатном формате;презентации уроков;видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате;различные варианты контрольно-измерительных материалов по биологии;другие наглядные материалы (влажные препараты, макеты, модели и муляжи, рельефные таблицы по биологии; коллекции насекомых, раковин моллюсков, семян и плодов; гербарные экземпляры растений, микропрепараты, модели-аппликации, комнатные растения и др.).Формы контроля:текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашних заданий);тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов)Программа включает в себя содержание, планирование занятий по разделам и темам (в часах), формы контроля и критерии оценки работ по разделам, учебно-методическое обеспечение, перечень цифровых образовательных и Интернет ресурсов, требования к знаниям и умениям учащихся, список литературы.Учебно - тематическое планирование Содержание учебного предмета 1. Цитология – наука о клетке (1час)Цитология - как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками. Роль цитологии в жизни и практической деятельности человека.Признаки и свойства живого: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, воспроизведение, развитие.Клеточная теория, её основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов - основа единства органического мира, доказательства родства живой природы.Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. 2. Клетка как биологическая система (6часов)Клетка - единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Строение про- и эукариотной клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки - основа ее целостности.Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.Химическая организация клетки. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Обоснование родства организмов на основе анализа химического состава их клеток.Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Ферменты, их химическая природа, роль в метаболизме. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Матричный характер реакций биосинтеза. Гены, генетический код и его свойства.Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Определение набора хромосом в соматических и половых клетках. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз - деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Сходство и отличие митоза и мейоза, их значение. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. 3.Организм как биологическая система. Ткани (2 часа)Виды тканей, отличие растительной ткани от животной. особенности строения и функции тканей.4.Органы размножения организмов. (2 час)Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности человека. Роль мейоза и оплодотворения в обеспечении постоянства числа хромосом в поколениях.4. Многообразие организмов (4 часа)Систематика. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность.Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериямиЦарство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников.Царство растений. Особенности строения тканей и органов. Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность. Распознавание (на рисунках) органов растений.Многообразие растений. 5.Характеристика мира животных (2 часа)Главные признаки подцарств одноклеточных и многоклеточных животных. Одноклеточные и беспозвоночные животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих.Хордовые животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Характеристика основных классов хордовых. Поведение животных. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных.Требования к знаниям и умениям учащихся:В результате посещения занятий, учащиеся на базовом уровне должны:Знать /понимать:основные положения биологических теорий (клеточная, хромосомная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;строение биологических объектов: генов и хромосом, клетки, тканей, органов, систем органов, организма растений, животных, человека, грибов, бактерий,; вида и экосистем (структура);сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;Уметь:объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);описывать особей видов по морфологическому критерию;выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение). Условия реализации программы:Наличие в учебном кабинете компьютера, проектора и экрана.Наличие необходимых учебников и электронных учебных пособий по биологии.Наличие презентаций уроков по различным разделам биологии.Календарно-тематическое планированиеПеречень учебно-методических средств обученияУчебники для учащихся:Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6класс. Пасечник В. В.Биология. Животные.7 класс Суматохин., Шапкин В. АБиология. Человек. 8 кл. Колесов В. Д., Маш Р. Д. и др.Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. Каменский А. А.,Криксунов Е. А., Пасечник В. В.Биология. Человек. 9 класс, Батуев А. С.Биология 10-11 кл. Трайтак О.В.Учебные пособия для учащихся:Единый государственный экзамен: Биология: методика подготовки/Г.И. Лернер – М., Просвещение, ЭКСМО, 2014.Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2014.Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные.7, 8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. М.:ЭКСМО, 2009.Лернер Г.И. Уроки биологии. Человек: анатомия, физиология гигиена. 8, 9 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.:ЭКСМО, 2005.Лернер Г.И .ГИА 2010.Биология: сборник заданий :9 класс. Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2009Лернер Г.И. ГИА 2014. Биология:сборник заданий:9класс-М.:Эксмо,2014.-240с..Электронные учебные пособия:Учебное электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий.Учебное электронное пособие «Биология. 6-9 класс» Кирилл и МефодийПолный интерактивный курс биологии «Физикон»Учебное электронное пособие «Экология» 1С:Образование3.0.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.Ресурсы Интернетwww.ed.gov.ru – Министерство образования Российской Федерацииwww.informika.ru – Центр информатизации Министерства образования РФwww.school.eddo.ru – "Российское школьное образование"www.mediaeducation.ru – Медиаобразование в России -тексты многих школьных учебниковwww.school.mos.ru – сайт "Школьник" - Ресурсы по биологии