Креативное мышление как компонент функциональной грамотности на уроках английского языка в рамках реализации ФГОС третьего поколения
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Креативное мышление как компонент функциональной грамотности на уроках английского языка в рамках реализации ФГОС третьего поколения
Автор: Кононова Татьяна Ивановна
Тема: Креативное мышление как компонент функциональной грамотности на уроках английского языка в рамках реализации ФГОС третьего поколения.Автор: Кононова Татьяна Ивановна, учитель английского языкаПочему тема функциональной грамотности актуальна в наши дни? Дело в том, что модернизация современного образования обозначила новые приоритеты в области школьного образования, соответствующие мировым тенденциям. России нужны современно образованные, нравственно воспитанные, предприимчивые люди, умеющие самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.Зачем нужна функциональная грамотность? На самом же деле в мире происходят глобальные процессы, и мир кардинально меняется. И чтобы жить в этой сложной реальности, школьникам потребуются новые навыки, знания и умения.Президент Российской Федерации В.В. Путин четко определил «…школа должна идти в ногу со временем, а где-то и опережать его, чтобы готовить ребят к динамичной, быстро меняющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить…»ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ-это способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. С учетом того, что мир постоянно совершенствуется, причем во всех направлениях (технологии, бизнес, IT-индустрия и другие), английский язык стал обязательным «атрибутом» для каждого специалиста в своей отрасли. Большая часть информации в интернете — на английском языке (более 54%). Основная цель учителя создать такую учебную ситуацию, которая спровоцирует ученика на спонтанную речь. Практическая задача состоит в том, чтобы ученик мог общаться в социальных сетях, заказать билет, сделать заказ в кафе, заполнить анкету, общаться в путешествии, ориентироваться за рубежом, участвовать в конкурсах и т.д. Цель формирования функциональной грамотности на уроках английского языка- совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач. Основная задача обучения иностранным языкам- развитие у учащихся всех видов речевой деятельности: чтения, письма, диалогической и монологической речи. Решая проблему развития функционально грамотной личности на уроках английского языка, я ставлю перед собой следующие задачи:- создание для учащихся условий для развития функционально- грамотной личности;- решение ситуационных задач, что составляет важнейший ресурс для решения в последующем жизненных задач;- определение этапов работы;- разработка системы упражнений, направленных на овладение обучающимися грамматическим навыком. Направления формирования функциональной грамотности выделяются следующие:Математическая грамотностьЧитательская грамотностьЕстественнонаучная грамотностьФинансовая грамотностьГлобальные компетенцииКреативное мышление Достичь функциональной грамотности в процессе обучения можно различными способами. Однако одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является заинтересованность обучающихся. Применить функциональную грамотность в процессе обучения английского языка можно различными методами: игры, песни, лингвострановедческие фильмы и мультфильмы, упражнения на аудирование, говорение (развитие монологической и диалогической речи), письмо, чтение. Проанализировав задания из учебника «Spotlight» , непосредственно с которым я работаю, можно найти много примеров упражнений, направленных на формирование всех видов функциональной грамотности на уроках английского языка. Например, формирование математической грамотности начинается, когда обучающиеся работают с числительными на разных этапах обучения. Обратите внимание на пример заданий из учебника «Spotlight» для 3 класса, где ученикам предлагают произвести простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся. При формировании естественно-научной грамотности следует рассмотреть три уровня ситуации:- Личностная - связанная с самим учащимся, его семьей, друзьями.- Местная/национальная - связанная с проблемами данной местности или страны.- Глобальная - когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира.Так в учебнике «Spotlight» для 7 класса, обучающиеся вспоминают годы жизни и творчество великих русских писателей и поэтов. Читательская грамотность – это одно из направлений функциональной грамотности и, на мой взгляд, базовое направление. Какое бы задание не получил учащийся, первое что ему нужно сделать это ПРОЧИТАТЬ задание. Поскольку одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является заинтересованность обучающихся, на уроках при работе с текстом можно использовать современную педагогическую технологию, которая сделает урок интересным – это технология развития критического мышления через чтение и письмо. Для успешной интеграции в современный социум молодым людям необходимо умение креативно осмысливать обстоятельства и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации. Человеком, способным мыслить креативно, сложно манипулировать; сопоставляя информацию, полученную из различных источников, он формирует картину мира на основании собственной системы взглядов. Основным направлением своей работы я выбрала формирование креативного мышления на уроках английского языка. Актуальность формирования креативного мышления на уроках английского языка в том, что он наряду с другими школьными предметами, решает задачи всестороннего гармонического развития и формирования личности. Между тем в условиях современного образования, в условиях внедрения стандартов третьего поколения, которые предполагают различные источники информации, вариативные образовательные программы и учебники, открытый и противоречивый поток сведений, необходимо развивать креативное мышление личности. Это на сегодняшний день выступает на первый план как результат и цель образования личности. Кративное мышление – это один из способов интеллектуальной деятельности человека, характеризующий следующими умениями:-определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;-выявлять предвзятые отношения, мнения и суждения;-уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от личного мнения или предположения;-подвергать сомнению логическую непоследовательность устной и письменной речи;-определять суть проблемы и альтернативные пути ее творческого решения;-отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом. Предлагаю рассмотреть некоторые примеры использования технологий креативного мышления на уроках.1.«Нестандартный вход в урок»При изучении темы «Здоровье превыше всего» в 7 классе, детям предлагается расшифровать название темы урока.H-is the first letter and the last one ( первая и последняя буквы слова)L- is the 4th letter (четвертая буква)E- is after H (после буквы H)A- is between E and I (между буквами E и I)T- is before h ( перед буквой h)(Health) После чего детям предлагается определить названия болезни, а так же составить предложения с этими словами. Например: 2.«Ассоциация» - обучающая стратегия, которая побуждает к размышлениям, к обмену мнениями по той или иной теме. Можно использовать данную стратегию и для развития навыков письма, чтения и говорения.Для развития критического мышления в 5-м классе можно использовать эту стратегию. Ход работы:1. Пишем ключевое слово или фразу в центре листа бумаги или как заглавие на доске.2. Затем учащимся предлагается в течение 5-7 минут (время написания ассоциаций) написать слова или фразы, которые приходят на ум по выбранной теме.3. Учащиеся записывают столько идей, сколько приходит на ум, пока не закончится установленное время. 4. Количество написанных слов зависит от языковой подготовки учеников. Данный прием можно выполнять индивидуально, в парах или группах. После того, как ученики составили свои ассоциации, учитель просит нескольких учеников поделиться своими ассоциациями с группой или обменяться идеями в парах. Хочу привести пример ассоциаций по теме «Talking about Holidays » к слову «summer», составленные двумя группами учащихся:1-я группаSummer - the sun, rainbow, rain, butterflies, swimming, a boat, a river, a bridge, a fish, a camp, a long day, a shot night, blue sky, hot weather, wind.2-я группаSummer - ice-cream, apples, berries, a forest, cinema, games, bicycle, village, a kite, birds, water, travel, mushrooms, flowers, friends, free time.Таким образом, каждый ученик через ассоциации пополняет свой активный словарь, развивает коммуникативные навыки, навыки говорения, письма и т. д. Так же в своей работе я использую приемы и методы по развитию креативного мышления такие как: Ромашка Блюма, Толстые и тонкие вопросы, Кластер, Синквейн, Инсёрт.Ромашка Блюма. Цель задания: совершенствование навыков критического мышления. Учитель заранее готовит Ромашку Блюма с 6 типами вопросов по теме урока или предлагает ученикам самим сформулировать вопросы по теме.Как это работает: Учеников приглашает учитель к доске, они выбирают вопрос, отрывают с ромашки и на обороте его читают. Или на лицевой стороне вопрос, а на обороте модельный ответ.Простой вопрос – «Назовите…» «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?». Креативное мышление новый компонент функциональной грамотности. Привычка размышлять и мыслить креативно - важнейший источник развития личности учащегося. Важно предлагать задания, которые могут постепенно стимулировать привычку мыслить и отзываться на проблемы. Креативное мышление свойственно каждому ребенку. Задания при работе с текстом: выдели ключевые слова, определи главную мысль текста, подбери заголовок, опиши иллюстрации к тексту, дай совет главному герою, перескажи от лица разных персонажей. Английский язык достаточно сложный предмет, требующий внимания, напряжения, хорошей памяти. Если правильно организовать работу на уроке, учитывать индивидуальные особенности учащихся, разнообразить формы работы на уроках, включать музыкальные паузы, физкультминутки и создавать положительную комфортную обстановку, то это и будет основным принципом здоровье сберегающей технологии.Заключение. Я за ученика думающего, творческого, целеустремленного. Именно таким должен быть современный человек, потому что мир вокруг нас сложен и противоречив. И в этом мире каждому предстоит решать трудные задачи, принимать правильное решение, умея отстаивать собственное мнение. Использование технологии креативного мышления в преподавании иностранного языка позволяют значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Спасибо за внимание!