Уроки финансовой грамотности от сказочных героев
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Уроки финансовой грамотности от сказочных героев
Автор: Алексеева Алевтина Александровна
Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра –она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности
ДжанниРодари
Уроки финансовой грамотности от сказочных героев
Целевая аудитория: учащиеся 7-8 классов.
Цель: Изучить возможности сказки в обучении азам финансовой грамотности и формировании экономических представлений.
Задачи:
- формировать финансовое сознание современного школьника посредством сказки;
- создать условия для общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала обучающихся.
- способствовать формированию основ финансовой грамотности через знакомство с экономическими понятиями (потребности, труд, деньги, товар).
1.Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности
Учитель: Сознательное детство любого человека начинается со сказок. Сначала их нам читают родители, потом мы читаем сказки сами, а когда-нибудь будем читать их своим детям. Погружение в сказочные сюжеты – это и первое знакомство с литературным миром, и развитие образности мышления и фантазии, и осознание наличия житейских проблем, которые, так или иначе, надо решать. Одной из подобных проблем, с которыми мы встречаемся в различных сказках, является проблема решения финансовых вопросов. Вспомните, с каких слов обычно начинаются и заканчиваются все сказки?
Конечно же, практически все сказки начинаются со слов жили-были и заканчиваются словами стали они жить-поживать, да добра наживать. А как же можно жить без постоянного решения финансовых проблем? Как без денег наживать добро, которое в данном контексте является величиной вполне конкретной и материальной?
- Можно ли без денег прожить в реальном мире, где надо иметь крышу над головой, еду и одежду, покупать лекарства и совершать путешествия?
- Нет, нет и еще раз нет.
А как же подобные вопросы решают сказочные герои?
Вот мы с вами на Уроке финансовой грамотности от сказочных героев и попытаемся это выяснить.
2. Актуализация знаний. А начнем урок с разминки, потому что в любой сказке есть экономическая составляющая.
Итак: Угадайсказку
1. Герою какойсказки мастерствостроителя спасло жизнь ему и его братьям?(Три поросенка).
2. В какойсказкереклама сыграла злую шутку с главным героем?(Как старик корову продавал)
3. Герои какойсказки,благодаря рациональному разделению труда, имели выгоду в совместном сосуществовании?(Теремок).)
4. В какойсказкезнание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход?(Вершки и корешки).
5. В какихсказкахумение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход, прибыль?(Морозко, Крошечка-Хаврошечка, Царевна-лягушка).
6. НазовитесказкуСтарикова дочь вернулась с большой прибылью, а мачехина дочка - с одними убытками(Морозко)
3. Изучение нового материала.
Пожалуй, самой обучающей сказкой по части финансовой грамотности является история про деревянного наивного и очень доброго мальчика – Буратино, которую написал А.Н.Толстой по мотивам сказки К.Коллоди Приключения Пиноккио. Эту сказку можно смело назвать финансовой азбукой, потому что в ней рассматриваются различные ситуации обращения с деньгами.
Вопрос 1. С первых часов появления у Папы Карло маленького человечка появились самые насущные вопросы бытия. Что это за насущные вопросы?
Ответ: А это то, что ребенка надо одеть и накормить.
И Папа Карло пошел за покупками. Понятно, что даром ничего не дают.
Вопрос 2. Где Папа Карло взял деньги, чтобы купить еду?
Ответ: Карло продает свою куртку. Кроме того, он покупает и Азбуку, потому что очень хочет, чтобы из Буратино вырос грамотный и умный человечек.
Дальше тема товар-деньги-товар продолжается следующим образом. Буратино, отправившись в школу с самыми благими намерениями, решает посетить театр. Но чтобы купить билет, надо что-то продать, что-то ценное.
Вопрос 3. Что имелось у Буратино из ценных вещей?
Ответ: Из ценных вещей у него есть только Азбука. Обмен состоялся, и Буратино попадает на кукольное представление.
Вопрос 4. Так что же такое обмен?
Ответ: Обмен —это процесс, в котором взамен одного продукта люди получают деньги или другой продукт.
Там судьба сталкивает его с Карабасом Барабасом, который платит Буратино пять золотых монет за ценные сведения о потайной дверке за нарисованным очагом в коморке Папы Карло. Так что можно сказать, что обмененная Азбука волею судьбы превратилась в кругленькую денежную сумму.
Конечно, Буратино должен был отдать эти деньги Папе Карло, который нашел бы им практичное применение.. Но Буратино по своей безграмотности и из самых лучших побуждений доверился Лисе Алисе и Коту Базилио (двум бывалым мошенникам), которые предложили сделать выгодную инвестицию, т.е. преумножить свои денежки.
Вопрос 5. Что такое инвестиции?
Ответ: Инвестиции — вложения денежных средств для их сохранения и приумножения. Объектами инвестиций могут быть ценные бумаги, имущество, имущественные права, которые вкладывают в объекты предпринимательской или другой деятельности.
Мошенники, задумавшие обмануть Буратино и нажиться на его наивности, не гнушаются никакими способами достичь желаемого. Бедный Буратино не мог догадываться, что деньги не растут на деревьях, чтобы их получить, надо много потрудиться. А кругом найдётся много желающих нажиться за счёт других людей. Но, как известно, деньги не растут на деревьях, они зарабатываются трудом. И в такую ловушку попадаются дажетелюди, которые не верят в сказки.
Вопрос 5. Какой урок финансовой грамотности судьба преподает Буратино?
Ответ: А такой, что нельзя доверять мошенникам и инвестировать деньги под обещание огромных дивидендов.
Вопрос 6: Примеры такого мошенничества можно встретить в нашей современной жизни?
Ответ: Можно.
Сегодня самой популярной формой финансового мошенничества выступают инвестиционные компании. Они убеждают граждан в большом проценте прибыли от вложения денежных средств в какой-нибудь очень выгодный проект. И люди, желая быстро обогатиться, не только вкладывают всё, что имеют, но подчас берут под данное вложение кредиты в банках!!! Подобных случаев в последние годы, увы, становится все больше и больше. Заоблачные проценты – в лучшем случае это просто сказка, но чаще всего они оказываются байками мошенников.
Самое главное в данном преступлении то, что граждан открыто никто не грабит! К ним не вламываются в дом, не приставляют пистолет к виску, не грозят убить родственников. Ничего подобного нет! Люди сами, совершенно добровольно отдают свои деньги под воздействием психологически грамотного обмана и своего подспудного желания быстро и несложно разбогатеть.
А теперь, давайте немного отдохнем.
Физкультминутка
В кулачке у наших деток
Спрятано по пять монеток.
Будем пальцы разгибать—
Чтоб расходы посчитать.
Раз монетка— напродукты:
Мясо, овощи ифрукты,
Два— заплатим занаш дом,
Чтоб всегда мы жили внём,
Третью отдадим тому,
Кто оденет всю семью,
Четвёртую напраздники—
Веселись, проказники,
Ну апятую отложим—
Позже пригодиться может.
Всё распределить смогли—
Папе смамой помогли!
Закрепление.
Буратино ничего не знал офинансовой грамотности, поэтому совершил сразу несколько ошибок. Ну, а теперь давайте подумаем - Чему нас учит сказка Приключения Буратино. Какие выводы мы можем сделать из следующих ситуаций?
Папа Карло продал куртку, чтобы купить азбуку для мальчика. Но тот взял за книжку всего четыре сольдо, потому что столько стоил билет в театр. Скорее всего, Буратино продешевил. Куртка, а значит, и азбука могли стоить гораздо дороже.
ВЫВОД 1. Прежде чем платить, стоит проанализировать, насколько адекватна цена.
Буратино заказал себе три корочки хлеба, а кот с лисой — всё, что толькосмогли съесть. Но платил за всех мальчик. Чтобы подобных ситуаций не было, всегда нужно договариваться об оплате заранее.
ВЫВОД 2. Если заказ делают несколько человек, надо уточнить, что каждый оплачивает свою часть.
Одна из главных уловок мошенников — предложить быстрый способ получить кучу денег практически без усилий. Проще не бывает: закопал одну монету — утром собери 10 таких же с веток новенького денежного дерева. Подобным волшебным схемам доверять не стоит — за кажущейся лёгкостью может скрываться обман.
ВЫВОД 3. Стоит насторожиться, если кто-то обещает быстрое и лёгкое обогащение.
Буратино встречает лису Алису и кота Базилио, которые убеждают его, что деньги надо закопать на Поле Чудес. Тогда вырастет целое денежное дерево, и с него можно будет собрать кучу монет.
ВЫВОД 4. Никогда не принимать решения сразу, надо брать паузу для обдумывания и анализа ситуации. Никогда не надо торопиться расставаться с деньгами, следуя очередной народной мудрости – семь раз отмерь, один раз отрежь.
В СтранеДураковестьволшебное поле,– называетсяПоле Чудес... На этом поле выкопай ямку, скажи три раза: Крекс, фекс, пекс, положивямкузолотой, засыпьземлей, сверхупосыпьсолью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое деревце, на нём вместо листьев будут висеть золотые монеты, – рассказывала лиса Алиса в сказке Золотой ключик, или Приключения Буратино мальчику из полена.
Первая реакция Буратино была правильной. Врёшь!, – ответил он лисе, но потом поверил и пошёл вместе с ней и котом Базилио искать Поле Чудес. В итоге Буратино обворовали.
ВЫВОД 5. Проверяй того, кому доверяешь свои деньги! Например, насайте Банка России есть белый список слегальными компаниями ичерный, куда попали организации спризнаками финансовой пирамиды. Сдрузьями— тоже самое: доверяй, нопроверяй.
Да, сегодняшний мир довольно агрессивен. Но, наверное, так было всегда, ведь откуда-то родились все предостерегающие народные мудрости? Опасности быть обманутым и обокраденным подстерегают любого каждый день и на каждом углу. Но это не значит, что нужно паниковать и бояться всех и всякого. Да, понятно, что мошенники постоянно совершенствуют способы обмана населения, и все виды подобных махинаций предусмотреть невозможно. Поэтому в каждом конкретном случае нужно, прежде всего, включать голову и не торопиться с принятием решений. Ведь от финансового мошенничества мы должны и можем защитить себя сами.
Домашнее задание.
Посмотреть м/ф Трое в Простоквашино и составить вопросы, относящиеся к финансовой сфере.