«Нравственные ценности рассказа К. Г. Паустовского «Заячьи лапы».5 класс


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Нравственные ценности рассказа К. Г. Паустовского «Заячьи лапы».5 класс
Автор: Пузикова Марина Васильевна

Тема урока:«Нравственные ценности рассказа К. Г. Паустовского «Заячьи лапы».5 классХод урока
  • Актуализация знаний.
  • Стадия «Вызов». Чтение строк учителем:Добрых людей, как всегда, не хватает, Добрых людей, как всегда, дефицит. Добрых людей не всегда понимают, Сердце у добрых сильнее болит. Добрые – щедро больным помогают, Добрые – дарят тепло и уют, Добрые – в ногу со слабым шагаютИ никакого спасибо не ждут.- Ребята, посмотрите на экран (на экране пословица «Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу») (Слайд 2)-Как вы ее понимаете?- Ребята, скажите, пожалуйста, а что еще может быть добрым? (дела, чувства, поступки, память).- А что такое доброта? Кто для вас является добрым человеком?Составление кластера «Доброта»- По классу висят таблички со словами. Ваша задача выбрать те, которые являются синонимами к слову «доброта». А теперь давайте составим кластер «Доброта»Доброта: любовь, забота, сострадание, соучастие, милосердие, помощь, отзывчивостьА теперь давайте заглянем в «Толковый словарь» Ожегова и проверим, правильно ли мы с ваши сделали. «Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям и животным» ( слайд3
  • 2.Работа над новым материалом. Стадия «Осмысление»
  • Запись числа и темы урока- Как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим на уроке?- Ребята, а что значит слово «сострадание»? (Сострадание - особое качество души человека, готовность без раздумий оказать помощь ближнему)- Как вы думаете, почему я урок начала с этой пословицы?- Как она связана с темой нашего урока? (Рассказ Паустовского «Заячьи лапы» о людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль)- Так какова же тема нашего урока?Верно « Доброта и сострадание в рассказе Паустовского «Заячьи лапы»- Почему К.Г.Паустовский назвал свой рассказ «Заячьи лапы»?- не правда ли оно странное?- Ведь если вдуматься, то при чем тут лапы? Ведь автор именно о них, обожженных заячьих лапах говорит в названии, а мы с вами знаем, что в названии произведения часто содержится ее идея или главная мысль рассказа.Я выслушала ваши варианты и предлагаю свои:аечь идёт о том, как заяц ожёг лапы;блучай с зайцем - экзамен на доброту и человечность;Выберите правильный вашей точки зрения, ответПравильный ответ узнаем в конце урока.3.Ребята, дома вы прочли рассказ «Заячьи лапы». Чтобы узнать насколько осознанным было чтение текста дома мы проведем его проверку через игру «Перестрелку». Не забывайте: вопросы задаем быстро, отвечаем тоже быстро.1.Когда происходит действие рассказа?а) летом; 2.На какой реке происходит действие?б) на Оке;3.Где жили Ваня Малявин с дедом?а) на Урженском озере; 4.Кем был Карл Петрович по профессии?б) детский врач;5.На каком музыкальном инструменте играл Карл Петрович?а) на рояле; 6.На какой улице жил Карл Петрович?б) Почтовая -3;7.Какой травой заросла эта улица?а) гусиной; 8.Как звали Ваниного деда?б) Иларион;4.Работа над композицией рассказа.Композиция рассказа то построение рассказа. Вспомним ,в какой последовательности происходили события рассказа. Чем необычно построение рассказа «Заячьи лапы?»1) Проверка домашнего задания.(Выразительно прочитать рассказ и составить егоплан). (Варианты планов высвечиваются на доске) Ваня у ветеринара. Карл Петрович вылечил зайца. Лесной пожар Лесной пожар Ваня у ветеринара Карл Петрович вылечил зайца-Я предлагаю вам 2 варианта планов, составленных учениками. Какой из них соответствует рассказу? А какой из планов соответствует логике, действительности?(Какое из этих событий в действительности произошло первым? Какие факты свидетельствуют об этом?)-Автор намеренно переставил события во времени. Такая композиция называется «обратной»то - способ заинтересовать читателей, максимально раскрыть образы героев.5.Выразительное чтение эпизодов и работа над характеристикой героев.Начнём читать рассказ с первого события. Какое это событие? (пожар)- Лесной пожар послужил началом истории, которая выявила доброту одних и равнодушие других. -А как возникают в лесу пожары? (ответы детей)- Огонь — страшный враг леса. После пожара остается на долгие годы безжизненная и мрачная пустыня, где на многие километры лежат обугленные трупы деревьев.- Можете ли вы объяснить эту фразу: “1 дерево — 1 млн. спичек, 1 спичка — млн. деревьев”.Перед чтением ставится задание:- передайте свои чувства, отношение к персонажам, нарисуйте голосом картину пожара (стр.80-81)- Какие чувства вызывает у вас прочитанный эпизод? (тревогу,сочувствие,жалость).-Какие слова использует автор, чтобы нарисовать безвыходность ситуации, в которой оказался дед?( Смерть настигала деда, хватала его за плечи)-Почему дед обрадовался зайцу ,как родному? . (Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются.)-Кто и что помогло деду спастись от пожара?(заяц и знание повадков животных)- Почему устали дед и заяц? (они быстро бежали, спасались)- Я смотрю, вы тоже устали, давайте отдохнём.8. Физкультминутка.6. Составление словесного портрета героев, их главные черты, характеристика речи.Роль природы в повествовании.- А что было дальше? (Ваня Малявин пришёл к ветеринару)- Нашёл ли Ваня помощь у ветеринара? (нет)Прослушаем отрывок актёрского чтения о встрече Вани с ветеринаром и бабкойАнисьей (в учебнике стр. 76).-Дайте характеристику этим персонажам, учитывая тон разговора ,слова,какие говорятветеринар и бабка Анисья.- Что вы чувствуете после прочитанного? (жалость, огорчение, разочарование). Почему?- Что можно сказать о ветеринаре? (Ветеринар равнодушный, злой, невоспитанный,жестокий, грубо кричит)- Кто помог добрым словом? (бабка Анисья)- Какой ответ она дала? Прочитайте об этом.- Не умрёть, малый, - прошамкала Анисья. - Скажи дедушке своему, ежели большая у него охота зайца выходить, пущай несёт его в город к Карлу Петровичу.- Что можете сказать о ней? (Бабка Анисья жалостливая, любопытная, душевная,добрая.Речь её напевная, она шамкает)- Какое решение принимает Ваня? (Идти к Карлу Петровичу)- Прочитайте о том, как Ваня бежит с больным зайцем и передайте свои чувства при чтении.(стр. 77)- Каким вы представляете Ваню? (Ваня переживательный, выносливый, упорный,заботливый, старательный, шустрый, очень добрый. Речь: волнуясь шепчет)- А как чувствует себя заяц? (Ему плохо)- Найдите слова и выражения, с помощью которых автор показывает, что заяц болен, ему плохо. (Молчал, стонал, закрыл глаза) Как вы представляете зайца? Его портрет- Как Ваня и дед нашли доктора? (поехали в город, спрашивали у прохожих, зашли в аптеку)Кто им помог найти доктора? (Аптекарь)- Прочитаем по ролям диалог аптекаря с дедом (стр78). Роли: автор , дед, аптекарь .- Скажите, что собой представляет аптекарь? (Аптекарь нервный, сердитый, строгий,раздраженный, но добрый. Говорит сердито.)- Кто вылечил зайца? (Доктор Карл Петрович)- Прочитаем по ролям диалог доктора Карла Петровича с дедом (стр79).Роли: автор , дед, доктор Карл Петрович .- Как вёл себя доктор Карл Петрович ? ( Сердился, волновался ,согласился лечить.)Как вы думаете почему?(Доктор Карл Петрович интеллигентный, образованный, строгий, добрый. Разговариваетстрого.)-Ребята, нам принесли письмо. От кого оно ,и о чём в нём идёт речь?«Заяц не продажный, живая душа, пусть живёт на воле. При сём остаюсь…»(Ларион Малявин)-Какие мысли и чувства сумел вложить в него дед? - Охарактеризуйте деда. Как он себя ведёт? (Дед Ларион отзывчивый, робкий, добрый. Речь:упрямабормочет,спотыкается)_- Ребята, подведём итог нашему обсуждению героев.Игра «Путаница»Черты характера героев рассказа перепутаны. Восстановите соответствие с помощью стрелок.ВаняДед ЛарионБабка АнисьяАптекарьДоктор Карл ПетровичВетеринарВаня - переживательный , заботливый Дед Ларион - благодарный, добрый,Бабка Анисья – жалостливая, любопытная Аптекарь- нервный, но добрыйДоктор Карл Петрович – интеллигентный, строгий, но добрый Ветеринар – грубый, герои)Больной заяц - в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность.Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто-то нет!Но! Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих. Благодаря им зайца спасают!равнодушный7. Какую роль сыграл заяц в судьбе каждого из героев?(схема: заяц, а вокруг него - А вот три ученика на вопрос «О чем этот рассказ?» высказали различные мнения: 1ученик. Это рассказ о зайце2ученик. Это рассказ о страшной беде: лесном пожаре3 ученик. Это рассказ о людской доброте и отзывчивости.-Как считаете вы? Обоснуйте свой ответ. О людской доброте и отзывчивости,о способности человека откликаться на чужую боль.Чтение стихотворения1.Он шел по улице и тихо плакал.Облезлый, одноухий, с больной лапой.Повисший хвост, несчастные глаза,А в них жемчужинкой дрожит слеза.2.Его никто вокруг не замечал,А если и заметил, то ворчал.А мог еще и палкой замахнуться.Он убегал, когда мог увернуться.3.Он с грустью думал: «Я такой урод.Ну, кто такого жить к себе возьмет?»Так шел он, шел по краешку дороги.И вдруг перед собой увидел ноги.4.Огромные такие две ноги,Обутые в большие сапоги.В смертельном страхе он закрыл глаза,А человек нагнулся и сказал:5.«Красавец-то какой! А ухо! Взгляд!Пойдешь со мной? Я буду очень рад!Принцессу и дворец не обещаю,А молочком с сосиской угощаю».6.Нагнулся, протянул к нему ладошку.Он в первый раз держал в ладошках кошку.Взглянул на небо, думал, дождь закапал.А это кот в руках от счастья плакал.Сейчас каждый оценит свою работу на уроке, ученики сами анализируют свою работу на уроке.--Аетеринар- БЕЗДУШИЕЧёрствый, безразличныйНе помог, не стал лечить, нагрубилНе оказал помощи больному зайцуБаяц- СПАСИТЕЛЬДогадливый, сообразительныйОбжёгся, бежал, спасалсяВывел из горевшего леса дедаВ) ДЕДУШКА- ОТЗЫВЧИВОСТЬСовестливый, ответственныйПереживает, сострадает, помогаетДедушка выходил зайца больногоГ) МАЛЬЧИК- ДОБРОТАДобрый, отзывчивыйСочувствует, заботится, помогаетМальчик чувствует ответственность и благодарность перед зайцемДомашнее задание: - напишите письмо ветеринару.