Внеурочная деятельность "История казачества Иркутской области"2 класс


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Внеурочная деятельность "История казачества Иркутской области"2 класс
Автор: Елена Георгиевна Макарова

Реализация казачьего компонента в моей работе с младшими школьникамиВ рамках программы развития школы я как учитель начальной школы использую казачий компонент в своей работе с учащимися и в учебных предметах, и во внеклассной работе.Не первый год я работаю по учебно-методическому комплекту «Школа России». Применяю региональный казачий компонент в таких предметах, как «Литературное чтение», «Изобразительное искусство и технология», «Окружающий мир». Для ознакомления учащихся 2 класса начальной школы с природой, историей родного края, казачьим бытом в интегрированном курсе «Окружающий мир» я составила программу «Моя малая родина». За основу взяла учебное пособие для учащихся начальной школы «Природа и история родного края» Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю.: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2003. и книгу «Казаки» под ред. Б.А. Алмазова, Санкт-Петербург: Издательства «ЗОЛОТОЙ ВЕК» и «ДИАМАНТ», 1999.Программа по краеведению«Моя малая родина»2классПояснительная записка.Предлагаемая программа «Моя малая родина» призвана сохранить традиции классического учебного предмета «Окружающий мир» и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы в структуре регионального содержания образования. Изучение курса может быть построено вариативно в течение 8\17\34 часов (в каждом классе) в зависимости от решения образовательного учреждения. Содержание курса целесообразно включать в учебный процесс синхронно с базовым курсом «Окружающий мир» (по программе А.А.Плешакова) или отдельным модулем ,но можно использовать во внеклассной работе. В программе А.А.Плешакова предмет «Окружающий мир» является интегрированным курсом и объединяет знания по таким предметам, как окружающий мир, технология, поэтому, пользуясь другими программами, можно включать курс «Моя малая родина» в эти учебные предметы.Содержание краеведческого курса формирует у младших школьников знания о богатстве и разнообразии природы родного края, понятие о рельефе, природных явлениях, животном и растительном мире родного края. Также учащиеся получат исторические сведения о народах, населявших территорию края, героических событиях, происходивших на иркутской земле, подвигах своих земляков. Программа раскрывает своеобразие истории и быта казачества, обычаи и традиции, дает сведения о городах и селах, деревнях Иркутской области.Цели курса «Моя малая родина» представлены в системе, состоящей из двух компонентов:
  • Общие цели краеведческого образования:
  • Формирование представлений учащихся о научной картине мира, в которой природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве; основах экологической культуры; образных представлений о прошлом и настоящем родного края.
  • Воспитание любви и уважения к родному краю, его истории и культуре.
  • Развитие практических знаний и умений, необходимых учащимся для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.
  • Воспитание межэтнической и межконфессиальной толерантности.
  • 2. Цели, отражающие специфику краеведческого образования в школе:
  • Усиление позиций базового инвариантного компонента образования за счет обогащения его значимой региональной информацией.
  • Формирование более полных представлений о культуре казаков через раскрытие региональных культурных традиций.
  • Формирование у учащихся целостных представлений об историческом, этническом, природном, хозяйственном своеобразии родного края, о традициях духовной и нравственной жизни.
  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, являющихся предпосылкой к исследовательской деятельности учащихся.
  • В программу заложен блочный подход. Организация изучения краеведческого материала при таком подходе происходит как движение через анализ от знаний и представлений к личностной оценке. Блок является универсальной системой. Это, с одной стороны, целостная система уроков, а с другой - подсистема всей программы. В свою очередь, программа предстает как огромный блок, в котором на многих уровнях функционируют содержание, методы и формы. Такая структура допускает вариативность в применении различных типов уроков в зависимости от специфики краеведческого материала.В представленной программе отсутствуют специальные уроки для контроля знаний, так как в процессе любого занятия предусматривается активная учебная деятельность учащихся, что позволяет контролировать и оценивать результативность обучения. Кроме того, в каждом блоке предусмотрены два резервных часа, которые используются как повторительно-обобщающее занятие и зачет.Учебно-тематический план.Основное содержание программы.С чего начинается Родина.Тема 1. Уроки 1-2. Моя Родина – Россия.Наша страна на карте. Границы России. Государственная символика. Столица Родины. Названия нашей страны в прошлом. Древние города России.Тема 2. Уроки 3-5. Иркутский край – мой край.Иркутская область – святыня казачьего края. Границы Иркутской области. Символика. Икутский район на карте Иркутской области. Города и села Иркутского района. Село Хомутово, деревня Куда. Вклад моего района и области в экономику страны: растениеводство, животноводство. Люди труда. Иркутская природаТема 3. Уроки 6-8. Климатические условия.Времена года. Природные зоны. Наблюдения за погодой, состоянием воздуха и почвы своей местности для практической деятельности. Влияние природных условий на характер и род занятий населения. Поведение при стихийных бедствиях.Тема 4. Уроки 9-11. Флора и фауна края.Растительный мир. Животный мир. Охрана флоры и фауны Иркутской области.Тема 5. Уроки 12-17. Поверхность Иркутской области.Рельеф. План местности. Ориентирование по солнцу и местным признакам. Водоемы Иркутской области и их охрана. Полезные ископаемые нашего края. Охрана подземных богатств. Почвы и их плодородие.История казачьего края.Тема 6. Уроки 18-20. Как у нас было.По следам древних поселений в Иркутской области. Археологические памятники Иркутской области как вещественные источники. Музеи-заповедники. Тема 7. Уроки 21-25. Казачье жительство.Возникновение казачества. Появление первых казачьих станиц и городков.Типы казачьего жилища: землянка, курень, холобуда. Внутреннее убранство куреня. Планировка приусадебного участка, хозяйственные постройки. Древнейшие верования и обычаи.
  • Духовная жизнь казаков;
  • Казачьи храмы.
  • Церковные традиции;
  • Молитвы, которые должен знать каждый казак.
  • Тема 8. Уроки 26-30. Казак рождался воиномВоспитание мальчика и девочки в казачьих семьях. Казачья служба. Проводы и встреча казака со службы. Военное искусство. Тема 9. Уроки 31- 33. Занятия казаков.Казак - земледелец. Казак - рыболов. Казак - огородник. Станичные ремёсла. Казаки на море. Животноводство и коневодство. Охота.Быт и культура казачества.Тема 10. Уроки 34- 36. Бабушкин сундук.Покрой и художественные черты одежды в первоначальный этап истории казачества. Традиционный тип мужской одежды. Женский народный костюм. Украшения казачек. Народная одежда жителей конца XIX- начала ХХ века. Тема 11. Уроки 37-38. Народный театр.Театр народной драмы. Казачья песня.Тема 12. Уроки 39-42. Обряды и праздники .Проводы зимы. Новогоднее колядование. Пасха. Троица. Покров.Тема 13. Уроки 43-45. Старинная казачья кухня. Казачья трапеза: пища и утварь. Салаты из овощей. Горячие и холодные закуски. Первые блюда. Блюда из мяса и птицы. Блюда из рыбы. Казачьи пироги. Десерты и напитки.Тема 14. Уроки 46-50. Древнейшие верования и обычаи.Духовная жизнь казаков. Казачьи храмы. Церковные традиции. Молитвы, которые должен знать каждый казак.Требования к уровню подготовки учащихсяВ результате усвоения курса учащиеся должныЗнать:
  • Расположение Иркутской области и Иркутского района на карте России;
  • герб своего района, области, флаг области;
  • название районного, областного центров;
  • происхождение названий своего села, деревни, города, рек, на которых они расположены;
  • название улицы, на которой расположен свой дом, школа;
  • Вклад Иркутской области и Иркутского района в экономику страны;
  • флору и фауну края;
  • растения и животных Иркутской области, занесенных в Красную книгу;
  • характерные черты рельефа Иркутской области;
  • современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления, характерные для территории нашего края;
  • водные объекты края;
  • свою родословную;
  • происхождение имен и фамилий, наиболее распространенны;
  • наиболее почитаемые праздники и обряды (по выбору учителя и учащихся)
  • Уметь:
  • показать границы Иркутской области и Иркутского района на карте России;
  • уметь описать герб своего района и области, флаг области.
  • охарактеризовать сезоны года, погодные условия;
  • перечислить водные объекты Иркутского края, вспомнить легенды, с ними связанные;
  • уметь описать памятные места своего хутора, станицы, города; рассказать, с какими событиями они связаны;
  • назвать крупные города и станицы Иркутской области
  • Иметь первоначальные представления:
  • кого называли казаками;
  • о жилищах, одежде, занятиях казаков в прошлом;
  • какие традиции совместной деятельности существовали;
  • знать, как воспитывались дети в казачьих семьях: девочки, мальчики;
  • знать игры своих сверстников в прошлом; какие качества они воспитывали; уметь играть в них;
  • назвать имена детских писателей, поэтов, художников, музыкантов родившихся в нашем краю
  • Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни:
  • ориентирования на местности по солнцу и местным признакам;
  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха и почвы своей местности для практической деятельности;
  • принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий