Здравствуй, зимушка-зима


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Здравствуй, зимушка-зима
Автор: Власенко Мария Валерьевна

НОД по речевому развитию(подготовительная группа)Тема: «Зимушка – зима».Цель: Повышение качества речевого развития у детей.Задачи:Образовательная: - Учить подбирать прилагательные к существительным; составлять предложения с заданным словом; обогащать лексику родственными словами, формировать звуковую культуру речи.Развивающая: - упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательным значением; активизировать словарь по теме «Зима»; развивать связную речь, общую и мелкую моторику, слуховую память, зрительное внимание.Воспитательная: - воспитывать умение, внимательно слушать педагога и своих сверстников, выполнять поставленную задачу, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.Приоритетная область: речевое развитие.В интеграции: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.Оборудование для педагога: письмо, снежинки с заданием, картинки - предметы спорта, картинки пазлы «Зимние забавы»Оборудование для детей: снежинки, картинки – пазлы.Организационный момент. Дети входят в группу, встают в круг.В: - В круг ребята становитесь, за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь! (Дети встают в круг и улыбаются друг другу).В: - сегодня нам пришло письмо (показывает письмо), а от кого сейчас мы с вами узнаем. Адресовано оно детям детского сада «Колобок» группы «Пчёлка».(Читает письмо)«Здравствуйте ребята! Пишет вам прекрасная белая повелительница. Угадайте кто я? Вот вам моя загадка. Дел у меня не мало, я – белым одеялом всю землю укрываю, в лёд реки убираю, белю поля, дома, а зовут меня…. (зима). Я знала, что вы меня узнаете, приготовила я для вас задания, если вы с ними справитесь, то я вас щедро награжу. Задания находятся на снежинках, которые я развесила у вас в группе, будьте внимательными. С уважением Зима».В.: - ребята, вы готовы справиться с заданиями которые нам приготовила Зима?(ответы детей)Д.: - Да.1 снежинка – задание. «Вопросы о Зиме»- когда наступает зима? (ответы детей – сразу после осени, с наступлением холодов, по календарю – 1 декабря).- как светит солнце зимой? (Ответы детей - слабо).- какое небо зимой? (ответы детей – голубым, светлым, безоблачным, чистым, серым, тучным, красивым, вечерним, утренним, ласковым, бездонным, как океан).- какие деревья зимой? ( Ответы детей - Зимой все деревья спят. Осенью деревья сбросили с себя листья. Опавшие листья на земле легли как теплое одеяло и  защитили корни деревьев  от вымерзания – согрели их. Снег укрывает корни и ветки деревьев).- что зимой происходит с реками? (Ответы детей - Реки покрываются льдом).- как зимой одеты люди? (Ответы детей - люди одеваются в теплую одежду – шапка, шубка, шарфик, пуховик, унты, валенки и.т.д.).- как ведут себя птицы, животные зимой?  (ответы детей - птицам в зимнею пору очень холодно и они пытаются найти место потеплее, некоторые улетают , а некоторые остаются зимовать. Медведь устраивает берлогу в чаще леса. Берлога - это глубокая яма в земле. В ней медведю тепло. Не спит зимой заяц, скачет он по лесу, по полю, и страшно ему, ведь рядом бродят волк и лиса. Не спит и белка. Скачет она с ветки на ветку в своей теплой зимней шубке. Отыщет на веточках и в дупле заготовленные с осени запасы, подкрепится и дальше поскачет).- назовите зимние месяцы. (ответы детей - декабрь, январь, февраль).В.: - Молодцы, ребята, справились с заданием, переходим ко второму заданию.2 снежинка – задание. «Подбирай, называй, запоминай»(К существительному нужно подобрать прилагательное, например: зима - холодная, снежная, морозная, долгая и т. д.)–зима - суровая, холодная, морозная, белоснежная ;-снег - пушистый, белый, ватный, холодный, колючий и скрипящий.- снежинки – холодные, прозрачные, узорные, ажурные, белые, холодные… ;- лёд – прозрачный, твердый, хрупкий, скользкий, холодный .(Ответы детей)3 снежинка – задание. «Скажи наоборот»- летом дни жаркие, а зимой - (холодные)-летом день длинный, а зимой - (короткий)- летом солнце греет, а зимой - (не греет)-весной лёд на реке тонкий, а зимой - (толстый)-одни сосульки длинные, а другие - (короткие)- снег мягкий, а лёд - (твердый).4 снежинка – задание. «Скажи ласково».Зима - (зимушка), мороз – (морозец), лёд – (ледок), холод – (холодок), снежинка – (снежиночка), метель – (метелица), снег – снежок, санки – саночки, снеговик – снеговичок, валенки – валеночки.В.: - ребята, вы очень хорошо отвечали на задания Зимы, я предлагаю Вам отдохнуть.Физкультминутка «Зимнее окошко»Посмотри в окошко:       (Имитация)Белая дорожка,             (Волнистые движения кистями рук)Занесло качели,             (Вращение руками)Спят под снегом ели.     (Приседание с закрытыми глазами)В небе желтая луна.       (Подтягивание на носочках)Лишь одна не спит она.  (Круговые движения головой).5 снежинка – задание. Загадки о зимеВот какие чудеса:Стали белыми леса,Берега озер и рек.Что случилось? Выпал... (снег)С неба звездочки летятИ на солнышке блестят.Точно в танце балеринки,Кружатся зимой... (снежинки)Наши окна — как картинки.Кто художник-невидимка?На стекле букеты розНам нарисовал... (мороз)Кружит снег она вдоль улиц,Словно перья белых куриц.Зимушки-зимы подруга,Северная гостья... (вьюга)В зимний день на пруд леглоОчень скользкое стекло.Нас в хоккей играть зоветСиний крепкий гладкий... (лед)Зацепилась за карниз,Головой свисает внизАкробатка-крохотулька,Зимний леденец... (сосулька6 снежинка – задание. «Собери картинку» (на столах разложены пазлы с зимней тематикой – 10 картинок, детям надо собрать картинку полностью и сказать какое время года изображено на них).7 снежинка – задание. «Составь предложение с заданным словом – зимой». (Дети составляют предложения опираясь на картинки - пазлы).8 снежинка – задание «Назови предмет для зимнего развлечения»- что можно сделать из снега и льда на улице? (ответы детей – крепость, горка, каток, снеговика, снежную бабу, Снегурочку).«Назови предмет для зимнего развлечения» (на доске расположены картинки для зимнего и летнего вида спорта, дети должны назвать только те предметы которые относятся к зиме – коньки, велосипед, ледянка, аргамак, лыжи, коньки, ролики, скакалка, санки, мяч, теннисная ракетка, клюшка с шайбой).В.: - обратите внимание, снежинки закончились, а значит, и закончились все задания Зимы, вы молодцы хорошо справились со всеми заданиями.Итог: Какие задания Зимы вам понравились? (ответы детей) вас ожидает награда, зажмурьте глаза (дети закрывают глаза, воспитатель выносит корзину с подарками).