ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СПО


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СПО
Автор: Наталья Александровна Переверзева

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СПОПереверзева Н.А., старший мастер ОГАПОУ «Яковлевский политехнический техникум»Повышение качества подготовки кадров является одной из главных задач профессионального образования. Поэтому особую актуальность приобретает новый формат оценивания образовательных результатов, который реализует характер независимого оценивания и соответствие требованиям образовательных и профессиональных стандартов.Форматом оценки образовательных результатов, отвечающим всем этим требованиям, является демонстрационный экзамен.Демонстрационный экзамен - это форма аттестации, которая предусматривает:моделирование реальных производственных условий для демонстрации студентами профессиональных умений и навыков;независимую экспертную оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена, в том числе экспертами из числа представителей предприятий.Подготовка   студентов   к   демонстрационному   экзамену это по сути вся система их обучения в образовательном учреждении. Демонстрационный экзамен для студентов – это проверка их знаний и умений, уровня владения общими и профессиональными компетенциями, для педагогов – ответы на вопросы, выработка новых идей и направлений работы. Подготовка начинается с самого первого занятия. Задача педагога выявить и развить способности каждого студента, сформировать самостоятельную, творческую и социально-активную личность.  Я считаю, что всю работу педагога по подготовке студентов можно образно разбить на несколько этапов.Первый этап - психологический настрой. Студенты должны понимать, что к работникам определенной профессии предъявляются свои требования: повар должен точно определять дозировку, у каменщика должен быть хороший глазомер и т.д. Все это, студент должен показать на демонстрационном экзамене.Второй этап - введение в специальность. Овладение знаниями и отработка основных профессиональных компетенций. Работа в данном направлений ведется целенаправленно, как на уроках теоретического, так и практического обучения; планомерно, от простого к сложному, от теории к практике, осваивать профессию. Третий этап - оценка уровня освоения дисциплин и оценка компетенций студентов. Оценка качества освоения основной образовательной программы среднего профессионального образования включает: текущий контроль успеваемости студентов, промежуточную аттестацию студентов. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обеспечивают оперативное управление образовательной деятельностью студентов, ее корректировку. Целью текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации является оценка степени соответствия качества образования студентов требованиям федеральных государственных образовательных стандартов среднего. Демонстрационный экзамен позволяет определить у студентов и выпускников уровня знаний, умений, навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности. С 2023 года практические задания демонстрационного экзамена проводятся по двум уровням: базовому и профильному. Базовый уровень основан на требованиях федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, а профильный – дополнительно учитывает квалификационные требования, заявленные работодателями, заинтересованными в подготовке кадров соответствующей квалификации. Демонстрационный экзамен проводится в центре проведения демонстрационного экзамена - на площадке, оборудованной и оснащенной ресурсами (оборудование, инструменты, расходные материалы и др.), необходимыми для проведения экзамена. Экзамен базового и профильного уровней проводится с использованием единых оценочных материалов, которые разрабатываются оператором демонстрационного экзамена (Институтом развития профессионального образования) с участием организаций-партнеров, отраслевых и профессиональных сообществ. Единые оценочные материалы включают в себя комплект оценочной документации, варианты заданий и критерии оценивания. Задания демонстрационного экзамена включают в себя комплексные практические задачи, моделирующие профессиональную деятельность и выполняемые в режиме реального времени. Шкала перевода баллов, выставленных экспертами в ходе оценивания результатов выполнения задания демонстрационного экзамена, устанавливается образовательной организацией самостоятельно.Поскольку демонстрационный экзамен является формой государственной итоговой аттестации, то успешная сдача данного экзамена дает право студенту на получение диплома об образовании. Также после сдачи экзамена (как в рамках государственной итоговой, так и промежуточной аттестации) участник получает цифровой паспорт компетенций – электронный документ, отражающий результаты выполнения задания. Паспорт дает возможность потенциальным работодателям оценить профессиональные качества выпускника и принять решение о приглашении его на работу. Демонстрационный экзамен, как основная форма оценки качества среднего профессионального образования, основная форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, предусматривает различные направления участия в нём организаций-работодателей: разработка оценочных материалов демонстрационного экзамена; возможность участия в экспертной оценке результатов демонстрационного экзамена; предоставление организациями-работодателями помещений (в том числе для организации Центров проведения демонстрационного экзамена), оборудования, инструментов, расходных материалов для организации и проведения демонстрационного экзамена. Таким образом, демонстрационный экзамен - это модель независимой оценки качества подготовки кадров, содействующая решению многих задач системы профессионального образования и рынка труда без проведения дополнительных процедур.Такой формат стандартизированной оценки компетенций выпускников позволяет единообразно во всех субъектах Российской Федерации фиксировать уровень достижения целей образования, обеспечивает независимую и объективную оценку с учётом запросов работодателей, что открывает новые возможности для использования результатов экспертизы в процедурах контроля и качества системы среднего профессионального образования. Литература1. Приказ Минпросвещения России от 08.11.2021 № 800 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»2. Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390 от 05.08.2020 «О практической подготовке обучающихся»3. Характеристика системы СПО в Российской Федерации Электронный ресурс]. – URL: