Технологическая карта проблемно-эвристического урока по ручному труду Тема: Работа с пластичными материалами (тестопластика). «Корзиночка с цветами».


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технологическая карта проблемно-эвристического урока по ручному труду Тема: Работа с пластичными материалами (тестопластика). «Корзиночка с цветами».
Автор: Мельникова Ирина Викторовна

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шегарская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
______________________________________
Технологическая карта проблемно-эвристического урока
по ручному труду
Тема:Работа с пластичными материалами (тестопластика).
Корзиночка с цветами.
Автор:
Мельникова Ирина Викторовна,
учитель начальных классов
Технологическая карта урока Ручной труд
Тема:Работа с пластичными материалами (тестопластика). Лепка. Изделие: Корзиночка с цветами.
Цель урока: изучение различных приёмов работы с пластичными материалами в форме активной деятельности учащихся и формирование у них творческих способностей и приемов логической деятельности.
Задачи урока:
Образовательные:
повторить с учащимися состав, свойства солёного теста,
продолжить формирование понятия о необходимости составления плана работы,
познакомить с новыми приёмами работы с тестом,
продолжить формирование умение анализировать готовое изделие.
Развивающие:
продолжить приобщение к процессу изобретательства, дальнейшее формирование приемов логической деятельности.
развитие эмоций учащихся путем создания в ходе урока состояния удивления, занимательности.
Воспитательные:
содействовать в ходе урока формированию идеи познаваемости мира,
продолжить формированиеличностной позиции - воспитание самостоятельности в суждениях и творческих экспериментах, чувство сопереживания друг за друга.
Проблемные вопросы:
Правда ли то, что: а) цветное солёное тесто по своим свойствам напоминает пластилин?
б) из теста можно выполнить интересные необычные поделки, а не только выпекать хлебобулочные изделия?

Тип урока:урок углубления, обобщения и систематизации знаний и умений
Форма урока:урок - исследование
Формы обучения:
фронтальная экспериментальная работа
индивидуальная работа
Оборудование:
- образцы готовых изделий из теста, картон, стакан,перчатки, подкладная доска, скалка, стеки, ножницы, пустой стержень от ручки или зубочистка.
Методы:проблемно-эвристические
Частично - поисковый
Эвристическая беседа
План проведения урока:
Этапы урока
Временная реализация
I этап.
Организационный момент
1 мин
II этап. Постановка цели и определение темы урока.
Этап актуализации знаний, настроя на восприятие и осмысление нового. (Вызов)
2 мин
III этап. Постановка познавательной задачи Преимущества и недостатки солёного теста в качестве материала для поделок.
4мин
III этап. Решение познавательной задачи с помощью заполнения таблички (плюс, минус, интересно).
Фронтальная работа
Общие выводы.
4 мин
Составление плана работы
4 мин
Динамическая пауза
2 мин
Практическая деятельность учащихся, индивидуальная помощь учителя на каждом этапе.
15 мин
Анализ готовых изделий.
4мин
Подведение итогов. Рефлексия (плюс, минус, интересно). Оценивание деятельности учащихся.
3 мин
Домашнее задание.
1 мин
Этапы урока
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Результаты
I этап.
Организационный этап.
Цель:
- мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
- определить содержательные рамки урока.
Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания, положительный настрой на предстоящую работу.
Настраивает детей на работу, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе.
Проверяют готовность рабочего места, приветствуют учителя и гостей. Настраиваются на работу.
Готовность к уроку.
II этап. Постановка цели и определение темы урока.
Цель:
-повторить и закрепить знания о работе с соленым тестом
Этап актуализации знаний, настроя на восприятие и осмысление нового.(Вызов)
Учитель: -Что можно в печке выпекать
И за обедом уплетать?
С давних времен люди выпекали из теста не только хлеб, но и декоративные изделия. В Германии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон и крепились к дверям.
В Китае из соленого теста изготавливались марионетки для кукольных представлений.
В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и при выпечке не меняли цвета, считались особенно привлекательными.
Еще на Руси, когда Новый год праздновали 1 сентября, а заодно играли и свадьбы, было принято дарить фигурки из соленого теста. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме - символ богатства и благополучия в семье.
Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире. Как вы думаете почему?
Учащиеся:
Потому что они экологически чистые и сделаны своими руками.
Учитель:
Техника работы с солёным тестом не сложна. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени и не нуждается в специальном оборудовании для обработки готовых изделий.
Солёное тесто один из наиболее доступных материалов для творчества. Но даже самый простой материал полностью раскроет свои возможности в том случае, если вы почувствуете его красоту, узнаете его свойства и научитесь работать с ним. Попробуйте сами сформулировать тему и цели сегодняшнего урока.
Учащиеся: Лепка изделий из солёного цветного теста. Узнаем разные приёмы и способы изготовления необычайно красивых работ из теста.
Учитель:
Дома вы все приготовили тесто по предложенному рецепту.
(200 гр. = (1 стакан ) – муки, 200 гр. = (0,5 стакана) – соли, 125 мл воды + 0,5 чайной ложки жидкой краски ( гуашь или пищевая краска)
Давайте попробуем поразминать тесто в руках и проверим его качества и свойства.
Предлагает определить тему и цель урока, корректирует ответы учащихся.
Определяют тему урока из предложенного задания, формулируют цели урока.
Отгаданная загадка.
Сформулированная тема и цели урока.
Ответы на вопросы о свойствах соленого теста
III этап. Постановка познавательной задачи Преимущества и недостатки солёного теста в качестве материала для поделок.
Цель:
- закрепить свойства рабочего материала;
-учить из теста формировать предложенные предметы;
- развивать чувства товарищества, сотрудничества.
С первых минут практической работы дети замечают, что из теста легко сформировать фигурки разные по форме: шарики, колбаски, ленточки, рюшки. Его можно расплющить и растянуть. Важно на данном этапе учителю проверить консистенцию теста, если оно липнет к пальчикам, то необходимо его подмесить мукой.
Учитель:Прежде, чем мы приступим к изготовлению изделия, давайте внимательно изучим свойства нашего рабочего материала. Это поможет нам избежать ошибок и избавит от разочарования в неудавшейся работе.
На доске размещены таблички с фразами, их учитель размещает в соответствующие графы, следуя ответам детей.
- Сообщает новые сведения
- организует работу с рабочим материалом
- включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов.
- Прослушивают и воспринимают информацию, представленную учителем;
- участвуют в обсуждении вопросов;
- формулируют собственное мнение и аргументируют его;
- делают вывод.
Выполненный из соленого теста предложенные предметы.
III этап. Решение познавательной задачи с помощью заполнения таблички (плюс, минус, интересно).
Цель:
- отработка умений формулировать высказывания и заполнять таблицу, делать соответствующие выводы.
Фронтальная работа: обсуждение и заполнение таблицыпод руководством учителя
ПЛЮС
МИНУС
ИНТЕРЕСНО
- пластичен
- легко вылепить фигуру любой сложности
- фигурки объёмные
- быстро виден результат
- для декорирования можно использовать разнообразные подручные средства
- замес теста строго по рецепту
- появление трещин и морщинок при неравномерном раскатывании
- как будет выглядеть работа после высыхания
- как получить тесто необычного оттенка (золотого, серебристого и т. п.)
Общие выводы.
Учитель: Ваш интерес к работе очевиден. Остановимся подробнее на минусах. Дефекты негустого теста мы уже исправили, а что нужно сделать, чтобы изделия были с ровной поверхностью?
Учащиеся: Не торопиться в работе, тщательно разминать детали.
Учитель: Любая работа состоит из различных этапов, предлагаю вам составить план нашей работы.
Помогает формулировать высказывания и заполнять таблицу.
Формулируют высказывания и заполняют таблицу
Заполненная таблица
IV этап.
Составление плана работы
Цель:
-учить последовательно планировать работу.
Учитель: Посмотрите внимательно на уже готовое изделие (образец), на наличие инструментов и материалов перед собой. Давайте подумаем, как нам поэтапно построить свою работу.
1. Разметка элементов поделки (чаша корзиночки, ручка, цветы, рамочка)
2. Изготовление чаши корзинки плоским блинчиком.
3. Ручка и рамочка переплёт колбасок.
4.Фантазийные цветы ( каждый придумывает свою технику)
Помогает составить план изготовления корзинки и цветов
Проговаривают поэтапное выполнения работы
Поэтапный план изготовления корзинки и цветов
V этап. Динамическая пауза
Игра Волшебная веревка
- Круг кружочек повернись разочек,
Раз, два, три, четыре, пять,
Новая фигура появись опять.
- Нет углов у меня и похож на блюдце я. (прямоугольник);
-обведу кирпич мелком получу… (прямоугольник)
- три угла, три стороны могут разной быть длины. (треугольник);
- все четыре стороны одинаковой длины, вам представиться я рад и зовут меня … (квадрат)
Объясняет правила игры, загадывает загадки о геометрических фигурах.
Дети держатся за веревку, ходят по кругу и с помощью веревки по заданию учителя угадывают и показывают геометрическую фигуру
Отгаданные загадки и смоделированные при помощи веревки геометрические фигуры.
VI этап. Практическая деятельность учащихся, индивидуальная помощь учителя на каждом этапе. ( слайды
Цель:
-научить работать с соленым тестом, используя различные приемы лепки.
- Обсуждение проблемных ситуации, возникших в ходе практической работы, и их решение:
Изготовление чаши корзинки плоским блинчиком.
какие трудности возникли
как учащиеся нашли выход из ситуации
При сильном растягивании, раскатывании элемент рвётся
Повторно скатываем в шарик и раскатываем не так тонко
Поверхность чрезмерно бугристая
Аккуратно раскатать непосредственно на картоне
При нанесении рисунка зубочисткой края корзинки теряют чёткие очертания
Придать нужную форму стекой после завершения орнамента
Ручка и рамочка переплёт колбасок.
какие трудности возникли
как учащиеся нашли выход из ситуации
При сильном сплющивании теряется форма
Скручивать небольшие по длине элементы
При катании колбасок получаются разрывы
Скатывать только на доске, не в воздухе
Фантазийные цветы (каждый придумывает свою технику)
какие трудности возникли
как учащиеся нашли выход из ситуации
Нет ощущения объёмного букета
При размещении цветов не боятся их прикреплять за края корзиночки, на ручку
Лепестки получаются плоскими
Прикреплять к основе не всей площадью, а частями ( верхний и нижний краешки)
Объясняет и демонстрирует изготовление корзины с цветами
Выполняют практическое задание – изготовление корзины и цветов.
Выполненная работа
Анализ готовых изделий.
Цель:
-учить давать оценку своим работам и работам одноклассников
Помогает оценивать работы
Дают оценку своим работам и работам одноклассников
Выставка готовых работ
.Подведение итогов. Рефлексия (плюс, минус, интересно). Оценивание деятельности учащихся.
Учитель:Наше сегодняшнее занятие заканчивается. Подведем итоги. Что вы сегодня нового узнали на уроке?Чему научились?
После выводов учащимся предлагается заполнить таблицу. В графу плюс записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу минус записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него ненужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу интересно учащиеся вписывают, какие навыки и практические умения, они приобрели на сегодняшнем уроке, вопросы к учителю.
ПЛЮС
МИНУС
ИНТЕРЕСНО
-
-
-
Учитель:Можем ли мы после проделанной работы ответить на вопросы, которые задали себе в начале урока?Правда ли то, что цветное солёное тесто по своим свойствам напоминает пластилин? Из теста можно выполнить интересные необычные поделки, а не только выпекать хлебобулочные изделия?
Не появились ли у вас новые вопросы, не обозначенные в начале урока?
Спасибо и вам ребята за работу на уроке.
Подводит итог уроку, оценивает работу каждого обучающегося уроку.
Отвечают на вопросы учителя.
Правильные ответы на вопросы.
Список использованной литературы:
Поделки из солёного теста, Анистратова А.А., Гришина Н.А., Издательство Оникс, 2009г.
Солёное тесто Г.Н. Чаянова, Издательство: Дрофа – Плюс, 2009 г.
Солёное тесто, И. Хананова, Издательство: Дрофа – Плюс, 2011 г.