Использование сказок и игр при формировании готовности старших дошкольников к школе


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование сказок и игр при формировании готовности старших дошкольников к школе
Автор: Гадеева Елена Анатольевна

Использование сказок и игр при формировании готовности старших дошкольников к школеЧаще всего для поступления в первый класс ребенку уже требуется приличный багаж знаний. И родители сами, или чаще прибегая к услугам школы и специальных курсов, начинают готовить ребенка к обучению за год-два, а то и за три до поступления в школу. Главной целью такой подготовки является успешное прохождение собеседования или тестирования при зачислении в первый класс. Заметим, что обучение в большинстве школ направлено на подготовку к экзаменам, а не на приобретение знаний и навыков, необходимых для осознанного освоения окружающего мира.Но готовность к школе - это не только развитие интеллектуальных способностей дошкольника (умений читать и писать). Не менее важна мотивация. Когда ребенок готов принять на себя "роль ученика", у него появляется желание учиться, а игровая деятельность естественным образом уступает место учебной.Большое значение имеет эмоционально-личностный показатель, когда ребенок волевыми усилиями может регулировать свои эмоции и поведение, выполнять требования педагога и слушать его на протяжении всего урока. Особую роль играет адекватное общение со сверстниками и взрослыми, когда у детей складываются первоначальные моральные суждения и оценки, понимание общественного смысла нравственной нормы.Уровень познавательного развития также является одним из компонентов готовности к обучению в школе: ребенок владеет определенным запасом знаний об окружающем мире, проявляет интерес к знаниям, способен понять связи между явлениями, без особых затруднений списать задание с доски или записать под диктовку учителя.Систематические занятия со словесными играми, помогают ввести детей в увлекательный мир русского языка, где они в состоянии сделать удивительные открытия, которые смогут стать факторами их интереса к школьной учёбе, что само по себе немаловажно.Сложность предлагаемых ребёнку словесных игр, необходимо варьировать  таким образом, чтобы ребёнок, с одной стороны, - смог успешно с ними справиться и порадоваться достигнутому им самим результату и, с другой,- всё же достигал этого результата с некоторым усилием сосредоточенности и внимания.Обучение должно быть интересным. Оно должно быть ярко эмоционально окрашено. Оно должно соответствовать потребностям ребенка, ищущего ответына волнующие его вопросы.  Говорят, что интересно заниматься тем делом, которое хорошо получается. Что же у ребенка получается лучше всего?Игры  Согласитесь, дети больше всего любят играть. Игра помогает детям общаться, проявлять свои сильные качества, чувствовать себя частью команды, осваивать мир. Ошибкой было бы не воспользоваться этими возможностями! Если задаться целью - любое, даже самое трудное задание можно представить в виде игры.Вот, к примеру, одна из простейших игровых ситуаций: «Мяч по кругу передавай…», а дальше – что угодно! - Домашних животных называй. - По порядочку считай. - Действия на «С» подбирай. - Другу задачку задавай. - Что бывает синим вспоминай  И дальше, дальше, дальше…Чтобы ребенок  хотел и мог учиться в школе, необходимо развивать у него познавательную активность, понимаемую как эмоциональное, положительное отношение к познанию, готовность к выбору содержания и вида деятельности, стремление к самостоятельному поиску решений познавательных задач, проявление инициативы, любознательности, коммуникативности и в этом неоценимую роль играют словесные игры. Загадки, считалки, скороговорки,  ребусы, грамматические примеры, кроссворды, магические квадраты, стихи, перевёртыши и другие занимательные игры со словами  помогают  раскрыть перед ребёнком сложный и многообразный мир русского языка, учат детей любить родную речь, помогают  расширить словарный запас, улучшить звукопроизношение, развить у детей умение красиво, образно выражать свои мысли. Словесные игры помогают развивать у детей логическое мышление, остроту ума, сообразительность, становятся  прекрасными упражнениями в качестве тренинга, стимулируя умение рассуждать и доказывать, строить высказывания, умение слушать и понимать собеседника.Предлагаю вашему вниманию часть словесных  игр, ребусов, кроссвордов, которые использую в своей работе с детьми.Игра – задание «Назови лишнее слово»Задание заключается в том, чтобы на слух отличать заданное слово от тех, что на него похожи.Например, ведущим выбрано слово «гора», но в повторе цепочка слов будет выглядеть следующим образом: гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора.Вот еще несколько вариантов подобных заданий:1.Голос, голос, голос, голос, колос, голос, волос.2.Коса, коса, коса, роса, коса, коса, коса, коза.Игра – задание «Найди слово - невидимку» Ведущий рассказывает, что оказывается, в некоторых словах русского языка спрятались другие слова-невидимки. Пусть ребята попытаются их найти. Ведущий называет слова, в которых, как он утверждает, запрятаны слова-невидимки.Например слова: хлев, коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, уточка.Игра на внимание «Качества предметов» В ходе этой игры ребенок вспоминает, сравнивает и обобщает свойства разных знакомых ему предметов. Одновременно происходит закрепление таких понятий, как высота, ширина, длина, и классификация предметов по форме, размеру, и цвету.       Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом ведущим становится ребенок. Вот примеры вопросов:-Что бывает высоким?Ответы - столб, человек, дом. Можно ввести в вопрос уточнение, спросив, что, что выше - дерево или дом; человек или столб.-Что бывает длинным?-Что бывает коротким?-Что бывает широким?-Что бывает узким?-Что бывает круглым?-Что бывает квадратным?-Что бывает пушистым?- Что бывает холодным?-Что бывает острым?-Что бывает белым?-Что бывает черным?Логическое упражнение «Самое важное» Ведущий называет разные слова, обозначающие какой - либо предмет, и просят объяснить важность данного предмета для других понятий. Какое явление или событие не может обойтись без него?Например,  дается слово « вода». Чего не может быть без воды? Ребенок дает ответы - реки, водопровода, чая, нельзя умыться и стирать. Уткам нельзя плавать и т.д.Можно предложить ряд других предметов – пусть ребенок вспомнит, для чего или кого они самые главные. Например, карандаш, стекло, кирпич, дерево.Игра В.И. Даля «Кузовок» Эта старинная игра. Все играющие садятся за стол, ставят на него корзиночку и ведущий сначала объявляет:-Эй, веселая детвора, все пожалуйста сюда. Гляньте все на кузовок. Он содержит все на «-ок». Положи вещь на «-ок» и передай соседу кузовок.Потом ведущий говорит своему соседу по столу, передавая ему корзину: «Вот тебе кузовок, клади в него все слова, какие оканчиваются на «-ок», обмолвишься - отдашь залог».Сосед, а за ним и все остальные, по очереди, называют слова, оканчивающиеся на «-ок» «Я положу в кузовок клубок», «А я платок», «Я сахарок», «А я  – замок». Кто обмолвится или не найдет, что сказать, кладет в корзину залог-платок, карандаш, значок и так далее. По окончании игры корзину накрывают чем-нибудь, и кто-то  один достает залог за залогом со словами: «Чей залог вынется, что тому делать?» Каждому назначают выкуп - попрыгать по комнате, песенку спеть, рассказать стишок.Игра - задание «Найди в слове число»Ведущий называет слова, в составе которых есть имя числительное. Задача детей - услышать и назвать его.Например, стол, простой, трибуна, сторож, сорока, подвал, господин, стоянка, одиночество, семья, трио.Игра «Весь рассказ на одну букву»Игра развивает творческое воображение, память, обогащает словарный запас.Начинать сочинительство можно, тренируясь в малых формах.Например, Толя топает топ-топ. Утка учит утят.Лошадь любит лакомство.Дуне досталась долька дыни.Затем переходить  к связному рассказу. Самой распространенной  «стартовой буквой» считается буква «п»Игра – задание «Угадай пословицу по ее перевертышу»Эта игра требует предварительной работы по ознакомлению детей с различными пословицами и поговорками.В русском языке существует много распространенных пословиц и поговорок, например, «Книгу прочитал - умнее стал». Или «Маленький да удаленький».Необходимо узнать пословицу по ее «перевертышу», то есть, в том варианте, когда каждое ее слово заменено противоположным по значению. Например:1.    «Поленишься – зверей обидишь». Правильный народный вариант — «Поспешишь - людей  насмешишь».2.     «Начал безделье - сиди дома робко». Правильный народный вариант - «Кончил дело – гуляй смело».3.     «С ленью утопишь мясо в реке». Правильный народный вариант - «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».4.     «Ненавидишь стоять, ненавидь коньки держать. Правильный народный вариант – «Любишь кататься, люби саночки возить».5.     «Перед одним волком убегать станешь – всех двух догонишь». Правильный народный вариант - «За двумя зайцами погонишься , ни одного не поймаешь».6.     « Ворону сказками пичкают». Правильный народный вариант –  «Соловья баснями не кормят».7.     «С зайцами умирать – не по- заячьи хихикать». Правильный народный вариант - «С волками жить – по- волчьи выть».8.    « От смелости носы  малы». Правильный народный вариант- «У страха глаза велики».9.     «Весела ночь до утра, если бездельничать всем». Правильный народный вариант -   «Скучен день до вечера, коли делать нечего»10.     «Под луной холодно, от папы зло». Правильный народный вариант-«При солнышке тепло, при матушке добро».Игра  «Перепутанные названия»Дети отгадывают сказки, названия которых перепутала Баба Яга.          -  «Суп из метелки»;          -  «Царевна – пчела»;          -  «Мальчик – великан»;          -  «Гадкий котенок»;          -  «Домик-домок»          -   «Редиска»;          -   «Волк и семеро поросят»;          -   «Три волчонка»;          -   «Лягушка – домоседка»;          -   «Солнечная королева»;          -   « Комарище»;          -   «Иванушка – умник»;          -   «Подаренная луна»;          -   «Шар, трубочка и ботинок»;          -    «По карасьему приказу»;          -    «Зеленые усы»;          -    «Иван-царевич и зеленый крокодил».Сказки  Какое еще дело получается у детей легко? Они с удовольствием слушают, смотрят и разыгрывают сказки. Ребята охотно проживают сюжет, помогают героям, предлагают варианты выхода из затруднений.  Как «Колобок» помогал нам закреплять пространственные понятия. «Жили-были старик со старухой… Поставь избушку на стол; справа от избушки поставь скамейку; Бабку поставь между домиком и скамейкой; а Деда перед избушкой. Вот как-то старик и говорит…» и далее по тексту.На столе постепенно появляются деревья, пенек, все герои сказки, наглядно иллюстрируя путешествие самонадеянного Колобка.Сказка может: - подвести к новым открытиям; - помочь применить знания; - связать воедино знания из различных областей, - напомнить порядок действий и ход решения.Мы используем сказочные сюжеты довольно часто: и в обучении чтению, и в знакомстве с математическими понятиями, и в заданиях по развитию речи.  Сказочный покров не вызывает у ребят настороженности, недоверия, опасения чего-то не понять или ошибиться. То есть сказка своей «волшебной» силой помогает преодолеть и психологические проблемы, если таковые имеются.Однако педагог не выпускает из виду и методическую составляющую: в сказке должна скрываться проблемная ситуация. Она заставит работать мысль. Вообще, создание проблемной ситуации – сильнейший мотиватор в пробуждении интереса. Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания  словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15-20 мин. примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Эта уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми. Пользуясь зашифрованным в сказке опытом, ребенок и взрослый могут проникнуть в мир бессознательного и на внутреннем уровне разглядеть собственный мир чувств и переживаний.Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Возможность  одновременного обращения к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения.Привлекательность сказок для развития личности ребенка заключается в следующем:
  • Отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий. 
  • События сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, а ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире.
  • Через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек.
  • Отсутствие заданности в имени главного героя и месте сказочного события. Герои сказок – образы собирательные и ребенку легче идентифицировать себя с каким-либо героем сказки и стать участником. Несмотря на внешнее стремление многих детей скорее пойти в школу, чаще всего они бывают не готовы к новому этапу в своей жизни. Поступление в первый класс нередко сопровождается тревогой и страхом неизвестности. Справиться с возникающими проблемами дошкольника поможет сказка. Погружаясь в мир сказочных образов, дети будут чувствовать себя спокойнее, научаться преодолевать трудности, не бояться ошибок. Главное - грамотно и вовремя использовать методику включения сказок в образовательный процесс.Хочу предложить вашему вниманию "лесные сказки" М. А. Панфиловой, которые легли в основу психологического тренинга по подготовке детей к обучению в школе.Сказка помогает сформировать у детей позитивные модели поведения, позволяет им на эмоциональном и вербальном уровнях понять и осознать "что такое хорошо и что такое плохо", дает возможность каждому ребенку примерить на себя разные роли, оценить свой поступок со стороны. Дошкольники с удовольствием принимают сказку, т. к. она легко и плавно переходит в игру и наоборот. В сказках нет скучных нотаций и бесполезных нравоучений. Слушая сказки, ребенок может мечтать, думать, развиваться.Эти сказки раскрывают пять основных тем для будущих первоклассников:• сказки для адаптации к школе - дети знакомятся со школьными атрибутами, обстановкой в классе, ролью учителя, правилами поведения на уроке: "Создание "Лесной школы"", "Букет для учителя", "Смешные страхи", "Игры в школе", "Школьные правила";• сказки об отношении учеников к вещам, повествующие о том, как правильно обращаться со школьными атрибутами, учат аккуратности и самостоятельности: "Собирание портфеля", "Белочкин сон", "Госпожа Аккуратность", "Жадность", "Волшебное яблоко (воровство) ", "Подарки в день рождения";• сказки об отношении учеников к урокам и знаниям, раскрывающие понятие зависимости оценки от количества затраченного труда или усвоенного материала, важности адекватного отношения к результатам: "Домашнее задание", "Школьные оценки", "Ленивец", "Списывание", "Подсказки";• сказки о здоровье и о том, как стать большим, учат сопереживать, приходить на помощь другу, соблюдать режим: "Режим. Телевизор", "Бабушкин помощник", "Прививка", "Больной друг";• сказки о школьных конфликтах, помогающие корректировать агрессивное поведение: "Ябеда", "Шапка-невидимка (демонстративное поведение) ", "Задача для лисенка (ложь) ", "Спорщик", "Обида", "Хвосты (межгрупповые конфликты) ", "Драки", "Грубые слова", "Дружная страна (межполовые конфликты) ", "Гордость школы".Сказки, в которых анализируются поступки героев, способствуют воспитанию нравственных и этических качеств у детей. В ходе занятий каждому ребенку дается возможность высказаться, оценить действия сказочных лесных героев. Сопереживая им, воспитанники обращаются к своим чувствам.По сюжету сказок каждый герой действует: куда-то идет, что-то достает, кому-то помогает, от кого-то убегает, проявляет активность; принимает решение, делает выбор, полагаясь на самого себя, т. е. действует самостоятельно; преодолевает препятствия, может терпеть временные поражения, но оказывается победителем, добивается успеха. Когда дети "пропускают" свои волнения через сказочные образы лесных школьников, им легче осознавать их причины.Обсуждения сказок проходят с опорой на следующие вопросы:• О чем эта сказка, чему она учит, что мы узнали из сказки? Где бы мы могли применить эти знания в нашей жизни? - т. е. проговаривается основная тема сказки, где есть общие ответы на общие вопросы.• Почему и зачем герой (герои) совершает тот или иной поступок? Зачем ему (им) это нужно было? - выясняются мотивы поступков.• Как герой (герои) решает проблему, с которой столкнулся? Какой способ поведения он выбирает - пассивный или активный? - вырабатываются способы преодоления трудностей с использованием их в реальной жизни.• Какой эмоциональный отклик вызывают у окружающих герои сказки: радость, печаль, сострадание? - определяется эмоциональная направленность по отношению к окружающему миру и к самому себе.• Какие чувства вызывает прочитанная сказка? - активизируется чувства самих детей.Данный психологический тренинг рассчитан на 30 занятий, включает 30 сказок.Представленный опыт работы дает положительные результаты. Школьные психологи отмечают, что воспитанники ДОО, в работе с которыми в ходе подготовки к обучению в школе использовались сказки, успешно адаптируются к новым условиям. Они более усидчивы, внимательны на уроках, знают и стараются соблюдать правила поведения на переменах, стремятся оказывать помощь сверстникам в решении различных ситуаций.Таким образом, при подготовке детей к школе педагогам и специалистам ДОО важно помнить о том, что при недостаточном уровне развития учебной мотивации, произвольности, умения подчинять свои действия правилам, ребенок будет испытывать трудности в обучении. Поэтом, играйте с детьми в сказку - обучая и обучайте по сказкам - играя.