Проектная деятельность в начальной школе


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектная деятельность в начальной школе
Автор: Татьяна Борисовна Набунская

Проектная деятельность в начальной школеОдной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе (Е.П. Никитин). Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения.Начальная ступень школьного обучения должна обеспечить:— познавательную мотивацию и интересы учащихся;— сформировать основы нравственного поведения;— готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками;— в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.Дети младшего школьного возраста уже по природе своей исследователи. Их влечет жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.Для реализации целей необходимо внедрение в учебно-воспитательный процесс современных технологий.Одной из актуальных методов в начальной школе остается «метода проектов», проектной деятельности.В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему (Дж.Дьюи).Принципиальное отличие проекта от других форм организации совместной учебной деятельности — детская инициатива: ребенок начинает действовать по собственному внутреннему побуждению и вносить в совместную деятельность изменения, которые становятся критерием субъектного действия ученика (В.В. Сериков). Но главный результат — это то, что в процессе проектно-исследовательской деятельности школьник учится вести наблюдения, ясно и коротко излагать свои мысли, выделять главное, отстаивать свою точку зрения, делать выводы; работать со справочной литературой, словарями; предоставлять результаты в виде публичного выступления. Очень важно, что метод проектов может быть реализован при соблюдении условий (Горячев А.В.):1) наличие темы, проблемы важной и интересной для ученика;2) совместная распределенная деятельность младших школьников друг с другом, с родителями, учителем;3)обязательное представление, презентация достигнутых результатов.Этот метод значим и эффективен. Приведем несколько аргументов:1) метод проектов выводит педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;2) метод проектов дает возможность изменить характер учебной деятельности детей: из репродуктивной она превращается в поисковую и творческую; прежний подход, когда учитель объясняет, а ученик слушает, запоминает, воспроизводит, заменяется подходом, когда ученик сам познает, открывает, осмысливает и применяет полученные знания;3) метод проектов позволяет детям экспериментировать, осуществлять пробное самостоятельное действие, предъявлять результаты — продукт; ребята получают возможность самореализации в конкретном деле, они не только слушают и смотрят, но и действуют: мастерят, рисуют, конструируют, составляют задачи, кроссворды, пишут доклады, стихи, сценарии, участвуют в инсценировках;4) метод проектов — педагогическая технология, актуализирующая субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе; метод, идущий от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей;5) метод проектов позволяет ребенку проявить учебную инициативу и самостоятельность, использовать в нестандартной, новой ситуации знания и умения из разных образовательных областей;6) метод проектов позволяет учителю выявить уровень личностного отношения школьников к учебному труду; их умение работать в коллективе и способность активно действовать и брать на себя ответственность за качество выполненной работы.7) метод проектов — это, с одной стороны, форма организации образовательного пространства, а с другой — метод развития творческого познавательного мышления.Таким образом, активное применение проектно-исследовательских технологий на уроках и во внеурочной деятельности позволяет формировать у учащихся все виды ключевых компетенций, что, в свою очередь, говорит о положительном системном эффекте в образовательно-воспитательной деятельности.В основу методов проектов положена идея о том что, что учебно-познавательная деятельность школьников направлена на результат, который получается при решении практической или теоретической значимой проблемы.И здесь важны два результата:— внешний результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности;— внутренний результат — это опыт деятельности. Этот опыт становится бесценным достоянием учащегося, так как он соединяет в себе: знания и умения, компетенции и ценности [2].Проблема проекта должна быть в области познавательных интересов младших школьников и находится в зоне их ближайшего развития.Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий, целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), сдвоенными уроками или одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на 1 месяц, 1 триместр, полугодие (3, 4 класс).Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей) (ЕгоркинаС. В.). Важно со стороны родителей — помощь советом, информацией, проявление заинтересованности (но — родитель не должны брать на себя выполнение работы — губится сама идея методов проектов) (Пилипенко В.А.). С этой целью проводятся специальные собрания-лекции, на которых разъясняется родителям суть проекта, значимость его для развития личности.Включение младшего школьника в проектную деятельность учит: размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.Наряду с формированием умений по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности у обучающихся на традиционных занятиях начиная со 2 класса (таких как: целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий и так далее) возможно проведение в 3-ем классе во 2-м полугодии одного проекта или исследования, в 4-м — двух проектов или исследований. Если позволяют ресурсы учебного времени, проектную и исследовательскую деятельность можно организовывать в урочное время, но при условии личностно мотивированного включения ребёнка в работу (Ермолаев Ю.А).Примерная последовательность действий при проведении работы по проектной деятельности: выбор темы; сбор сведений; выбор проектов; реализация проектов; презентация (СкилковаЛ.).Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. В завершении работы детям предоставляется возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось и услышать добрые слова в свой адрес (Зимина О.П.)Начальная школа — это не место для полноценных проектов. Она является местом подготовки детей к проектной деятельности. Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задачи.Под проектной задачей надо понимать задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных (Воронцов А.Б.).В 1-3 классах основная педагогическая цель проектных задач — способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Основной метод учителя — встроенное наблюдение. Вооружившись специальными «картами наблюдения» эксперты подключаются к детским группам, наблюдают их работу и фиксируют свои наблюдения. Главной является оценка процесса решения, процесса предъявления результата и только потом оценка самого результата.В 4-5 классах основной целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов решения в новую ситуацию. Эксперты смещают акцент наблюдения к оценке выбора группой стратегии решения задачи. Оценивается учителем непосредственно результат, а процесс проектирования оценивают сами школьники.Для проектных задач должно быть предусмотрено специальное время в календарно-тематическом планировании учителей начальной школы (Шмелёва Н.Н.) Как правило, на решение предметной задачи нужно 2 урока, на решение межпредметных проектных задач — по 2 урока ежедневно в течение недели.Использование проектной деятельности решает сразу несколько задач в сфере обучения и воспитания:— каждый ученик может проявить себя как творческая личность;— каждый ученик включен в деятельность, которая ему «по душе»;-добывание знаний детьми строится на принципах проблемного обучения;-у учащихся развиваются навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах;— школьники учатся самовыражению, самоопределению, самореализации;— работа над проектом воспитывает целеустремленность, инициативность;— фундаментальные знания связываются с эмоциональной памятью, что исключает возможность забывания (Прудникова Н.И.).Метод проектов — это метод обучения, предполагающий постановку самими учащимися значимой и интересной для них проблемы (не просто темы, а именно проблемы), которую необходимо решить, получив конкретный, «осязаемый» результат (Туровец М.Н.). Таким образом, именно такое обучение и будет способствовать развитию личности, вести развитие за собой.В результате использования метода проектного обучения у учащихся развиваются такие компетенции, как:— коммуникативная, так как ученик в процессе изготовления «продукта» деятельности постоянно взаимодействует с другими участниками проекта, высказывает свою точку зрения, аргументировано доказывает свое мнение, учиться слушать и уважать чужое мнение;— информационная, так как учащиеся учатся самостоятельно находить, анализировать и отбирать различные виды информации;— социальная (в ходе использования групповой формы учащиеся учатся работать в команде, приобретают навыки работы в группе);— продуктивная — способность создать свой собственный продукт, что является обязательной целью проектного обучения, принимать решения и нести за них ответственность (Лазарева Л.Г.).Проектная деятельность играет важную роль в формировании регулятивных УУД: в определении целей деятельности, составления плана действий по достижению результата творческого характера; в работе по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом; в понимании причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.При формировании познавательных УУД у младших школьников проектная деятельность даёт возможность: предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Совместная проектная деятельность учащихся при работе в группе способствует формированию коммуникативных УУД.Проектная деятельность в начальной школе успешно сочетается с исследовательской, т. к. дети — прирожденные исследователи, наблюдательные и любознательные. Нужно только использовать эти особенности для целенаправленного развития специальных знаний и умений, необходимых в проектной деятельности:1. Рефлексивные умения: умение осмысливать проблему, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос: «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?».2. Поисковые (исследовательские) умения: умение выдвигать гипотезы, находить способы их проверки, самостоятельно находить недостающую информацию.3. Коммуникативные умения: умение вступать в диалог, задавать вопросы, выражать свою точку зрения.4. Развитие умений и навыков экспериментирования.5. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении.Формы проектов в начальной школе: игра, защита на Ученом совете, ярмарка, спектакль, урок, реклама, минипроект, экскурсия, наблюдение, социальная акция, работа с различными текстовыми источниками информации, подготовка практически значимого продукта и т. д.Типы проектов: практико-ориентированный проект — решение практических задач; учебный проект — воспроизведение каких-либо этапов исследования биологических объектов; информационный проект — результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов (одна из разновидностей реферат); творческие проекты — проявление и развитие художественных, музыкальных, сценических талантов учащихся, воспитательная патриотическая, экологическая, здоровьесберегающая работа; игровые проекты — организация мероприятия (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное); социальные проекты — помощь социально незащищенным членам общества (концерт для ветеранов, игрушки, рисунки, плакаты для детского дома); шефство над часто болеющими одноклассниками и т. д.Структура проектной деятельности: целеполагание, планирование. создание проекта, контроль и коррекция результата, презентация проекта, рефлексия.Учебный проект в общем виде состоит из четырех этапов: погружение в проект; организация деятельности; осуществление деятельности; презентация результатов.Критерии оценки проектной деятельности.1.Осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы.2.Аргументированности предлагаемых решений, подходов и выводов.3.Выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность.4.Качество изделия, его оригинальность.5.Уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта.6. Качество и полнота в оформлении записей.Понятно, что на первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю. Для выявления учеников, желающих и способных работать над проектом, использую анкетирование и беседы с родителями.Проектная деятельность учащихся — сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь — это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность.Литература:1.Акулова О.В., Ключевые компетенции как цель и результат современного образования. // Академические чтения СПб РГПУ им. А. И. Герцена, вып. № 3, 2002 –35-37 с.2.Белкина Ю. Ю. Исследовательская работа школьников. 2003 — 18-23 с.4.Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. — Москва, 2010 — 56-61 с.6.Гузеев В. В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. 2011 — 12 с.7.Глухарёва О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы. 2007 — 87 с.9.Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. 2012 — 45 с.10.Климанова Л. Ф. Инновационные технологии в обучении грамоте / Л. Ф. Климанова // Начальная школа. 2010. — 10 с.11.Конышева Н.М.теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учебное пособие/Н.М.Конышева.-М.: Ассоциация XXI, 2006. -296 с12.Корлишина С. Н. Статья «Ключевые компетенции — новая парадигма результатов образования».14.Люблинская А.А. Личностно-ориентированная школа: критерии и процедуры анализа и оценки её деятельности. 2003. –27-37 с.15.Маркова А. К. Формирование мотивации учения: кн. Для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов М.: Просвещение, 1990. -192 с.16.Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя. — Москва. 2008. — 192 с.19.Симоненко В. Д. Формирование ключевых компетентностей у учащихся /Образование, философия, культурология, политика. –Москва: Наука. 2006. — 126 с.