Особенности организации детских видов деятельности в соответствии с ФОП ДО


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности организации детских видов деятельности в соответствии с ФОП ДО
Автор: Каменнова Лидия Борисовна

Особенности организации детских видов деятельности в соответствии с ФОП ДОСогласно ФГОС ДО педагог может использовать следующие формы реализации Федеральной программы в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей:В младенческом возрасте (2 месяца ‒ 1 год)непосредственное эмоциональное общение со взрослым;двигательная деятельность (пространственно-предметные перемещения, хватание, ползание, ходьба, тактильно-двигательные игры);предметно-манипулятивная деятельность (орудийные и соотносящие действия с предметами);речевая (слушание и понимание речи взрослого, гуление, лепет и первые слова);элементарная музыкальная деятельность (слушание музыки, танцевальные движения на основе подражания, музыкальные игры).В раннем возрасте (1 год ‒ 3 года)предметная деятельность (орудийно-предметные действия – ест ложкой, пьет из кружки и др.);экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.); ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое со сверстниками под руководством взрослого;двигательная деятельность (основные движения, общеразвивающие упражнения, простые подвижные игры);игровая деятельность (отобразительная и сюжетно-отобразительная игра, игры с дидактическими игрушками);речевая (понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов, активная речь);изобразительная деятельность (рисование, лепка) и конструирование из мелкого и крупного строительного материала;самообслуживание и элементарные трудовые действия (убирает игрушки, подметает веником, поливает цветы из лейки и др.);музыкальная деятельность (слушание музыки и исполнительство, музыкально-ритмические движения).В дошкольном возрасте (3 года ‒ 8 лет)игровая деятельность (сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская, строительно-конобщение со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное) и сверстниками (ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое);речевая деятельность (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и монологическая речь);познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование;изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка;двигательная деятельность (основные виды движений, общеразвивающие и спортивные упражнения, подвижные и элементы спортивных игр и др.);элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственнобытовой труд, труд в природе, ручной труд);музыкальная деятельность (слушание и понимание музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах)ПО ФГОСОбразовательная деятельность в ДОО включает : образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельностиобразовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы ДО.Образовательная деятельность организуется как совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей. В зависимости от решаемых образовательных задач, желаний детей, их образовательных потребностей, педагог может выбрать один или несколько вариантов совместной деятельности :1. совместная деятельность педагога с ребёнком, где, взаимодействуя с ребёнком, он выполняет функции педагога: обучает ребёнка чему-то новому;2. совместная деятельность ребёнка с педагогом, при которой ребёнок и педагог - равноправные партнеры;3. совместная деятельность группы детей под руководством педагога, который на правах участника деятельности на всех этапах её выполнения (от планирования до завершения) направляет совместную деятельность группы детей;4. совместная деятельность детей со сверстниками без участия педагога, но по его заданию. Педагог в этой ситуации не является участником деятельности, но выступает в роли её организатора, ставящего задачу, тем самым, актуализируя лидерские ресурсы самих детей; самостоятельная, спонтанно возникающая, совместная деятельность детей без всякого участия педагога. Это могут быть самостоятельные игры детей, самостоятельная изобразительная деятельность по выбору детей, самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность.Игра продолжает занимает особое место в образовательном процессе, выступая как форма организации жизни и деятельности детей, средство разностороннего развития личности; метод или прием обучения; средство саморазвития, самовоспитания, самообучения, саморегуляции. Учитывая потенциал игры для разностороннего развития ребёнка и становления его личности, педагог максимально использует все варианты её применения в ДО.Образовательная деятельность в режимных процессах имеет специфику и предполагает использование особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребёнка. Основная задача педагога в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни ДОО, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение. Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени, включать: игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами; беседы с детьми по их интересам, развивающее общение педагога с детьми, рассматривание картин, иллюстраций; практические, проблемные ситуации, упражнения; наблюдения за объектами и явлениями природы, трудом взрослых; трудовые поручения и дежурства; индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей; продуктивную деятельность детей по интересам детей; оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, двигательную деятельность.Согласно требованиям СанПиН 1.2.3685-21 в режиме дня предусмотрено время для проведения занятий. Занятие рассматривается как дело, занимательное и интересное детям, развивающее их; как деятельность, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогам самостоятельно. Занятие является формой организации обучения, наряду с экскурсиями, дидактическими играми, играми-путешествиями и другими. Оно может проводиться в виде образовательных ситуаций, тематических событий, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций, интегрирующих содержание образовательных областей, творческих и исследовательских проектов и так далее. В рамках отведенного времени педагог организовывает образовательную деятельность с учётом интересов, желаний детей, их образовательных потребностей, включая детей дошкольного возраста в процесс сотворчества, содействия, сопереживания. При организации занятий педагог использует опыт, накопленный при проведении образовательной деятельности в рамках сформировавшихся подходов. Время проведения занятий, их продолжительность, длительность перерывов, суммарная образовательная нагрузка для детей дошкольного возраста определяются СанПиН 1.2.3685-21.Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки, включает: наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней; подвижные игры и спортивные упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей; экспериментирование с объектами неживой природы; сюжетно-ролевые и конструктивные игры; элементарную трудовую деятельность детей на участке ДОО; свободное общение педагога с детьми, индивидуальную работу; проведение спортивных праздников (при необходимости).Образовательная деятельность, осуществляемая во вторую половину дня, включает: элементарную трудовую деятельность детей (уборка групповой комнаты; ремонт книг, настольно-печатных игр; стирка кукольного белья; изготовление игрушек-самоделок для игр малышей); проведение зрелищных мероприятий, развлечений, праздников (кукольный, настольный, теневой театры, игры- драматизации; концерты; спортивные, музыкальные и литературные досуги и другое); игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами (сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические, подвижные, музыкальные и другие); опыты и эксперименты, практико-ориентированные проекты, коллекционирование и другое; чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей лучших образов чтения, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов и так далее; слушание и исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации; организация и (или) посещение выставок детского творчества, изобразительного искусства, мастерских; просмотр репродукций картин классиков и современных художников и другого; индивидуальную работу по всем видам деятельности и образовательным областям; работу с родителями (законными представителями).Для организации самостоятельной деятельности детей в гpyппe создаются различные центры активности (игровой, литературный, спортивный, творчества, познания и другое). Самостоятельная деятельность предполагает самостоятельный выбор ребёнком её содержания, времени, партнеров. Педагог может направлять и поддерживать свободную самостоятельную деятельность детей (создавать проблемно-игровые ситуации, ситуации общения, поддерживать познавательные интересы детей, изменять предметно-развивающую среду и другое).Во вторую половину дня педагог может организовывать культурные практики. Они расширяют социальные и практические компоненты содержания образованияспособствуют формированию у детей культурных умений при взаимодействии со взрослым и самостоятельной деятельности. К культурным практикам относят игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную практики, чтение художественной литературы.Культурные практики предоставляют ребёнку возможность проявить свою субъектность с разных сторон, что, в свою очередь, способствует становлению разных видов детских инициатив:• в игровой практике ребёнок проявляет себя как творческий субъект творческая инициатива);• в продуктивной - созидающий и волевой субъект (инициатива целеполагания);• в познавательно-исследовательской практике — как субъект исследования (познавательная инициатива);• коммуникативной практике — как партнер по взаимодействию и собеседник (коммуникативная инициатива);чтение художественной литературы дополняет развивающие возможности других культурных практик детей (игровой, познавательно- исследовательской, продуктивной деятельности Тематику культурных практик педагогу помогают определить детские вопросы, проявленный интерес к явлениям окружающей действительности или предметам, значимые события, неожиданные явления, художественная литература и другое. В процессе культурных практик педагог создает атмосферу свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик предполагает подгрупповой способ объединения детей..