Рабочая программа курса «Культура речи»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа курса «Культура речи»
Автор: Наталья Юрьевна Яшина

Пояснительная запискаСтатус документаРабочая программа курса «Культура речи» разработана на основе:Федерального компонента государственного стандарта среднего(полного) общего образования, Примерной образовательной программы по русскому языку, Учебного плана МБОУ Радищевская средняя общеобразовательная школа №1 на 2014-2015 учебный год; Программы элективных курсов по филологическим дисциплинам в 9 классе: Для предпрофильной подготовки учащихся / Сост. и ред. А.Ф.Кошелева. – Ульяновск: УИПКПРО, 2005 Авторская программа Гавриловой В.В. Основы культуры речи.Предназначена для углубленного обучения учащихся 9 класса, рассчитана на  34ч.(1 час в неделю).Выбор содержания программы мотивирован тем, что она- соответствует социальному заказу обучающихся и родителей, в связи с подготовкой к ГИА;- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;- поддерживает и развивает у учащихся мотивацию к учебному процессу и изучению русского языка;- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;- сохраняет единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации.Принципы программы:Актуальность.Культура речи – умение правильно и выразительно передать свои мысли средствами языка.Научность.Культура речи – лингвистическая дисциплина. Культура речи – умение найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее выразительное, т.е. стилистически оправданное.Доступность.Курс культуры речи связан с современным русским языком, являющимся базой для изучения норм литературного языкана всех его уровнях.Системность.Курс строится от частных вопросов (особенности образования определённых форм слов) к общим (качество идеальной речи).Преемственность.Соответствует и дополняет школьный курс русского языка и литературы.Практическая направленность. Содержание курса направлено на освоение норм литературного языка, знание которых учащийся сможет применить при сдаче ЕГЭ.Обеспечение мотивации.Развитие культуры речи, творческой деятельности.Характеристика предметаСлово, речь — показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры, поэтому овладение культурой речи, ее совершенствование особенно важно для обучающихся.Русский язык и культура речи - одна из современных лингвистических дисциплин, изучает речевую деятельность общества в определённую эпоху и устанавливает на научной основе законы пользования языком как основным средством общения людей, рекомендует правила грамотной, целесообразной , искусной и убедительной речи.Предлагаемая «Культура речи» программа элективного курса развивает содержание базисного курса русского языка и позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, для сдачи ГИА, тестирования по этому предмету на повышенном и высоком уровне.В программе рассматриваются различные аспекты речевой культуры (нормативный, коммуникативный, этический), говорится об организации эффективной речевой коммуникации, характеризуются особенности официально-деловой письменной речи.Программа включает изучение основных понятий культуры речи, учит навыкам бытового и делового общения; расширяет представление о русском языке, его возможностях; знакомит с особенностями звучащей речи, с невербальными средствами общения; обучает правилам речевого этикета позволяет более последовательно использовать сознательно-коммуникативный принцип обучения родному языку, способствует эффективному и творческому развитию речевой культуры учащихся.Данная программа представляет комплекс разноуровневых задач – от корректировки и актуализации знаний по орфографии и пунктуации, коммуникативной грамматике и орфоэпии до знакомства с закономерностями речевого процесса и качествами культурной речи, овладения нормативно-стилистическими аспектами языка и освоение экспрессивно- выразительных средств языка и речи.Части имеют полную логическую и смысловую завершенность.Основные организационные формы проведения занятий: семинары-практикумы, интерактивные лекции, лабораторные занятия, творческие практикумы, деловые игры, дискуссии, проектная деятельность, урок-кроссворд, игра – общение, викторина, урок – тест.Формы контроля: доклады, презентация, проекты, редактирование литературного текста, написание рецензии на литературный текст, контрольные тесты.Цель курса:– формирование и воспитание современной языковой коммуникативной личности, владеющей системой норм современного русского литературного языка, способной к конкурентности в высокоразвитом мире.Задачи курса:- выработать у учащихся языковое чутье;- дополнить и расширить стандартные знания по культуре речи;- совершенствовать речевую практику; - совершенствовать языковые способности, позволяющие использовать все богатства русских языковых средств в различных ситуациях общения. - пробудить интерес и уважение к языку как национальному государственному достоянию.- выявлять, исправлять речевые ошибки- научить пользоваться справочной литературой по темеТребования к уровню подготовки учащихсяВ результате изучения русского языка на базовом уровне ученик долженЗнатьосновные базовые знания по культуре речи, ключевые понятия (литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические), средства языка и уметь ими пользоваться;знать действующие языковые нормы в разделах: словообразование, морфология, синтаксис, пунктуация, лексика, фразеология.коммуникативные качества речи и тенденции развития языка;Уметьправильно оценивать языковые факты и отбирать языковые средства в зависимости от содержания, сферы и условий общения;понимать назначение стилей речи;правильно употреблять языковые средства в речи в соответствии с конкретным содержанием высказывания, целями, которые ставит перед собой говорящий (пишущий), ситуацией и сферой общения;анализировать тексты различной функционально-стилевой ориентации с целью выявления используемых языковых средств на всех уровнях структуры языка;обнаруживать ошибки на всех уровнях структуры языка;составлять официальные документы; оформлять рефераты;вести деловую беседу, участвовать в полемике.Значительное место в преподавании курса занимает практическая работа.Календарно-тематическое планирование.Материально- техническое обеспечение.Введенская Л.А. "Русский язык и культура речи " (любое издание)Виноградов В.Проблемы русской стилистики. М., 1980г.Голуб И.Б. Стилистика русского языка. В 2-х т. М., 1997 г/ ; «Русский язык и культура речи»Горшков Л.И.Русская словесность М., 2000 г.Гвоздарев Ю.Л. Рассказы о русской фразеологии. - М., 1988.Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. - М., 1995.Введенская Л.А. и др. Риторика и культура речи: Учебное пособие. – Ростов, 2003.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988.Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пуктуации – Челябинск, 1994Т.В.Алексеева. Как научиться писать сочинение на отлично – Санкт-Петербург, 2004Скворцов Л.И. Экономия слова, или Поговорим о культуре русской речи. - М., 1996.Смирнова Л.Г. «Культура русской речи». – М., «Русское слово», 2009.Лингвистические словари и справочники (любое издание)«Нормы русского литературного языка» (под ред. О. В. Загоровской) (любое издание)Материалы журнала «Русский язык и литература для школьников»