ИКТ компетентность учителя как метод повышения качества обучения
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ИКТ компетентность учителя как метод повышения качества обучения
Автор: Агапова Любовь Александровна
ИКТ компетентность учителя как метод повышения качество обучения.Сегодня использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества. Новые стандарты образования все больше требований предъявляют к информационно-коммуникационной компетенции учителя.ИКТ-компетентность учителя – это комплексное понятие.Его рассматривают, как целенаправленное, эффективное применение технических знаний и умений в реальной образовательной деятельности. ИКТ-компетентность учителя является составляющей профессиональной компетентности учителя.Динамичные изменения в современном мире, характеризующие этап перехода к информационному обществу, диктуют необходимость поиска новых подходов к теории и практике формирования компетентности в сфере применения ИКТ во всех областях человеческой деятельности. В настоящее время информатизация образования декларируется в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования. ИКТ призваны сыграть уникальную роль в повышении качества образования, поскольку современный уровень их развития: – во-первых, значительно расширяет возможности доступа к образовательной и профессиональной информации для педагогов; – во-вторых, улучшает управление образовательным учреждением, а также повышает его эффективность; – в-третьих, способствует доступу к международным источникам информации в сфере образования. Введение ФГОС дошкольного образования четко определило требования к педагогам в контексте информатизации образования, а именно: – владение ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста; – выстраивание партнерского взаимодействия с родителями (или законными представителями) детей данной возрастной группы с целью решения образовательных задач, применение мВыделяют три основных аспекта ИКТ-компетентности:наличие достаточно высокого уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;эффективное, обоснованное применение ИКТ в образовательной деятельности для решения профессиональных задач;понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, направленной на развитие учащихся как субъектов информационного общества.ИКТ-компетентность учителя должна обеспечивать реализациюновых целей образования;новых форм организации образовательного процесса;нового содержания образовательной деятельности.В «Профессиональном стандарте педагога» ИКТ-компетентность включает в себя три основных составляющих: –общепользовательский компонент ИКТ-компетентности подразумевает простейшие умения, а именно, фото- и видеосъемку, работу с текстовыми редакторами, а также навыки поиска информации в сети Интернет, и пользование электронными носителями и почтой; – общепедагогический компонент ИКТ-компетентности включает навыки непосредственно в работе педагога. К ним, как правило, причисляют планирование и анализ собственной деятельности, организацию образовательного процесса, написание программ развития детей, создание электронных дидактических материалов, подготовка и проведение консультаций как для коллег, так и для родителей воспитанников; – предметно-педагогический компонент ИКТ-компетентности соответствует задачам, которые ставит перед собой воспитатель в ходе образовательной деятельности, умение найти информацию по определенной проблеме и качественно ее применить.Работа по использованию ИКТ-технологий в преподавании строится по нескольким направлениям. Первое направление - использования функций компьютера на уроках и занятиях дополнительного образования.Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь.Компьютерная поддержка может осуществляться практически на всех этапах учебного занятия.Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей.Второе направление – взаимодействие с родителями, коллегами при помощи сети интернет (электронная почта, социальные сети, сайты и блоги, меседжерыи т.д.)Сетевые социальные сервисы в настоящее время стали основным средством:общения, поддержки и развития социальных контактов;совместного поиска, хранения, редактирования и классификации информации; обмена медиаданными;творческой деятельности сетевого характера;выполнения множества других задач, таких как: индивидуальное и коллективное планирование (расписание, встречи), подкасты (аудиопотоки), когнитивные карты.Процесс формирования ИКТкомпетентности учителя носит развивающий характер. В конечном счете учитель-предметник должен обладать предметно-педагогической ИКТкомпетентностью, т.е. уметь осваивать специализированные технологии и ресурсы, разработанные в соответствии с требованиями к содержанию того или иного учебного предмета, и также формировать готовность к их эффективному внедрению в образовательную деятельность.