Русские гармони
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Русские гармони
Автор: Ивасишин Дмитрий Юрьевич
Дмитрий ИвасишинРУССКИЕ ГАРМОНИМетодическая разработкаКемерово 2022МБОУ ДО «Центр творчества Заводского района» города КемеровоДмитрий ИвасишинРУССКИЕ ГАРМОНИМетодическая разработкаКемерово 2022ВведениеГармонь является популярным язычковым духовым музыкальным инструментом. У нас в стране она получила самое широкое распространение и любовь народа. Особенно проявилась эта любовь во время Великой Отечественной войны, когда солдаты в перерывах между боями поднимали себе настроение и боевой дух с помощью песен под гармонь. В тяжёлое трудовое послевоенное время гармонь помогала людям сплотиться, порадоваться, но в то же время и погрустить с хорошей песней.. Следует отметить то, что в результате развития этого инструмента в разных областях появились гармони, имеющие каждый свой индивидуальный вид, характер звучания, манеру игры и конечно, свой репертуар. Таким образом, все они по праву продолжают существовать в своём первозданном виде.Цель методической разработки: теоретическое и практическое знакомство с разными русскими гармонямиЗадачи: - рассмотреть историю возникновения русских гармоней- описать несколько видов гармоней- дать практические рекомендации к освоению- сделать нотное приложениеСамый совершенный в результате этой эволюции считается музыкальный инструмент – баян. Поскольку по сравнению с гармонью он имеет возможности исполнять музыкальные произведения разных стилей и эпох, написанных для других музыкальных инструментов, ему уделено широкое признание музыкантов всего мира. Гармонь же основательно закрепилась в нашей стране, где получила развитие и широкое признание.Данные методические рекомендации адресованы музыкантам разного уровня и специальности для ознакомления и первоначального освоения разных гармоней, а именно: «хромки», «нотки», «саратовской», «рояльной». Взяты именно эти четыре вида гармоник, поскольку по наблюдениям автора они имеют самое широкое распространение. Появление духовых язычковых инструментов.У каждого инструмента есть своя история, а у гармони есть еще и предыстория. Началась она в Древнем Китае во 2-м тысячелетии до нашей эры. Именно там родился музыкальный инструмент, являющийся прародителем гармони. Шэн – язычковый духовой музыкальный инструмент, представляющий корпус с приделанными по кругу трубочками из бамбука или тростника с медными язычками внутри, колеблющиеся от вдуваемого ртом воздуха. В России он появился во времена монголо-татарского ига, а затем по торговым путям попал и в европейские страны.В создании гармони в таком виде, в котором мы привыкли её видеть, в разное время приложили руку многие мастера. В 1787 году мастер из Чехии Франтишек Киршнер решил создать музыкальный инструмент, где звук появлялся бы от колебаний пластины из металла в воздушном столбе, который нагнетался специальной меховой камерой. Можно предположить, что инструмент этот был создан по принципу Шэна. Примерно в тоже время независимо от Киршнера в Германии работал органный мастер 17-летний Христиан Бушман. Стремясь упростить работу по настройке органа, он изобрел нехитрое приспособление — камертон в виде небольшой коробочки, в которую поместил металлический язычок. Когда Бушман ртом вдувал воздух в эту коробочку, язычок начинал звучать, выдавая тон определенной высоты. Позднее Христиан добавил в конструкцию воздушный резервуар (мех), а чтобы язычки не вибрировали одновременно, снабдил их клапанами. Теперь для того, чтобы получить нужный тон следовало открыть клапан над определенной пластинкой, а остальные оставить прикрытыми. Таким образом, в 1821 году Бушман изобрел прообраз губной гармоники, который назвал «аура». Эволюция гармони.В 1829 году Вене австрийский органный мастер Кирилл Демиан, взяв за основу изобретение Бушмана и модифицировав его, произвел на свет аккордеон. Инструмент уже включал в себя 2 независимые клавиатуры, между которыми располагались меха. Клавиши на правой клавиатуре были предназначены для мелодии, клавиши левой клавиатуры выдавали бас. Подобные музыкальные инструменты (гармоники) были завезены в Российскую Империю купцами из Европы.В 1830 году в Тульской губернии на одной из ярмарок мастер-оружейник Иван Сизов купил диковинный заграничный музыкальный инструмент на ярмарке. Пытливый русский ум не мог удержаться, чтоб не разобрать инструмент и посмотреть, как он устроен. Увидев, очень простую конструкцию, он решил собрать свой вариант музыкального инструмента, который получил название «гармонь». Гармонь полюбилась русскому народу. Стали создаваться фабрики по производству этих музыкальных инструментов и гармонь разошлась по народу как горячие пирожки.Тульский любитель-гармонист Николай Белобородов, решил создать свой инструмент с большим количеством музыкальных возможностей в сравнении с гармонью. Его мечта осуществилась в 1871 году, когда он вместе с мастером Павлом Чулковым сконструировал двухрядную гармонь.В 1897 году Чулков представил на суд публики и музыкантам свой инструмент, позволявший одним нажатием на клавишу получать уже готовые аккорды. Постоянно меняясь и усовершенствуясь гармонь постепенно становилась баяном. В 1907 году музыкальный деятель Орланский-Титоренко сделал заказ мастеру Петру Стерлигову на изготовление музыкального инструмента под названием «баян» в честь сказителя из древнерусского фольклора. Баян усовершенствовался по прошествии 2-х десятилетий. Стерлигов создает инструмент с выборной системой, располагавшейся на левой клавиатуре.Виды гармоникОсобенность гармони, как музыкального инструмента отличающая его от остальных (в том числе от баяна) это то, что на ней нет хроматизма. Все виды гармоник объединяет то, что в правой (мелодической) клавиатуре у них диатонический звукоряд (проще говоря натуральная мажорная гамма), а в левой клавиатуре находятся основные гармонические функции с басами и аккордами (T-D, S-T-D, S-T-D-DD). Гармонь создавал народ для игры простых наигрышей и аккомпанемента народным песням, поэтому она и вобрала в себя только те звуки, что были необходимы для этой музыки. Поскольку, гармонь бытовала в основном в деревнях, то осваивали её простые музыканты любители, проще говоря самоучки, поэтому и мастера создавали гармонь таким образом, чтобы не обделённый музыкальным слухом человек мог самостоятельно и интуитивно обучиться игре на гармони.ХромкаХарактерная конструктивная черта хромки, которая ставит ее среди русских фольклорных гармошек на особое место – это размещение единственного диатонического звукоряда, которым она располагает, на двух рядах кнопок. У остальных гармоней, диатонический звукоряд располагается на одном ряду, потому и называются они «однорядками». Таким образом, хромка – это модель своего рода двухрядной однорядки: двухрядной – по количеству рядов кнопок в правой клавиатуре, однорядной – по наличию одного диатонического звукоряда. Два ряда появились в результате поисков удобства игры, в том числе учитывая специфику русского фольклора. У многих музыкантов возникает справедливый вопрос, почему гармонь называют хромкой? Звукоряд инструмента основан на мажорной гамме, которая подразумевает диатоническое содержание. На этой гармонике невозможно сыграть всех диезов и бемолей. Она располагает только тремя полутонами. Называть ее так стали сами исполнители, подметившие, что инструмент очень похож на трехрядные хроматические баяны.Три верхние кнопки отвечают за три вспомогательных хроматизма по большей степени необходимых в народных песнях и наигрышах, далее звуки идут по натуральной мажорной гамме справа на лево по порядку. И если, звуки играть по порядку, то применяется в этом случае безымянный палец (нота «до» кнопка №3), и указательный палец (нота «ре» кнопка №15), и по такому принципу далее все звуки. При таком расположении пальцев также удобно играть поступенные мелодические ходы по две кнопки одновременно (терциями). Например, нажав ноту «до» безымянны пальцем, а ноту «ми» мизинцем. Следующий аккорд будет звучать, нажав ноту «ре» указательным пальцем, а ноту «фа» средним. В левой руке играется аккомпанемент – бас и аккорд (по очереди). Кнопка баса нажимается средним пальцем, а кнопка аккорда, которая находится рядом с басом, указательным пальцем. Крайний ряд содержит функции мажорного лада (снизу вверх: S-T-D-DD), средний ряд минорного лада (снизу вверх: s-t-D-DD). Существуют гармони «хромки» двухрядки на которых отсутствует двойная доминанта (DD).Для первоначального освоения гармони хромки рекомендую разобрать частушечный наигрыш «Подгорная».НоткаЛюбовь к музыке у людей, рождённых в СССР, была сильная.Особенный трепет испытывала душа при прослушивании русской гармошки. С не расставались даже на войне, ведь для солдата гармонь была настоящей боевой подругой. Многие дети мечтали научиться играть на гармони, но освоить гармонь, приспособленную для взрослого человека было весьма трудно, тут то и пришла на помощь гармонь «Нотка». Такие гармони выпускались на Вологодской фабрике в 1980-е гг. Данный вид гармони предназначался для юных начинающих музыкантов. Гармонь не является профессиональной, но с ней можно легко овладеть необходимыми навыками и исполнять пьесы разного уровня. Главное отличие от хромки это наличие двух рядов в левой руке, три основные гармонические функции в мажорном и минорном ладу (T, S, D) располагаются не в один ряд. Такое расположение функций обусловлено наименьшим движением кисти во время игры. На гармони «Нотке» можно освоить пьесы написанные для гармони «Хромки». СаратовскаяСаратовская гармонь появилась в середине 19 века и в начале, изготавливалась штучно, была очень дорогая. Отличительной чертой Саратовской гармони от других гармоней является наличии звонких металлических колокольчиков, которые издают звук при каждом нажатии басовой клавиши. Также эта одна из не многих гармоней, в которой тон одной клавиши меняется при смене меха. То есть, например, на разжим звучит нота «до», а на сжим нота «ре». Также само звучание Саратовской гармони отличается звонкостью и высоким регистром.Как мы говорили тон определённой кнопки в Саратовской гармони зависит от направления меха. Звукоряд правой клавиатуры располагается сверху вниз, начиная с доминантового тона на разжим меха (ля бемоль), и седьмой ступени на сжим (до). Далее идёт гамма «ре бемоль» мажор. С третьей клавиши на разжим звучит нота «ре бемоль», на сжим нота «ми бемоль» так по порядку ноты и располагаются.В левой руке всего три кнопки: нижняя кнопка бас, по средине кнопка аккорда, сверху кнопка дополнительного баса. На разжим они звучат в тонической гармонии, на сжим в доминантовой. Наиболее традиционная форма игры левой клавиатуры: безымянный палец нажимает бас (нижнюю кнопку), а потом указательный и средний нажимает аккорд и дополнительный бас (среднюю и верхнюю кнопку). При желании дополнительный бас можно не играть (верхнюю кнопку).Для первоначального освоения саратовской гармони рекомендую разобрать наигрыш русской народной песни «Во кузнице».Рояльная (Казань)Гармонь пришла в Казань из Вятской губернии, в которой гармонное производство начало развиваться еще в сороковых годах XIX века. Федор Половников, выходец из крестьян, основал гармонную фабрику. Его дети продолжили дело, преобразовали фабрику в Торговый дом, а в 1883 году перенесли производство из Вятки в Казань. Перед тем как начать производство, предприниматели изменили конструкцию вятской гармоники специально для татар. Им удалось приспособить ее под пентатонные одноголосые мелодии, что способствовало появлению национальной разновидности гармоники. Татарские музыканты, в свою очередь, выработали особенную манеру игры: они освоили гармонику преимущественно как мелодический инструмент, стараясь воспроизвести орнаментальные мелодии в высоком регистре, как делали это раньше на курае или скрипке. К концу 19 века гармонь завоевала сердца практически всех жителей Казани.В левой руке у данной гармони как у хромки двухрядки присутствуют три основные функции мажора и три функции минора, то есть басы и аккорды. В правой клавиатуре звукоряд диатонический начинается с доминантового тона. Например, если тональность гармони «ре» мажор, то звукоряд начинается с ноты «ля» и далее от ноты «ре» идёт по ступенно в тональности «ре» мажор.Для первоначального освоения гармони «Казань» рекомендую разобрать татарский наигрыш.ЗаключениеГармонь можно назвать очень молодым музыкальным инструментом, возраст которого примерно полтора века. С первого взгляда может показаться, что интерес к нему угас и гармонное искусство претерпевает упадок, но проблема на самом деле не в инструменте, а в вызовах сегодняшнего времени. Более распространённые музыкальные инструменты такие как фортепиано, гитара успели завоевать себе популярность в то время, когда игра на музыкальных инструментах была чем то, крайне интересным и даже в какой-то степени необычным зрелищем. Гармони же выпала доля бороться за признание в современном мире, когда музыка стала повседневной и перестала удивлять и радовать человека как раньше. Телевизор, компьютер и другие технологии способны воспроизвести любую мелодию с помощью лёгкого движения пальца, и тут же можно услышать и увидеть игру на любом музыкальном инструменте. Это конечно очень хорошо, что в наше время появились такие возможности, однако музыка стала обыденным явлением и люди уже не особо стремятся послушать живое исполнение, сходить на концерт живой музыки, послушать, например, гармонь. Однако, времена меняются, и стоит надеяться, что человек в итоге устанет от технологий и захочет слышать настоящий звук. Русские гармони способны привести в восторг своим насыщенным ярким звуком и многообразием тембров. Приложение до презентации (на следующей неделе) расширится, просто не успел дособрать…СодержаниеВведение………………………………………………………..……………....3Появление духовых язычковых инструментов………………………………..4Эволюция гармони……………………………………………………………..5Виды гармоник………………………………………………………………….6Заключение…………………………………………………..…………………13Нотное приложение……………………………………………………………14