Методы альтернативной коммуникации, используемые в коррекционной работе учителя-логопеда


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методы альтернативной коммуникации, используемые в коррекционной работе учителя-логопеда
Автор: Гичкина Валентина Александровна

Современные данные специальных педагогических дисциплин позволяют говорить о том, что необучаемых детей нет, но у них есть разные возможности для обучения.Дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития, не владеющие вербальной речью, часто зависят от окружения. Им не принадлежит инициатива коммуникации. Такие особенности детей, как ограниченный пассивный словарь, отсутствие или недостаточная мотивация к речевой деятельности в частности и коммуникации вообще, а также неумение осуществлять речевое взаимодействие, ограничивают процесс общения таких детей с другими людьми, затрудняют расширение их социальных контактов. Окружающие обращаются к ним тогда, когда имеют для этого желание, причину или время. Недопонимание со стороны ребёнка требований взрослого, неспособность донести до другого человека свои желания ведут к проявлениям нежелательного поведения. Став взрослым, такой человек может стать агрессивным оттого, что он лишён права выбора, что его не понимают, или послушным, не верящим в себя, в свои силы. Чтобы уменьшить нежелательные для общества проявления, специалисты образовательного учреждения должны найти возможность заменить вербальную коммуникацию другими средствамиВсе неголосовые системы коммуникации называются альтернативными, но альтернативная форма коммуникации используется как полная альтернатива речи, либо как дополнение к ней (С. фон Течнер, 2014). Альтернативная коммуникация означает, что человек общается с собеседником без использования речи. Дополнительная коммуникация означает коммуникацию, дополняющую речь, т.е. идёт поддержка развития речи и обеспечение альтернативной формы коммуникации в том случае, если у человека так и не разовьётся способность говорить.Основные принципы использования коммуникации
  • Принцип «от более реального к более абстрактному» - ребёнку сначала предъявляется изображение реального объекта, затем символ.
  • Принцип избыточности символов – одновременное использование различных систем коммуникации – картинок, жестов, символов, написанного слова.
  • Принцип постоянной поддержки мотивации – система работы долгая и кропотливая, не всегда воспринимается быстро и легко. Требуется обучение всего окружения ребёнка, постоянной поддержки мотивации.
  • Принцип функционального использования в коммуникации – использование приобретённых навыков в повседневной деятельности за пределами школьного занятия.
  • Основные этапы обследования: сбор анамнестических данных о спонтанном развитии речи и педагогической коррекции этого процесса; выявление способов коммуникации ребенка с окружающими; исследование состояния устной импрессивной и экспрессивной речи; обследование функций дыхания, фонации и артикуляции, выявление наличия письменной речи и её использования. У безречевых детей необходимо исследовать способности к речевому подражанию и пению для определения сохранных базовых звеньев экспрессивной речи. Вербальный и наглядный материал для обследования, а также способы его подачи подбираются с учётом интеллектуальных возможностей детей. Данные индивидуального обследования дополняются беседами с родителями и наблюдениями. Каждая беседа завершалась индивидуальными рекомендациями по развитию речи.Современная наука говорит о том, что необучаемых детей нет, но у них есть разные возможности для обучения, которые призван реализовать Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В Стандарте представлена совокупность требований по обучению и воспитанию не только детей с лёгкой умственной отсталостью, но и детей с тяжёлой, глубокой умственной отсталостью и с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.К выбору альтернативной коммуникации необходимо подходить, учитывая многие аспекты. Система должна облегчать повседневную жизнь, позволять человеку в меньшей степени чувствовать себя инвалидом и больше управлять собственной жизнью. Большинству людей, которые нуждаются в средствах альтернативной коммуникации, часто бывают необходимы и другие виды помощи, поэтому введение альтернативной коммуникации должно быть скоординировано с такими услугами, как образование, социальная помощь, медицинская помощь. Программа коррекционных занятий «Альтернативная коммуникация» формирует коммуникативные и речевые навыки, расширяет жизненный опыт и повседневные социальные контакты в доступных для ребёнка пределах, тем самым способствуя успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с нарушением интеллекта.Содержание программы по курсу «Альтернативная коммуникация» направлено на достижение основной цели — организации взаимодействия детей с ТМНР, передачи им социального опыта. Для её реализации решаются следующие задачи: 1. развитие умения понимать речь и способности выразить с помощью языка свои мысли и чувства. Основу для этой работы составляет установление контактов с ребенком, для чего используются речевые и неречевые средства коммуникации: слово, мимика, жест; 2. формирование умения выражать свои мысли с помощью речи и средств невербальной коммуникации: используются предметы, картинки, жесты, символы. Ребенок осознанно передает свои мысли с помощью предметов, картинок, серий картинок; 3. формирование навыков правильного поведения ребенка в окружающей среде; 4. усвоение способов невербального и вербального общения расширяет воз- можности ребенка устанавливать контакты, выражать свои чувства, добиваться выполнения своих желаний. Альтернативные формы общения помогают ребенку познавать мир.На втором этапе идет работа по подбору и оформлению дидактического материала. Все зависит от возможностей ребенка – будет это коммуникативный альбом с фотографиями или коммуникативная книга с карточками. Большую сложность составляет оформление коммуникативной книги, т.к. сначала необходимо подготовить карточки, которых в свободном доступе крайне мало, и приходится их оформлять самостоятельно. Самих карточек требуется большое количество, т.к. их изучение начинается со слов-предметов, затем слов-действий, далее переход к фразам, предложению и составление текста. Следует помнить, что по мере возрастания коммуникативных инициатив ребёнка и расширения словарного запаса начального комплекта фотокарточек будет недостаточно, и в процессе обучения нужно будет готовить дополнительные карточки.На третьем этапе начинаются занятия. Здесь необходимо учесть усидчивость ребенка, зону ближайшего развития, утомляемость, возможности вербальной и невербальной коммуникации. Главным помощником на данном этапе являются родители, которые исполняют роль тьютора. Предварительно с родителями проводится обучающая беседа и на протяжении учебного года регулярно проводятся консультации. На первых занятиях отрабатываются жесты и эмоции, после этого можно переходить к карточкам, навыки вербальной коммуникации, так же отрабатываются на данных занятиях.