Рабочая программа по дополнительному образованию кружок «Почемучка» (экспериментальная деятельность).


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа по дополнительному образованию кружок «Почемучка» (экспериментальная деятельность).
Автор: Мусина Альбина Наильевна

Содержание:
  • Пояснительная записка
  • 1.1. Концепция
  • 1.2. Актуальность
  • 1.3. Новизна
  • 1.4. Цель
  • 1.5. Задачи
  • 1.6. Возраст детей
  • 1.7 Продолжительность реализации программы
  • 1.8. Формы и режим занятий
  • 1.9. Ожидаемые результаты
  • 1.10 Педагогическая диагностика (см. Приложение 1)
  • 1.11. Формы подведения итогов программы
  • Перспективный план работы
  • 2.1.Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта2.2 Преемственность 3. Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса 3.1. Дидактический материал, техническое оснащение занятий 4. Список литературы
  • Пояснительная записка
  • 1.1. КонцепцияВажнейшим условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Установление взаимосвязей существующих в природе, помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его.Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями используют элементарные опыты.Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития. 3нания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер. Исследовательское обучение предполагает следующее:
  • ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
  • предлагает возможные решения;
  • проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  • делает выводы в соответствии с результатом проверки;
  • применяет выводы к новым данным;
  • делает обобщения.
  • Программа построена на основе следующих принципов:
  • Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития
  • Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития
  • Принцип противоречивости в содержании знаний, получаемых детьми, как основы саморазвития и развития
  • Принцип «развивающей интриги»
  • Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания
  • Принцип деятельного подхода к развитию личности
  • Принцип ориентации на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности
  • Принцип системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулирования поисково-познавательной деятельности
  • Принцип использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания)
  •  «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» ( Р.Эмерсон).  Выбрала я эту тему потому,  что с  младшего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Во многом развитие личности и познавательных способностей  детей осуществляется именно через опыты и  экспериментирование , дети  познают мир через собственные ощущения.1.2. АктуальностьГлавное достоинство программы в том, что в основе ее лежит  метод обучения дошкольников -  экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка,  на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.  Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо  способствовать  пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.Таким образом,  экспериментальная деятельность дает детям среднего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.Взаимодействие с семьей.Ни одну воспитательную  или образовательную задачу невозможно    успешно решить  без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность.  Следовательно, родители и педагоги должны объединить свои усилия для решения следующих задач:Побуждать  старших дошкольников наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначения предметов;Поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования;Направлять поисковую деятельность старших дошкольников;Способствовать использованию в  самостоятельной игровой деятельности знания, умения, переносить известные способы  в нестандартные проблемные ситуации;Приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками;Поощрять возникновение проблемных вопросов.Для решения вышеперечисленных задач   родители должны иметь представление о  значении экспериментирования в развитии ребенка – дошкольника,  о содержании  работы по формированию навыков экспериментальной деятельности  на каждом возрастном этапе.1.3. Новизна  В настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.       Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.         Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.    В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству и т.п. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так,  а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.       В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так,  а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Мной  была изучена литература по данному вопросу таких известных ученых, как, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой и пр. Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод  о том, что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов  обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей  способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментированиеОтсюда вытекает необходимость расширить и углубить знания о данном методе обучения, что и было сделано в предоставляемом опыте работы.         Новизной данной разработки  является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для старших дошкольников.  1.4. Цель Цель работы кружка:- развитие представлений детей старшего дошкольного возраста  о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира с помощью экспериментирования. 1.5. ЗадачиЗадачи:Продолжать развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;Развивать познавательные умения (анализировать наблюдаемое, делать выводы, элементарно прогнозировать  последствия);Расширять представления  о физических свойствах окружающего мира:- Развивать представления об основных физических явлениях (магнитное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.);Учить фиксировать результаты исследований;Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.   Новизна программы заключается:   в поэтапном     развитии    умственных     способностей    старших дошкольников путем  вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;в создании специально  организованной предметно-развивающей среды.1.6. Возраст детейВозраст детей, участвующих в реализации данной программы 4 - 5летЭто определяется фазовым характером собственной активности ребенка. В этой фазе, т.е. в 4-5 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого – носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребенка.1.7 Продолжительность реализации программыПрограмма рассчитана:- на 9 календарных месяцев, для детей 4-5 лет; - состоит из 36-ти тематических занятий, в каждом из которых преследуются свои цель и задачи; - продолжительность одного занятия составляет 20—25 минут.    1.8. Формы и режим занятийПрограмма реализуется на занятиях кружка «Почемучки». Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий с детьми 4-5 лет не более 20 минутОрганизация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту,  развитию социальной и познавательной деятельности.Предлагая детям поставить опыт, я сообщаю  им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Даю время на обдумывание, и затем привлекаю  детей к обсуждению методики и хода эксперимента.        В процессе работы я  поощряю  детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускаю  из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.         Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы можно делать в словесной форме,  а так же, фиксирование результатов графически, т.е. оформление в рисунках, схемах.1.9. Ожидаемые результатыПосле проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями:
  • быстрое включение в активный познавательный процесс;
  • самостоятельное пользование материалом;
  • постановка цели и нахождение путей ее достижения;
  • самостоятельность при поиске открытий;
  • проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;
  • настойчивость в отстаивании своего мнения;
  • расширение кругозора детей;
  • развитие критического мышления и речи;
  • развитость мускулатура пальцев;
  • проявления поисковой активности и умении извлекать в ходе её информацию об объекте.
  • 1.10 Педагогическая диагностика (см. Приложение 1) Педагогическая диагностика Показателями уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью являются:Овладение детьми вышеуказанными знаниями, умениями и навыками фиксирует в таблице в начале и конце года.Н.г.К.г.В- В-С-С-Н-Н-1.11. Формы подведения итогов программы- выпуск стенгазеты «Удивительные превращения»- рубрика для родителей «Домашняя лаборатория»- презентация
  • Перспективный план работы
  • 2.1. Соответствие требованиям государственного образовательного стандартаРабота кружка «Почемучки» основана на нормативных документах, в том числе:Приказ об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17.10.2013г. В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Пунктом 5.2.41 Положении о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. №466.Пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. №661.2.2. ПреемственностьПрограмма кружка предполагает:
  • Сформированность деятельности экспериментирования дошкольника;
  • Сформированность личности ребенка;
  • Основу для дальнейшего знакомства детей с естественнонаучными представлениями.
  • Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
  • В работе кружка применяются исследовательские методы обучения:
  • Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений);
  • Продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск)
  • 3.1. Дидактический материал и техническое оснащение занятий Основное оборудование:
  • приборы-помощники (увеличительные стекла, весы, песочные весы, компас, магниты, телескоп и др.);
  • разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;
  • разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);
  • технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и т.п.);
  • разные виды бумаги; красители (пищевые и непищевые);
  • медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);
  • прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).
  • Дополнительное оборудование:
  • специальную одежду (халаты, фартуки);
  • контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
  • карточки-схемы проведения эксперимента;
  • дневники экспериментов;
  • правила работы с материалом;
  • 4. Список литературы
  • Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в  мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
  • Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
  • Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
  • Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
  • «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.
  • Поддьяков Н.Н. «Новые подходы к исследованию мышления дошкольников» // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.
  • Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
  • Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.»Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.
  •  Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007
  • 10.  Материалы – интернет сайтов. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Олененок » ПРОГРАММА дополнительного образования по опытно- экспериментальной работе «Почемучки» Разработчик: Мусина А.Н. Воспитатель МБДОУ д/с «Олененок» говый Уренгой