"Как эффективно выстроить общение с родителями детей с ОВЗ"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Как эффективно выстроить общение с родителями детей с ОВЗ"
Автор: Антонова Елена Евгеньевна

Семинар практикум для педагогов«Как эффективно выстроить общение с родителями детей с ОВЗ» Цель: формирование у воспитателей психологической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, снятие психологических барьеров. Задачи:- повысить психолого-педагогические компетентности воспитателей; - формировать представления о психологических особенностях семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья; - обменяться имеющимся опытом по психолого-педагогическому с родителями детей с особенностями развития.Оборудование: компьютер, медиа - проектор, медиа – экран; музыкальный центр; презентация семинара; чистые листы бумаги и карандаши.Ход мероприятия:Педагог-психолог: С вопросами, касающимися взаимодействия с родителями детей с ОВЗ, сталкиваются многие педагоги ДОУ. Чаще всего они связаны с тем, что родители не хотят признавать наличие той или иной проблемы в развитии ребёнка, соответственно следовать рекомендациям специалистов. Иногда процесс убеждения длится слишком долго, и результат - упущенное время, усугубление проблемы, появление побочных эффектов.Однако было бы неправильно в данном случае винить только родителей, Порой причиной является наше с вами неумение или нежелание выстроить конструктивный диалог.Упражнение «Образ отношений с родителями»Цель: провести рефлексию сильных и слабых сторон педагогов в общении с родителями, проанализировать актуальные проблемы взаимодействия. Педагог-психолог: Возьмите, пожалуйста чистые листы бумаги и карандаши. Пусть каждый из вас нарисует на листе бумаги себя и родителей своих воспитанников в виде геометрических фигур ( на упражнение даётся 1 минута).Вопросы к упражнению:• Посмотрите на свой рисунок. Как расположены у вас фигуры: на одном уровне или на разных? Кто выше, а кто ниже? Какой вы вкладываете личный смысл в понятия «выше» и «ниже»?• Кто расположен в центре, в окружении других геометрических фигур? Почему?• На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры? Почему?• Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько фигуры, которые изображают родителей?Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и родителей? Почему?• Присутствуют ли острые углы в изображенных фигурах? Почему? Какой смысл вы вкладываете в понятие «острые углы»?• Представьте свои идеальные взаимоотношения с родителями. Какие изменения вы внесли бы в рисунок?После того как участники ответят на последний вопрос, предложите педагогам поделиться своими мыслями, чувствами по содержанию упражнения.Педагог-психолог: Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Для многих родителей детей с ОВЗ характерна особая ранимость и ощущение себя изгоями в обществе. Окружающие, к сожалению, не всегда толерантно относятся не только к детям с ОВЗ, но и их родственникам. Поэтому для них так важно найти людей, которые понимают их проблемы, не осуждают и поддерживают.Упражнение «Мать инвалида»Цель: с помощью метафоры обратить внимание педагогов на внутреннее состояние родителей детей с ОВЗ, понять причины их социальной дизадаптации. Педагог-психолог: Формат семинара не позволяет нам полноценно провести данное упражнение. Поэтому при помощи интерактивных способов мы продемонстрируем, какие ограничения в обществе испытывают родители детей с ОВЗ (см. таблицу 1). Инструкция: Я буду показывать картинку, а вы должны называть символическое значение, как вы понимаете эту трудность. Упражнение «Мать инвалида» Педагог-психолог: В таком социальном «коконе» оказываются родители детей с нарушениями в развитии. Очень часто трудности в установлении конструктивного общения происходят из - за того, что мы не учитываем типы родительских отношений. Рассмотрим эти типы, а так же обсудим способы взаимодействия с каждым типом.Воспитателю принадлежит ведущая роль в организации общения. Чтобы выстроить его, важно обладать коммуникативными умениями, уметь ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребёнка, показать родителям, что он видит в них своих партнёров. Помочь вам в этом помогут специальные техники общения:Техника «От негатива к позитиву»По этой технике сообщить родителям информацию о ребенке нужно в позитивном контексте. Это поможет родителям прислушаться к мнению педагога, и настроиться на сотрудничество. Акцент нужно делать на достижения ребёнка, даже если они незначительные. Например:Техника «Не поиск виноватого, а поиск решения проблем»В разговоре с родителями по этой технике нужно делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке что-то хорошее, а затем перейти к негативным моментам.Золотое правило этой техники - при сообщении неприятных моментов, нужно говорить только о поступке ребенка, а не о его личности! Завершать такой разговор необходимо только на хорошей ноте! Пример. Вероника сегодня хорошо усвоила правила в новой игре. Но с правилами на занятиях пока не справилась – забрала у Кати альбом и краски. Если с ней учиться играть по правилам дома, то она будет лучше их усваивать на занятиях. Это позволит ей быстрее влиться в детский коллектив. Она у Вас очень добрая. На данный момент интересуется, как играть в шахматы.Техника «Речевые штампы для сотрудничества»Главный принцип этой техники: обращаться к родителям нужно в виде просьб, а не требований. Например, начинайте разговор с фраз: «Не смогли бы Вы…», «Я прошу…». Также следует проявить внимание, поинтересоваться мнением родителей:- «Вы не замечали, что в последнее время…»- «Как Вы думаете с чем это может быть связано?».В разговоре с родителями ребенка вы можете поделиться своими чувствами, с помощью техники «Я - высказывание»:- «Вы знаете меня очень тревожит, что…»- «Я начинаю беспокоиться…»- «Мне бы хотелось разобраться…»Далее предложите родителям совместный поиск решения проблем, что подчеркнёт общность интересов.Например, скажите:- «Давайте вместе попробуем поступить…»- «А если мы будем придерживаться одной стратегии, это поможет ему в…»- «Мы с Вами могли бы помочь Саше в …»Техника «Речевой стиль «адвокат»»Речевой стиль «адвокат» покажет ваше уважение и заинтересованность по отношению к родителям. Примеры фраз речевого стиля:- «Какой бы серьёзной ни была ситуация, мы попытаемся найти из неё выход, и я протягиваю Вам руку помощи»- «Я не обвиняю ни Вас, ни Вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это есть какие-то причины»- «Для меня важно не выявление этих причин, не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации»- «Я воспитатель, и моя профессиональная задача – дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни» Участникам семинара предлагается произнести фразу обращенную к родителю с применением специальных техник общения.Ситуация: Ваш ребёнок не справляется с программой детского сада. Игры и рисование, это всё, что его интересует. Познавательное и речевое направление на низком уровне, а ведь ему скоро в школу! Специалисты ДОУ рекомендуют направить его на ЦПМПк.Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов». Чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.Самые универсальные – это:
  • Улыбка,
  • Имя собеседника
  • Комплимент.
  • Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».Кроме этих приемов существуют и общие приемы установления хорошего контакта
  • Доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
  • Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
  • Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
  • Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
  • Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
  • Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
  • Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями. Надеемся , что они помогут вам в работе с родителями.