"Знакомство со словом"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Знакомство со словом"
Автор: Скурихина Наталья Анатольевна

Занятие № 2Тема: Знакомство со словом.Цель: формирование представлений о понятии «слово».Задачи:Образовательные:1. Формировать понятие «слово».2. Учить дифференцировать понятия «звук – слово».3.Формировать умение образовывать множественное число существительных.4. Формировать умение образовывать названия детенышей животных.Развивающие:1. Развивать речевой слух.2. Развивать фонематический анализ и синтез.3. Развивать внимание, память, воображение, мышление.4. Развивать общую моторику.Воспитательные:1. Воспитывать умение слышать и слушать.2. Воспитывать организованность, дисциплинированность.Оборудование: кукла, игрушка лягушка, шкатулка, маска-шапочка лягушки; звуковые замки красного, синего и зелёного цветов; кружочки – символы звуков; полоски бумаги на каждого ребёнка; сюжетные картинки «Сад», «Огород», «Лес»; предметные картинки диких животных и их детёнышей, предметные картинки «мак», «рак».Ход образовательной деятельности:I. Организационный момент.1. Развитие мышления.- Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, кто пришёл к нам сегодня в гости.Эти солистки живут на болоте,Песни поют при дождливой погодеИ вечерами, наевшись мошки,Что за солистки? Ответь, помоги!Дети: Это лягушки.- Правильно, лягушки.Появляется игрушка лягушки.2. Развитие речевого слуха. Игра «Лягушки».- Лягушка нам предлагает поиграть. Одному ребенку одевают на голову маску лягушки, он закрывает глаза. Остальные дети произносят слова:Вот лягушки по дорожке Скачут, вытянувши ножки.Увидали комара,Закричали: «Ква-ква-кваОдин из детей произносит ещё раз: «Ква-ква-ква!». Ведущий ребёнок должен отгадать кто квакал.II. Основная часть.1. Закрепление понятия «звук».На доске звуковые замки – красного, синего и зелёного цветов. В окошках замков кружочки такого же цвета. Вносится кукла.- К нам пришла Оля. Она рассказала мне такую историю. Однажды добрая волшебница пригласила Олю в сказочный Звуковой город. В этом городе она увидела такие красивые замки. Этот замок красный. Этот синий. А этот зелёный. В окошках замков Оля увидела кружочки. Захотелось ей потрогать их. Подошла она к Красному замку, прикоснулась к первому кружочку, и он зазвучал: «А-а-а». Прикоснулась к другому кружочку и услышала: «У-у-у». А третий кружочек подал голосок: «И-и-и». Четвёртый запел: «О-о-о». Подошла Оля к Синему замку. Из его окошек донеслись другие песенки: «Д-д-д, ш-ш-ш, ж-ж-ж, б-б-б». В Зелёном замке песенки звучали нежнее: «Л```, м```». Думает Оля: «Какие интересные кружочки, на них нажимаешь и слышишь разные звуки».- А вы ребята, догадались, что мы будем обозначать такими кружочками? Дети: Такими кружочками мы будем обозначать звуки. - Этими кружочками будем обозначать речевые звуки. Одинаково ли звучат песенки в разных замках?Дети: Песенки звучат по-разному. - Звуки бывают разные, одни из них произносим губами (б-б-б), другие – языком (р-р-р), некоторые звуки поются (а-а-а, у-у-у).- Вспомните, а кто может издавать речевые звуки? Дети: Речевые звуки могут издавать только люди.2. Знакомство с понятием «слово».- Волшебница пригласила Олю в свой сад.Выставляется картинка «Сад».- Что увидела Оля в саду? Дети: Оля увидела деревья, груши, яблоки, цветы… - Вы назвали много предметов. Вы произносили слова.  Всему название дано — и зверю и предмету.                   Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету!                   И всё, что может видеть глаз - над нами и под нами,                   И всё, что в памяти у нас — означено словами. А. Шибаев- Волшебница пригласила Олю в свой огород. Что увидела Оля в огороде? Дети: Оля увидела грядки, баклажаны, помидоры, капусту, тыкву…3. Формирование умения образовывать множественное число существительных. Игра «Один – много» - Давайте поиграем в игру, в которую играла Оля с волшебницей. Я буду называть предмет в единственном числе, а вы во множественном. Например, яблоко – яблоки.Груша - …, слива - …, персик - …, мандарин - …, ромашка - …, мак - …, роза - …, астра - …, помидор - …, огурец - …, баклажан - …, кабачок - … .4. Закрепление понятия «слово».- Волшебница пригласила Олю в лес. Что и кого увидела Оля в лесу?Дети: Оля увидела деревья, пеньки, грибы, животных… - Вы сказали много слов. Все слова разные, потому что они обозначают разные предметы.5. Формирование умения образовывать названия детенышей животных. Игра «Мамы и детёныши».- Давайте поиграем ещё в одну игру «Мамы и детёныши». Я буду называть маму, а вы её детеныша.Лиса – лисёнок, волчица - …, ежиха - …, медведица - …, зайчиха - …, белка -…, барсучиха - … .6. Физминутка. Развитие общей моторики.Мы устали чуточку отдохнём.Отдохнём минуточку.Поворот, наклон, прыжок,Улыбнись, давай. Дружок.Еще попрыгай: раз, два, три!На соседа посмотри,Руки вверх и тут же внизИ за парту вновь садись.7. Дидактическая игра «Доскажи словечко».- Поиграем с Олей ещё в одну игру «Доскажи словечко».Я рубашку сшила мишке,Я сошью ему (штанишки). /А. Барто/Серый волк в густом лесу,Встретил рыжую (лису). /Крылов/Я сегодня сбилась с ног,У меня пропал (щенок). /А. Барто/Зайку бросила хозяйка,Под дождём остался (зайка). /А. Барто/Лежебока рыжий кот,Отлежал себе (живот). /С. Маршак/Для птенцов и для зверятТоже нужен детский (сад). /Н. Полякова/8. Развитие фонематического анализа и синтеза.- Все слова состоят из звуков. Послушайте какие слова я вам скажу. Я буду говорить их медленно и тихо, а вы – громко и быстро: ммммааак, рррааак. (Мак, рак.)Выставляется картинка «мак», а под ней – три кружочка.- Послушайте, как «оживают» кружочки, они превращаются в звуки м, а, к. Звуки можно «разбросать». «Бросим» влево звук м, перед собой – звук а, вправо – к. Опять «соберём» их – м, а, к. Получилось слово…(мак).Такую же работу проводят с картинкой «рак».9. Дифференциация понятий «звук – слово». Игра «Внимательные ушки».- Оля предлагает поиграть в игру «Внимательные ушки». Мы будем что-то произносить, а вы будете говорить, что мы произнесли звук или слово.А, у, книга, б, стол, машина, т, с, м, хлеб, платье.- Звуки мы будем обозначать кружочками, а слова – полосками.Детям раздаются полоски бумаги.- А сейчас придумайте свои слова, мы их сложим в шкатулку и подарим Оле.Дети придумывают слова и опускают полоски в шкатулку.III. Заключительная часть.1. Итог образовательной деятельности. Рефлексия.- Из чего состоят слова?- что можно составить из звуков?- Чем мы слушаем слова и звуки?- Чем произносим слова и звуки?- Что вам сегодня понравилось больше всего?