Активизация познавательной деятельности младших школьников средствами дидактических игр»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Активизация познавательной деятельности младших школьников средствами дидактических игр»
Автор: Шафиева Зарина Нафисовна

Активизация познавательной деятельности младших школьников средствами дидактических игр
Шубкина О. В.,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 217
Одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики – активизация познавательной деятельности учащихся.
В современной педагогике познавательную деятельность определяют как активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него.
Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса
Идея активизации обучения имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений.
Активная мыслительная деятельность является наиболее важным качеством современного человека, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Среди мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе обучения. Он не только активизирует умственную деятельность, но и направляет ее к последующему решению различных задач.
Формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.
В современной литературе выделяют следующие условия активизации познавательной деятельности младших школьников:
использование игровых заданий и заданий творческого характера;
индивидуализация подхода;
эмоциональное вовлечение учащихся в игровую деятельность;
опора на мыслительную деятельность учащихся, развитие навыка критического мышления.
С этой целью я использую в своей практике различный занимательный материал: дидактические и сюжетно-ролевые игры, задачи в стихах, задачи шутки, загадки, ребусы, игровые и занимательные ситуации. Все это вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает детям усвоить учебный материал.
Говоря об использовании заданий творческого характера, нужно помнить, что прочные знания, умения, навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности. И именно творческий характер помогает эмоционально вовлечь детей в игру. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учений. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность, игра, все необычное, все неожиданное, что вызывает у детей богатое своими последствиями чувства удивления, живой интерес к процессу познания, все то, что помогает им усвоить любой материал.
Дидактическая игра, является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают трудности, учатся анализировать свою деятельность, оценивать свои возможности, развивать способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у ребят удовлетворение от выполненной работы, облегчает процесс усвоения знаний. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.
Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы. С другой – решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков. Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности.
Сущность дидактических игр заключается в том, что детям предлагается решить умственную задачу, составленную взрослыми в занимательной или игровой форме. Их цель - содействовать формированию познавательной активности ребенка, дидактическую игру используют не только как средство закрепления знаний, но и как одну из форм обучения.
Главное для каждого учителя, чтобы игра приносила пользу на уроке: сосредоточивала внимание детей, усиливала интерес к учебной деятельности, вырабатывала уверенность в своих силах и чтобы за время игры учащиеся получали максимум радости, наслаждения.
На уроках русского языка использую следующие игры:
Большая буква
Цель: повторить правила написания имен собственных, названий рек, городов, кличек животных.
Если названные мною слова надо писать с большой буквы – поднимайте руки вверх, если с маленькой – приседайте.
Барсик, котёнок, город, Воронеж, Никита, река, Волга, собака, Дружок, воробей, урок, Новосибирск.
Мягкий знак
Цель: повторить изученные правила о мягком знаке.
Если в названных словах мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного – выполняйте приседание, для разделения согласного и гласного – рывки руками.
Царь, льдина, волчьи, варенье, радость, соловьи, тьма, здоровье, лень, соль.
Родственные слова
Цель: закрепить знания о родственных словах.
Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы приседаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов будет названо.
Лес – лесник, река – ручей, стена – потолок, кот – котик, сад – садовый, дом – домашний, дом – дым, поле – полюшко, гриб – грибной, обед – стол.
Большая стирка
Цель: закрепить знания о неодушевленных и одушевленных именах существительных.
Загрузи стиральные машины.
Фруктовая корзина
Цель: закрепить знания о частях речи.
Распредели фрукты в нужные корзины.
На уроках математики использую следующие игры:
Что в руке?
Цель: закрепление понятий о величине (большой –маленький), сравнивание предметов по этим признакам.
Оборудование: природный материал (шишки, камешки, желуди ит.д.)
Учитель вкладывает в руки ученика 2 однородных предмета, различных по величине, например, 2 шишки: большую и маленькую. Ученик, не глядя, должен сказать в какой руке (правой или левой) большая шишка, а в какой маленькая. Затем ученик должен проверить правильно ли он сказал.
Накорми пеликана.
Цель: закрепление таблицы умножения.
День и ночь
Условия игры: когда учитель произносит слово “Ночь!”, ученики кладут голову на парту и закрывают глаза. В это время учитель читает пример для устного счёта на деление и умножение. Выдерживает небольшую паузу.Затем учитель говорит “День!”. Дети садятся прямо и те, кто решил пример, поднимает руку и говорит ответ.
На уроках окружающего мира использую следующие игры:
И я.
Цель: закрепить правила общения и поведения в школе.
Предлагаю вам игру И я. Если я назову правильный поступок, скажите И я. Еслинеправильный - молчите. Готовы?
-я в школу прихожу аккуратно одетой;
-я все школьные вещи содержу в порядке;
-я в школу прихожу вовремя;
-я, войдя в школу, толкаюсь, спешу опередить всех;
-я всегда здороваюсь, когда вхожу в класс;
-я никогда не здороваюсь со взрослыми в школе
-я всегда здороваюсь со взрослыми при встрече;
-я всегда благодарю за помощь;
-я всегда отнимаю игрушку у товарища;
-я всегда перебиваю говорящего;
-я всегда навожу порядок на столе;
-я всегда помогаю товарищу;
-я всегда ябедничаю;
-я бегаю по коридору сломя голову.
Я вижу, что вы знаете правила поведения в школе.
Вот это ситуация!
Цель: закрепить правила общения и поведения в школе.
1. Саша, шутя, поставил товарищу подножку, тот упал. В результате перелом руки.
2. Два друга играли в наездника и седока. Теперь у того, кто был лошадью, тяжелая травма плечевого сустава.
3. Коля просто хотел привлечь внимание девочки. Казалось, что удар был несильный. А у нее оказалось сотрясение мозга, ей придется пролежать в больнице около месяца.
4. Сережа вытирал классную доску. Кто-то из ребят его окликнул. Он обернулся. В тот же момент его что-то ударило по глазу. Оказалось, что его одноклассники стреляли из рогатки.
5. Федя толкнул Мишу несильно, но рядом была стеклянная дверь. Шалость закончилась порезами.
Я стремлюсь создать на уроке такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребёнку проявить себя. Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует развитию познавательной деятельности ивоспитанию нравственных начал. Игры или несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, тесно связанных сматериалом учебника, дают большой результат. Уребёнка вначальной школе фантазия развита настолько, что позволяет ему оказываться там, куда приглашает игра, он принимает те условия, которые ставит перед ним учитель, организуя игру.
Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Таким образом, можно заключить, что систематическое использование разнообразных дидактических игр на уроках является эффективным средством активизации познавательной деятельности детей младшего школьного возраста.

HYPER13PAGE HYPER15
7