Конспект по формированию духовно-нравственных ценностей у детей старшей группы «Дружат дети всей планеты».
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект по формированию духовно-нравственных ценностей у детей старшей группы «Дружат дети всей планеты».
Автор: Азарова Елена Сергеевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида№14« Сказка»Конспект занятия по формированию духовно – нравственных ценностей удошкольников старшей группы« Дружат дети всей планеты»Воспитатель: Азарова Е.С.воспитатель высшей квалификационной категории.Конспект по формированию духовно-нравственных ценностей у детей старшей группы«Дружат дети всей планеты».Актуальность обусловлена необходимостью формирования и развития нравственных качеств и дружеских взаимоотношений между детьми. В настоящее время наша страна переживает непростой период. И дело здесь не в смене политической системы, и развале экономики. Нас подстерегает другая опасность – и заключается она в разрушении личности, когда материальные ценности доминируют над духовными и из нашей жизни исчезают такие понятия, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, взаимопомощь, дружба. Что предпринять в данной ситуации? Как сберечь человека? Что в воспитании поставить на первое место? В недавнее время, как утверждает статистика, всё внимание педагогов было сосредоточено на обучении, второе место занимало введение в отечественную педагогику зарубежного опыта, и уж затем предполагало обращение к духовно – нравственным традициям. Вот только в последнее время отношение к нравственному воспитанию изменилось, идёт поиск духовного возрождения России, т. к. государство нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.Цель:Создать условия для формирования у детей представления о доброте, как важном качестве человека. Развивать умение отличать плохое от хорошего; поощрять стремление детей совершать добрые поступки.Задачи:Образовательные:приобщение детей к общепринятым нормам и ценностям;способствовать видеть положительное и отрицательное в жизни (быту), искусстве, адекватно реагировать на происходящее;содействовать в нахождении посильных способов исправления отрицательных ситуаций.Развивающие:развивать у детей умение слушать, анализировать, обобщать, делать выводы;развивать умение высказывать свою точку зрения.Воспитательные:воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение выслушивать и уважать мнения окружающих;поддерживать уважение ко взрослым.Методы:Наглядные: демонстрация картинок, презентацияСловесные: беседа, творческие задания, чтение и обсуждение стихотворений, пословиц и поговорок о добреФормы: игровая, информационная ( иллюстрация)Словарная работа: активизировать словарь, «доброта», «милосердие»Предварительная работа: чтение сказок и рассказов Осеевой, Н. Носова, Л. Толстого, пословиц и поговорок о добре, рассматривание иллюстраций, плакатов с различными ситуациями, составление рассказов о добрых поступках. Беседы с детьми «Что такое доброта?», «Вежливые слова». Беседа о правилах поведения. Игры-упражнения «Как бы ты поступил?», «Оцени поступок». Разучивание стихотворений о доброте : беседы на нравственные темы, рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, обыгрывание ситуаций, составление детьми рассказов из личного опыта, прослушивание песен и стихов о добре и дружбе, разучивание пословиц, чтение художественной литературы.Ход занятияПодготовительный этап.Упражнение «Секрет»Воспитатель предлагает детям встать в круг.Воспитатель: Дорогие ребята, посмотрите, у нас сегодня круг радости с секретом! (На полу по кругу разложены разноцветные кружочки.)- Возьмите каждый свой кружок, переверните его, и вы увидите этот секрет. Он заключается в том, что, рассмотрев свой кружок, вы поймёте, как вам нужно сегодня поприветствовать друг друга.- У кого нарисована улыбка - улыбнитесь другу, у кого ладошка - пожмите руку, у кого сердечко - обнимет друга, у кого солнце - скажет доброе слово.Другу руку протяну,Слово доброе скажу,С ним сердечно обнимусьИ, конечно, улыбнусь!Воспитатель: Спасибо всем! Какое настроение у вас бывает, когда вы говорите добрые слова друзьям? (ответы детей)Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым давайте передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце, а поможет нам это сделать свеча (Игра «Свеча»). Мы с вами будем передавать свечку и желать друг другу доброго утра, называя ласково имя того, кому вы будете передавать сердечко. (Звучит спокойная музыка). ( Слайд 3)Основная часть. Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, о чем пелось в песне, когда мы заходили в группу?Дети: О доброте.Воспитатель: Верно, ребята, поговорим сегодня с вами о доброте, о добрых людях и хороших поступках. Дети, скажите, а что такое доброта?Дети: Доброта – это когда человек делает что-то хорошее для людей, животных, птиц, природы. Это умение пожалеть, посочувствовать, если кому-то плохо, грустно, помочь своим близким, друзьям.Доброта – это добрые, ласковые, вежливые слова, которые мы говорим друг другу.Воспитатель: Каким должен быть добрый человек?Дети: Вежливым, дружелюбным, доброжелательным, щедрым, храбрым, отзывчивым, внимательным, трудолюбивым.Воспитатель: Далеко-далеко, за глубокими морями, за густыми-прегустыми лесами, за высокими морями раскинулось королевство Феи Доброты. Она учит всех творить добро и борется со злом. Сегодня Фея Доброты приглашает нас к себе в гости в « Страну Добра». Вы хотите отправиться в гости к Фее Доброты?Дети: Да, хотим.Воспитатель: Тогда закройте глаза и произнесите такие слова:Покружись, покружисьВ волшебном городе добра очутись.Воспитатель: Ну, вот мы с вами и очутились в стране Доброты (Слайд 4). Но что это здесь происходит? (На экране появляется злая волшебница) (Слайд 5)Волшебница: Ха-ха-ха. Я злая волшебница. Я всю волшебную страну и всех жителей города заколдовала, и теперь там всегда будет царить зло. Если вы хотите помочь им, вы должны выполнить мои задания. Справитесь с заданиями, я расколдую жителей этой страны, а не справитесь, тогда здесь всегда будет царить зло. Ха-ха-ха.Воспитатель: Ой, ребята, что же делать? Выполним задания злой волшебницы? (Ответы детей) Основная часть занятияЗадание Дидактическая игра «Хорошо или плохо?»Воспитатель: В семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать близких вам людей. Волшебник предлагает нам поиграть в игру «Хорошо – плохо». Я называю поступок, а вы показываете личика: зеленое, если этот поступок порадует ваших близких, и красное - если огорчит.• Вы съели на завтрак всю кашу• Вы подрались с другом• Дети вышли гулять, взяли с собой крошки хлеба и покормили птиц• Поиграл с игрушками и не убрал их на места• Помог маме вымыть посуду• Утром, придя в детский сад, поздоровался со всеми детьми и взрослыми.• Поймал кота и тянул его за хвост• Перед едой не вымыл руки.• Порвали новую книжку• Хорошо вели себя в детском садуВоспитатель: Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка»Воспитатель: Когда дети послушные, радуют своих родителей, то семья становится только счастливее, дружнее. Давайте с вами сейчас покажем ручками какая крепкая и сильная у вас семья, повторяйте за мной:Этот пальчик большой —(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)Это папа дорогой.Рядом с папой — наша мама.Рядом с мамой — брат старшой.Вслед за ним сестренка — Милая девчонка.И самый маленький крепыш — Это славный наш малыш.Дружная семейка! (Сжать руку в кулак несколько раз.)Задание «Оцени поступок»Предлагаю детям картинки с изображением разных поступков и объясняю правила игры:Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат конверты в них картинки, внимательно посмотрите на них, подумайте хорошие или плохие поступки совершают дети, изображенные на них. Ребята, у которых дети на картинках ведут себя правильно – подходят к радостному смайлику, а картинки, на которых дети поступают неправильно, нужно отнести к грустному смайлику.Воспитатель: Объясните свой выбор, как ты думаешь, мальчик (девочка) поступает правильно? Почему? Все так считают?Задание Ситуации нравственного выбора «Закончи историю»- Сейчас я вам расскажу несколько историй про ребят, но истории эти рассказаны не до конца. Вам нужно подумать и продолжить историю ребят. Продолжать будем друг за другом, по очереди.1) Миша и Коля играли в догонялки. Миша убегал, а Коля догонял. Вдруг Миша упал. Тогда Коля... Что сделал Коля? Почему?2) Ваня гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Ваня… Что сделал Ваня? Почему?3) Таня и Полина играли в «магазин». К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть с вами. – Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», – ответила Полина. А Таня сказала.... Что сказала Таня? Почему?- Какие вы молодцы! Такие хорошие окончания историй придумали. Надо помогать и заботиться о взрослых, детях, животных. А также не забывать хвалить и радоваться друг другу.Физ минутка «Улыбнитесь» Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения: Быстро встаньте, улыбнитесь,Выше, выше потянитесь.Ну-ка плечи распрямите.Поднимите, опустите.Влево, вправо повернулись,Руками коленей коснулись.Сели - встали, сели - всталиИ на месте побежали.Задание «Оцени поступок»Предлагаю детям картинки с изображением разных поступков и объясняю правила игры:Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат конверты в них картинки, внимательно посмотрите на них, подумайте хорошие или плохие поступки совершают дети, изображенные на них. Ребята, у которых дети на картинках ведут себя правильно – подходят к радостному смайлику, а картинки, на которых дети поступают неправильно, нужно отнести к грустному смайлику.Воспитатель: Объясните свой выбор, как ты думаешь, мальчик (девочка) поступает правильно? Почему? Все так считают?Игра с элементами релаксация «Пирамидка добрых дел»Воспитатель: Каждый задумайте доброе дело, положите его на свою ладошку, построим из ладошек с добрыми делами пирамидку. Дети с воспитателем строят пирамидку из ладошек, положив одну на другую, называя доброе дело (уберу свои вещи, покормлю котёнка, подарю цветок, вымою посуду, помогу маме и т. д.) Воспитатель: Какая по высоте получилась пирамидка? Почему? (мы задумали много добрых дел). Предлагаю отпустить наши добрые дела по всей земле. Для этого разомкнём руки и дунем на ладошку. На земле станет всем лучше от ваших добрых дел. Воспитатель: Какие вы молодцы. Выполнили все задания и злой феи. И расколдовали « Страну Доброты» Предлагаю вспомнить, о чем мы сегодня говорили? И так давайте повторим.— Старайтесь видеть в людях, прежде всего, хорошее и доброе! От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.— Будь добрым к людям!— Учись добру у добрых!Воспитатель: Давайте поиграем с вами ещё в одну игру «Доскажи словечко»Воспитатель: Я начну, а вы кончайте, хором вместе отвечайте.-Растает даже снежная глыба от теплого слова спасибо-Зазеленеет старый пень, когда услышит добрый день-Когда вас ругают за шалости, вы говорите, простите, пожалуйста-Где бы ни были, на прощание мы говорим всем до свидания-Если друг попал в беду,…(помоги ему)-Решай споры словами, …(а не кулаками)-Ребёнок вежливый и развитый, говорит встречаясь …(здравствуйте)Использованная литература1. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методические разработки занятий. / Редактор-составитель Л.Л.Шевченко. – М.: Центр поддержки культурно-исторический традиций Отечества, 2015Космачева Н.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников: монография / Н.В.Космачева. – Коломна: Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, 2011. – 158 с.2.Муратова, И.С. Стратегия воспитания духовно-нравственных отношений у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / И.С.Муратова; под ред. М.И.Старова; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВО «Тамб. гос. ун-тим. Г.Р.Державина». – Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2018. – 352 с.Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. – М.: Центр поддержки культурно-исторический традиций Отечества, 2014. – 208 с.Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Хрестоматия. Книга 2. Хорошо – плохо. – М.: Центр поддержки культурно-исторический традиций Отечества, 2011. – 96 с.3.Абрамова Л. И. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. 5-6 лет. Старшая группа / Л. И. Абрамова, И.С.Слепцова. – М.: Мозаика-Синтез, 2017 г.4.Коломийченко Л. В. Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию/ Л. В. Коломийченко, Г. И. Чугаева, Л. И. Югова. – М.:ТЦ «Сфера», 2017.5.Интернет ресурсы:www.maam.ruwww.nsportal.ruwww.infourok.ru