От деструктивного поведения к отзывчивости и доброте


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: От деструктивного поведения к отзывчивости и доброте
Автор: Яловол Ольга Яковлевна

От деструктивного поведения к отзывчивости и доброте.

Яловол О.Я.,воспитатель

ГКУСО РО Таганрогский центр помощи детям №5

г.Таганрог

    «Чтобы стать настоящим воспитателем детей, нужно отдавать им свое сердце,»–справедливо звучат слова В.А.Сухомлинского о великом педагоге Януше Корчаке, жизнь и деятельность которого остается воспитательным примером для современных педагогов. Особенно это касается педагогов, призвание которых–забота о детях, лишенных родительского тепла и поддержки.

Януш Корчак с огромной любовью и уважением относился к детям и призывал взрослых к чуткому и трепетному отношению к своим воспитанникам. Педагогический труды Корчака длястали путеводителем и настольной книгойвоспитателейв работедетьми и подростками в условиях Центра помощи детям.Зачастую вцентр помощипопадаютдети-подростки, склонныек деструктивному поведению.

    Деструктивное поведение формируется под влиянием социальной и культурной среды и направлено на разрушение материальных вещей, принятых норм и правил, причинение вреда себе и окружающим.

    В психологии деструктивное поведение делится на две большие группы:

Делинквентное поведение(нарушение законодательства)

Девиантное поведение(несоответствие общепринятым нормам морали и нравcтвенности)

Деструктивное поведение имеет следующиеформы выражения:

– агрессия по отношениюк людям

– враждебность при общении

–вандализм

– желание расстроить уклад жизни близких

–отсутствие возможности испытывать эмоции

–угроза чужой и собственной жизни.

    Подростковый возраст, для которого характерны бурные нейро-эндокринные сдвиги, считается фактором, способствующим развитию деструктивного поведения. Исследователи Личко А.Е. и Битенский В.С. считают, что в подростковом возрасте, в период полового созревания, поведение зачастую определяется характерными для этого периода жизни реакциямиэмансипации, группирования со сверстниками, увеличением имитации, а также формирующимся сексуальным влечением. Именно реакция группирования со сверстниками является основным фактором риска вовлечения подростка в сообщества деструктивной направленности. И все-таки первостепенную роль в воспитании ребенка играет семейное окружение. В младенческом возрасте ребенок обязательно должен испытывать привязанность к матери, котораяудовлетворяет его жизненно важные потребности, защищает его и дарит свою любовь.

Человек, особенно маленький, не может жить без любви. Он нуждается в ласковых словах, прикосновениях. Ребенок рожден для любви и любит своих родителей больше всех на свете. Но случается так, что родительская любовь и внимание не достаются ребенку. Он вынужден страдать, выживаяпорой в невыносимых условиях. Подвергаясь оскорблениям, жестокому обращению, отсутствию человеческих условий для жизни, он становится одиноким и беспомощным в своей беде. Отсюда причины деструктивного поведения подростков, проживающих в неблагополучных семьях. Накопленная злость находит выход в небезопасном поведении. Психологами доказано, что деструктивное поведение — это своеобразная защита подростка от враждебного внешнего мира. Закрытый от всех, озлобленный, обиженный на свою судьбу и близких людей, он зачастую отказывается идти на контакт со взрослыми, желающими ему помочь, проявляет агрессию.

    Большинство детей и подростков, определенных под государственную защиту и воспитывающиеся в центрах помощи детямранеепроживали в деструктивных семьях. Они были лишены любви и заботы, постепенно утратили веру в справедливость и доброту. Подросток,прибывшие в детский центр, настороженно относится ко всякому, кто пытается проникнуть в его внутренний мир, не желает меняться в лучшую сторону, как советуют ему окружающие. Что же делать? Как помочь ребенку с израненной душой поверить в доброе начало? Как смягчить его сердце и убедить в том, что есть вокруг люди, искренне желающие ему помочь.

    Педагогицентра разрабатывают индивидуальную программу, которая нацелена на преодоление деструктивного поведения подростка, на воспитание его нравственно полноценным человеком. В свою очередь, воспитатель — это тот человек, который непосредственно общается с ребенком, живет его проблемами. Любовь к детям, поддержка, отзывчивость и терпение, вера в доброе начало — вот важные качества моих коллег. Воспитатель никогда не останется равнодушным к своим подопечным, защитит их от отчаяния и боли, даст добрый совет. Поддержка, принятие и любовь — вот, в чем нуждаются такие подростки.

    Чувствуя неравнодушное, искреннее отношениек себе, подросток, даже так называемый «трудный» рано или поздно откликнется на доброту окружающих, смягчится его сердце, он позволит заглянуть в свой внутренний мир, чтобы разобраться, что в нем не так.

    Совместные добрые делапомогут преодолеть деструктивное поведение. Приобщениеподрастающего поколения к трудузакладывает у детей основу их будущего, лишенного поиска «легкой» жизни. Убрать могилу неизвестного солдата на Старом городском кладбище, поучаствовать в субботникена территории Детского центра, помочь младшим воспитанникам выполнить домашнее задание — это неполные список намеченных дел.

    Проявить сочувствие по отношению к слабому способен не каждый человек, особенно в современном обществе. Когда же ребенок сам столкнулся сболью истраданиями, он быстрее поймет боль другого. По моему мнению, воспитанники Детских центров, имея асоциальное поведение, зачастую способны к глубокому сопереживанию и скорее откликнутся на призыв о помощи.

    Большую роль в формировании человеческой доброты и сострадания играет художественная литература. Собирая детей за круглым столом, мы в непринужденной обстановке затрагиваем глубоко нравственные темы: милосердие, справедливость, отзывчивость. После чтения текст анализируем, обсуждаем поступки героев, высказываем свое мнение. Таким образом пробуждается эмпатия, чуткость к людям и милосердие. Ни один подросток не останется равнодушным при выразительном чтении эпизода с куклой, которую принесли в подвалмаленькой умирающей Марусе (В.Г. Короленко «В дурном обществе»). Касаясь рассказа М.Ю. Шолохова «Судьба человека», ребята всегда отмечают доброту и отзывчивость на чужую боль Андрея Соколова — простого русского солдата. Затаив дыхание, они слушают повествование о тяжелой судьбе героя, который несмотряна удары судьбы не разучился любить, не смог пройти мимо сироты Ванюши. При подробном анализе прочитанных текстов дети открывают для себя добрые, жизненно важные черты героев. Многие произведениярусских писателей способны затронуть душу ребенка, заставляют задуматься о человеческих ценностях. («Уроки французского» В. Распутин, «Матерь человеческая» В. Закруткин, «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевой идр.).

    После чтения произведения можно обратить внимание ребят на экранизацию. Художественные постановки помогают максимально вовлечь юных зрителей в тему, вызывают эмоциональный отклик у подростков, благотворно влияют на поведенческую сферу. Так, литературные гостиные способствуют воспитанию истинных духовных ценностей, помогают формировать правильный нравственный идеал у подрастающего поколения.

    Формированию настоящего патриота своей страны, мужественного и справедливого гражданина, способствуют познавательные часы о выдающихся исторических, культурных и научных деятелях страны. Тернистый путь к наукам из глухой сибирской деревни М.В.Ломоносова, жизнь-подвиг во имя детей С.Макаренко, Я.Корчака, борьба за освобождение нашей страны в годы ВОВ пионеров-героев, героев -подпольщиков нашего родного Таганрога — все этого откладывается в памяти, пробуждаетинтерес, делает внутренний мир подростков духовно богаче и добрее.

    Ярким примером жизни ради людей служит жизненный путь нашего земляка А.П. Чехова. Снова и снова на занятиях клуба, в воспитательных беседах мы вспоминаем биографию писателя, его добрыедела, связанные с благотворительностью, проговариваем цитаты, наполненные любовью к людям, читаем рассказы, вкоторых на всеобщее обозрениевыставляются людские пороки.

Миссия педагогацентра помощи детям–наставлять на путь добра и справедливости своих воспитанников, какими бы трудными они не считались.

Литература.

1.Шнейдер Л.Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков. Москва. Юрайт 2022

2.Абакумова И.В. Онлайн-лекция «Диагностика и профилактика аддиктивного поведения школьников» Региональный научный центр Российской академии образования в Южном федеральном округе Южного федерального университета по программе повышения квалификации «Диагностика и профилактика деструктивного поведения религиозного и этнического экстремизма школьников» Ростов-на-Дону, ноябрь 2022

3.Смирнова Л.В. Януш Корчак: жизнь, отданная детям. Коррекционно- педагогическое образование. -2015 №1.

Помелов В.Б. Героическая жизнь педагога Януша Корчака. Вопросы педагогики.- 2018.-№9.