Применение информационных технологий как средство развития мышления школьников


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Применение информационных технологий как средство развития мышления школьников
Автор: Рудь Любовь Александровна

Применение информационных технологий как средство развития мышления школьниковРудь Л.А.МБОУ СОШ №47 г. БелгородаРазвитие мышления учащихся является одной из главных и актуальных проблем психолого-педагогических наук, методики и практики обучения в современной школе. Эта проблема настолько же важная, настолько сложная и трудная. Ведь мышление — это не просто способность наблюдать и запоминать, это деятельность по генерированию и отбору новой информации о предметах, которая приведёт к разрешению проблемы стоящей перед учеником.Обучать учащихся мыслительной деятельности нужно систематически и целенаправленно, как и любому другому виду деятельности. Работа по формированию и развитию навыков мышления учеников ёмкая и многоаспектная. Учителя много внимания уделяют передаче учебного содержания своего предмета и мало работают над тем, чтобы научить детей приемам мыслительной деятельности. При таком подходе ученик может хранить в памяти большой объем информации, но не уметь ею пользоваться ни в рамках учебного процесса, ни тем более за его пределами.Развивая мышление учащихся в процессе обучения необходимоформировать и совершенствовать все виды, формы и операции мышления, вырабатывать умения и навыки по применению законов мышления в познавательной и учебной деятельности, а также умение осуществлять перенос приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую. Таким образом, развитие мышления включает в себя:
  • развитие всех видов мышления и одновременно стимуляцию процесса перерастания их из одного вида в другой;
  • формирование и совершенствование мыслительных операций;
  • прогнозирование развития явлений и умение делать выводы.
  • Педагогическая практика показывает, что указанные компоненты тесно взаимосвязаны. Формируя и совершенствуя их у учащихся, учитель тем самым способствует развитию мышления вообще и теоретического мышления в частности.Среди критериев развития мышления можно выделить следующие этапы:• осознанность операций и приемов мыслительной деятельности;• умение производить рациональные действия в учебных и внеучебных познавательных ситуациях;• умение осуществлять перенос мыслительных операций и приемов мышления на другие ситуации и предметы;сформированность различных видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и абстрактно-логического, репродуктивного и продуктивного;• уровень запаса знаний и их системность;• умение творчески решать задачи, ориентироваться в новых условиях, действовать оперативно;• способность усваивать логические суждения и использовать их в учебной деятельности.Особая роль в овладении приемами мыслительной деятельности принадлежит старшему школьному возрасту. Ведь для старшеклассников важны не только результаты, но и сам процесс учения его цели, содержание и методы. Они становятся объектом осмысления и переживания. Кроме того, в этом возрасте трансформируется соотношение оценки и самооценки: последняя становится более значимой для учащегося. Возрастает потребность в саморегуляции, т.е. в управлении собственным развитием.Учащиеся старших классов в силу своих возрастных особенностей обладают такими качествами (высокий уровень обобщения и абстракции, стремление к установлению причинно-следственных связей и других закономерностей между предметами и явлениями, критичность мышления, способность аргументировать свои суждения) которые позволяют целенаправленно развивать у них теоретическое мышление.Современное общество ставит перед учителем задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. А знания выступают не как цель, а как способ и средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения эти технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.Основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения, позволяющих взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Его суть состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что знают и думают. В результате создаются условия, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации.Приступая к организации интерактивного обучения на уроках, следует соблюдать следующие правила:
  • в работу должны быть вовлечены в той или иной мере все ученики;
  • постоянное поощрение учеников за активное участие в работе;
  • продуктивная работа возможна только в малых группах;
  • все участники должны быть терпимы к любой высказываемой точке зрения;
  • каждый участник в группе должен знать свою роль, но в случае необходимости уметь заменить других.
  • Применение информационных технологий на уроках создаёт такую дидактически активную среду, которая способствует продуктивной познавательной и мыслительной деятельности учащихся, а также в будущем готовит школьников к активной творческой деятельности в новом информационно-развивающемся обществе.Таким образом, интерактивное обучение позволяет: развивать коммуникативные умения и навыки, приучать работать в команде, обеспечивать учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность; развивать общие учебные умения (анализ, синтез, постановка целей и пр.).