Новые формулы фортепианных техник


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Новые формулы фортепианных техник
Автор: Максименко Светлана Борисовна

Максименко Светлана Борисовна ГБПОУ «Дзержинский музыкальный колледж»Краткий план - конспект открытого урока.Виды фортепианной техники в ЦДМШ им. А.Н. Скрябина г Дзержинск 13.12.23.
  • Прослушивание концерта В.А. Моцарта №24 до-минор с каденцией И. Брамса. Исполняет Хлупин А. Выразительные элементы моцартовского стиля-пальцевая техника классического стиля. Моцартовский пианизм и романтические элементы-свободная педализация.
  • Краткий исторический экскурс фортепианной техники. Выход фортепиано за пределы пальцевой и органической техник-предвещал будущее обновление фортепианного пианизма. Пианизм вышел за пределы технического мастерства в сферу звукописи, импрессионистической красочности, сонорики - за гранью пяти палой аппликатуры, оркестровыми подкладываниями пальцев в позиционной технике. Именно у Ф. Листа пианизм вышел на грань от органической техники до нового импрессионистического и оркестрового пианизма. Он «король рояля», «Паганини» фортепианного искусства. Объем всего оркестра семь октав, десять человеческих пальцев, а у Ч. Айвза хх век – двенадцать пальцев. Фортепианная краска и оркестровая палитра становятся приоритетными. Лист «Охота» или знаменитый каприс ля-минор передают мастерство струнной оркестровой группы, штрихи, оркестровку, артикуляцию и т.д. или же для органа или педального фортепиано на тему Дж. Мейербера того же Листа в свободной обработке Ф. Бузони. Новый оркестровый пианизм Бузони выдвинул экспансивную мощь рояля с сонорами-массами, как в новой фортепианной и оркестровой технике Э. Денисова. Заоблачные туше в фортепианных концертах Листа №1 и №2 – брутальность октавной техники в alla fresco в Фауст-сонате или венгерских рапсодиях, специфичность приемов народного музицирования в «Испанской рапсодии». Педальные миксты в «Данте-сонате»-рапсодичность и монологичность-новая свободная техника рояля. Мефистофельская скрипка в «Мефисто вальсе» меняется до романтической неузнаваемости. Новые виды фортепианной техники и логики сформировались у двух корифеев фортепианной методики- М. Лонг и Э. Бланше. Именно у Бланше происходит разрушение фортепианной артикуляции, типичных позиций, ладов, поли тональностей, а у М. Лонг-типичной или стандартной позиционной логики форм общего движения. Логика музыкальной пьесы становится подчинена звуковому образу, а не собственно технике в привычном смысле, где технический прием индивидуален, как у Листа и неповторим в своем экспрессивном звучании. Свой вклад в развитие современной фортепианной техники внес И. Стравинский в его Piano rag music – ударный джазовый пианизм и «варваризмы» Allegro Barbara Б. Бартока.
  • Прослушивание «Огненного острова 1» О. Мессиана в исполнении А. Хлупина. Ритмы-невмы, ритмы Папуа, новая колористическая и новая «птичья» мелодика. Фортепианная формула О. Мессиана. Структурный реализм фортепианного стиля-красочная сонорика фортепианных невм, индийская праобразность. Формируется авторская педализация и новый экстатический пианизм.
  • В ходе открытого урока – детальная проработка узловых разделов концерта и ритмического этюда.
  • Вывод- движение фортепианного стиля от пальцевой к органической – оркестровой – экстатической техникам определяет новые принципы и новые формы пианизма современного пианиста-профессионала. Конечный смысл фортепианной техники- от звуковой выразительности к новым игровым формам движений. В итоге образуется новый тип современной структурно-интеллектуальной фортепианной техники, оказывающей мощное семантическое воздействие на слушателя.
  • Лимит урока-45 минут.