Развитие творческих способностей студентов(первокурсников) - залог успешного обучения профильным дисциплинам.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие творческих способностей студентов(первокурсников) - залог успешного обучения профильным дисциплинам.
Автор: ТАМИЛА НИКОЛАЕВНА ФЕДОТОВА

Федотова Тамила Николаевна Преподаватель, председатель ПЦК БПОУ ОО«Орловский областной колледж культуры и искусств»ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.Развитие творческих способностей первокурсников- залог успешного обучения профильных дисциплин. Из опыта работы БПОУ ОО «Орловский колледж культуры и искусств» специальности 54.02.02. ДПИ и народные промыслы Проблема выбора жизненного пути вчерашнего школьника чаще всего связывается с необходимостью поступления в ВУЗ или ССУЗ. Такая потребность обуславливает наличие его ценностных представлений о своем будущем, профессиональном и социальном статусе.Система среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства занимает особое место в профессиональной подготовке. Мы не аппелируем статистическими цифрами ВВП Российской Федерации в доли выпускников ССУЗов занятых на рабочих профессиях, доля причастности выпускников наших колледжей культуры и искусств, музыкальных училищ – измеряется другими мерками и занимает особое место в системе СПО. Среднее профессиональное образование сегодня - реальная «ниша» малообеспеченных семей, тогда как ВУЗы – для молодежи из семей с более высоким социальным статусом. СПО является надежной ступенью и в дальнейшем профессиональном образовании, выпускники могут сочетать его с профессиональной деятельностью. Множество таких примеров можно привести из каждого выпуска студентов БПОУ ОО «Орловский колледж культуры и искусств».Студенты в средние учреждения образования культуры и искусств приходят с сформированными базовыми национальными ценностями. Наша задача их приумножить и продолжить формирование ценностного отношения к национальным культурным традициям. Колледж реализует Федеральный государственный образовательный стандарт, включая совокупность всех требований по дисциплинам общих ипрофильных, организаций практик, самостоятельных и дополнительныхработ. В совокупности профильные предметы обогащают формирование ценностного отношения к национальной культуре. Приобщение студентов к национальным культурным традициям формирует духовно-нравственную личность. Сейчас остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины». Контингент обучающихся в Орловском колледже культуры и искусств из Орла и Орловской области, составляет 87%, из соседних регионов 13%. Формирование ценностного отношения к национальной культуре и нравственных основ личности мы видим в реализации подготовки специалистов среднего звена через привития в любви к малой родине, краю, его обычаям, традициям, навыков уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных национальностей и культур, развитие толерантности. Говорить о любви к родному краю мало, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, обычаи, народные традиции, владеть технологиями изготовления изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Создавшаяся ситуация с пандемией показывает, что система обучения в СПО претерпевает серьезные изменения. Дистанционное обучение обуславливает глобальную информатизацию, расширение информационно-поисковых систем и средств доступа к информационным ресурсам и имеет свои плюсы и минусы. Но ничто не заменит урока в аудитории и прямого контакта педагог - студент. Воспитание ценностного отношения и формирование основ эстетической культуры в колледже включает в себя задачи: - способность видеть и ценить прекрасное в природе, в быту, труде и творчестве людей;- ценностное отношение к национальным культурным традициям;-представление об искусстве и промыслах народов России;-представление об искусстве и промыслах разных стран;-опыт постижения народного творчества;-опыт самореализации в различных направлениях декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;-опыт сравнения разных культур;Ожидаемые результаты:-развитие познавательной деятельности студентов;-повышение социальной активности;-развитие ценностной ориентации студентов;-повышение интереса к участию в фестивалях-конкурсах, мероприятиях колледжа, города и области;-развитие сотруднических отношений студента – преподавателя - родителей.Мы формируем ценностное отношение студентов к национальным культурным традициям, учитывая степень подготовленности, личностные свойства, а это предполагает различия в содержании, средствах и методах целенаправленного воздействия, для обеспечения активности каждого. Одна из предпосылок этого - ответственность студентов за свои результаты, интересы, мировоззренческие взгляды, которые регулируют предметно-практическую деятельность. -4- Ценностное отношение к национальным культурным традициям сформировано тогда, когда студент активно и сознательно стремится к лучшим результатам. Заинтересованность, ответственность за выполнение заданий или участия в мероприятиях становятся потребностью и привычным, естественным состоянием, не требующим постоянных внутренних усилий и напряжения. При проведении занятий по дисциплинам Художественное проектирование изделий ДПИ, Технология исполнения изделий, Рисунок, Живопись, Цветоведение, Пластическая анатомия мы учитываем:
  • Организация учебной деятельности:
  • - использование методик копирования; -использование методики чередования интенсивности и релаксации, проводили физкультурные пятиминутки сидя за рабочими столами, используя проходы; -использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей обучающихся; -построение урока с учётом работоспособности;-соблюдение гигиенических требований;-благоприятный эмоциональный настрой; -учет подготовленности с точки зрения профессиональной направленности2 .Создание комфортных условий на занятиях:- возможность использования образцов и учебных пособий в свободном доступе;- температура и свежесть воздуха, регулярное проветривание, физкультурные пятиминутки в аудитории; - рациональное освещение аудитории;- исключение монотонных звуковых раздражителей.3. Индивидуально-дифференцированный подход.- работа в индивидуальном режиме;- использование источников информации; -возможность обратиться за консультацией;- прививание отсутствия страха ошибки;- положительная мотивация, сознательное отношение к учебной деятельности; - высказывание и аргументирование своего мнения Профильные дисциплины Технология исполнения изделий декоративно - прикладного искусства и Художественное проектирование изделий являются ведущими, формируют профессиональные компетенции. Для этого изучаются направления декоративно-прикладного искусства разных народов, проводятся мастер-классы педагогами и мастерами, используются информационно интернет-ресурсы. Индивидуальные занятия, копирование образцов, промежуточные срезы, самостоятельные работы помогают , производственные и учебные практики помогают формировать ценностное отношение к культурному наследию. Организация участия в конкурсных мероприятиях различного уровня - фактор личностного роста студента и профессионального роста педагога. Студентами и педагогами специальности 54.02.02. ДПИ и народные промыслы накоплен хороший опыт участия в конкурсах, фестивалях, выставках городских, областных, Всероссийских Международных. Используя принцип от меньшего к большему, в первую очередь проводим выставки и конкурсы внутри группы, в колледже, в районном городском конкурсе, далее в областном и только на 3-4 курсе выходим на Всероссийские и Международные. Такая последовательность позволяет накопить опыт, преодолеть чувство страха ошибки, умение проигрывать, делая выводы.При подготовках к этим мероприятиям существует особая атмосфера между преподавателями и участниками. Конкурс, выставки, фестивали – серьезный стимул, формирующий отношение студентов к учебе, развитие интереса к профильным дисциплинам не только на первых курсах. В предварительной подготовке активизируется самостоятельность и возможность проявления инициативы, позитивное отношение к модульным дисциплинам, растет авторитет педагога. Задуманные студентами, утвержденные на заседаниях ПЦК эскизы работ, что готовятся на конкурс, изначально имеют свое видение и порой нестандартное решение. Приобретенные навыки в будущем будут полезны на рабочих местах, когда необходимо принять самостоятельное решение. Каждое мероприятия, будь то Международный конкурс или конкурс внутри колледжа, это и получение большого творческого опыта, с появлением которого появляется интерес к деятельности. Для полноценной профессиональной ориентации и повышения мастерства опыт творческого соревнования необходим. Порой мы сталкиваемся с отказами студентов от принятия участия по разным причинам. В этих случаях разбираемся индивидуально, помогая побороть и чувство страха, и неуверенность в победе. Убеждаем, что проигрыш - это тоже приобретение опыта, поражение следует повернуть себе на пользу, извлечь урок, бороться. Студент, поддерживаемый педагогом, занимается самообразованием, вырабатывает характер, устраняет недостатки, повышает квалификацию. Студенты специальности ДПИ и народные промыслы с 2005 года участники и победители (Лауреаты 1, 2 степеней) Всероссийских и Международных конкурсов в Швеции (Даларна) Казани, Москве.