Публикации социально значимых проектов регионального уровня
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Публикации социально значимых проектов регионального уровня
Автор: Кристина Артуровна Балаян
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 «Малышка»Экологический проект для первой младшей группы «Каждой пичужке по кормушке».Воспитатетель: Балаян К.А.2023– 2024 уч.год.Экологический проект для первой младшей группы «Каждой пичужке по кормушке»Паспорт проектаВид проекта: познавательно-исследовательскийПродолжительность: краткосрочный Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители.Введение: В современных условиях проблема экологического воспитания детей приобретает особую остроту и актуальность. Именно в этот период происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.Актуальность проекта:Тема проекта «Покормите птиц зимой» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. Зима – трудное время года для птиц. Из 10 синиц к весне выживают всего две. Гибнут птицы не от холода, а от голода. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.Гипотеза:Если каждый человек не останется равнодушным, смастерит кормушку и регулярно будет подкармливать птиц, то птиц, погибающих от холода, станет зимой меньше. Цель проекта: Формирование у детей основ экологической культуры, осознанно-правильного отношения к зимующим птицам нашего края. Задачи проекта: ОбразовательныеПознакомить с понятием «Зимующие птицы»; Расширять знания об окружающем, о пользе птиц в природе;Учить узнавать пернатых по внешнему виду; Формировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период;Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;РазвивающиеРазвивать конструктивные умения, художественно-творческие навыки;Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности.ВоспитательныеВоспитывать ответственное и бережное отношение к природе.Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях. Укреплять детско-родительские отношения.Ожидаемый результат: - у детей возрастет объем знаний о зимующих птицах; возникнет желание заботливо, чутко и внимательно относится к ним; повысится уровень знаний и практических умений по данному направлению. - заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой); развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков Формы реализации: Непосредственная образовательная деятельность, беседы, наблюдения, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей, продуктивные виды деятельности.Проект включает в себя три этапа:1 этап. Подготовительный. • Определение темы проекта.• Формулировка цели и задач проекта.• Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.• Ознакомление родителей с целями и задачами проекта в консультативных беседах.• Составление плана работы, подбор наглядно – дидактического материала на тему проекта, художественной литературы, подготовка музыкального сопровождения (музыка из серии «Голоса птиц»), мультфильмов, физкультминуток, подвижных игр, различных материалов для продуктивной деятельности детей, разработка содержания НОД.2 этап. Основной. Реализация перспективного плана проекта: - НОД, беседы, наблюдения, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписи, продуктивные виды деятельности.Совместное творчество детей и родителей.3 этап. Заключительный Оформление результата проекта в виде презентации;Развешивание кормушек на территории детского сада. Перспективное планирование проекта.Работа с детьми: 1Показ презентации «Птицы зимой» 2Чтение художественной литературы и стихотворений о птицах. С. Маршак «Где обедал воробей?»; В. Звягина «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», В. Берестов «Воробушки», А. Барто «Воробей»,Н. Грибачёвой «Ну морозы, ну морозы»,Г. Ладонщиков «Наши друзья», А.Яшин «Покормите птиц зимой!»3Беседы: «Меню птиц», «Какие птицы прилетают на участок детского сада?», «Каких птиц я видел, гуляя с родителями?»4НОД аппликация «Снегири и синички».НОД рисование «Приглашаем снегирей съесть рябинку поскорей»НОД лепка «Зернышко для воробушка»Раскрашивание силуэтов птиц.5Вечер загадок о зимующих птицах.6Рассматривание альбома «Зимующие птицы» Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях.7Сюжетно - ролевая игра «Больница для птиц»8Рассказ воспитателя. НОД«Как помочь птицам пережить зиму»Составление рассказа по картине «У кормушки»9Просмотр мультфильмов: «Попугай Кеша», «Воробьишка – хвастунишка».10Дидактические игры: «Один - много», «Угадай по описанию», «Что за птица?», «Угадай, кого не стало», «Накорми птиц», «Назови и покажи зимующих птиц».11Целевые прогулки по территории детского сада:Наблюдения за птицами, «Следы на снегу». Наблюдение за поведением птиц во время кормления.Наблюдение за птицами на прогулке: внешний вид, строение, питание, повадки, сходства и отличия. Вывешивание кормушек, сделанных руками родителей. Подкормка птиц во время прогулок.12Подвижные игры: «Птички летают», «Птички в гнездышках», «Воробушки и автомобиль», «Кот и воробьи». Дыхательная гимнастика: «Согреем птичку»13Пальчиковые игры: «Воробьи – воробышки», «Птичья кормушка», «Сел на ветку снегирек», «Сорока», «Птичка крылышками машет14Музыка: Прослушивание аудиозаписей «Голоса птиц». Слушание песни «Птички», муз. Т. Ломовой, «Воробей», муз. Ветлина.Пение песни«Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой.Работа с родителями:Наглядная информация для родителей:- «Понаблюдайте за птицами во время прогулки с ребенком», «Не проходите мимо»- Призыв к участию в экологической акции «Покормите птиц зимой!»- Участие родителей с детьми в конкурсе «Криативная кормушка» (изготовление кормушек для птиц).- Помощь родителей в изготовление атрибутов к подвижным играм. Изготовление шапочек масок с изображениями птиц для подвижных игр.Вывод:В результате проведения проекта «Покормите птиц зимой», у родителей и детей появилась заинтересованность в совместной деятельности. На участке детского сада были развешаны кормушки, изготовленные родителями из различных материалов: деревянные кормушки-домики, кормушки из пластиковых бутылок. В зимний период ежедневно кормили птиц, наблюдали за их поведением, использовали разный корм. В результате проведенной работы, дети узнали, какие птицы называются «зимующими», как различить птиц по окраске, какие корма предпочитают птицы (например: голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало). Дети вместе с родителями принимали участие в сборе корма для птиц, изготовили кормушки и собрали материал о наших пернатых друзьях. Укрепились детско-родительские отношения. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.Но главный результат проекта - это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Таким образом, мы уверены, что у наших воспитанников успешно формируется гуманно ценностное отношение к природе и ко всему живому.Перспективы дальнейшего развития:В ходе реализации проекта наши воспитанники и родители постоянно заботились о пернатых, но возник вопрос: "А другие заботятся о птицах в зимний периодвремени? ". Мы вместе с воспитанниками обсудили этот вопрос и решили привлечь жителей нашего города к подкормке птиц. За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить на протяжении всей зимы до появления естественного корма.В весенний период реализовывать проект «Подарите птицам дом». Литература: Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. длявоспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группедетского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 96 с Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы вовторой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. –144 с «Комплексные занятия в ДОУ», вторая младшая группа под редакциейМ. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой - Издательство"Учитель" 2011г. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольномдетстве». Новая школа. – Москва, 1995 Помораева И.А. Позина В.А. Занятия по формированию элементарныхматематических представлений во второй младшей группе детскогосада. Планы занятий. – М.: Мозаика- Синтез, 2008. – 48 с. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7лет. – М.: Мозаика- Синтез, 2011. – 144 с.