Открытое занятие по математике в старшей группе


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Открытое занятие по математике в старшей группе
Автор: Андреева Ольга Викторовна

Конспект открытого занятия по математикев старшей группеЦель: Развивать логическое мышление, сообразительность, воображение, память. Уточнить знания детей о геометрических фигурах, о прямом и обратном счете; упражнять в определении предварительного и последующего числа. Закрепить знания о цифрах и числовое значение цветных палочек Кюизенера. Продолжать учить решать логические задачи на основе зрительного восприятия информации.Материал: рисунки геометрических фигур, конверты пяти цветов, мяч, цветные полоски, плоскостные геометрические фигуры, цифры от 1 до 7, комплекты палочек Кюизенера на каждого ребенка.Ход занятия Дети стоят полукругом.Воспитатель: Добрый день начинается с хорошего настроения, веселой улыбки, поэтому улыбнитесь, дети, друг другу и пожелайте всем доброго дня и гостям, которые к нам пришли.(Дети здороваются).Воспитатель: К нам пришло письмо с интересными заданиями, если мы справимся нас ждет сюрприз. Вы готовы поиграть? Тогда вперед!Дети: Да.Воспитатель: И так первое задание в конверте под номером 1, открываем его. Какого цвета конверт? (Белого). Картинка с мячом: игра с мячом. Я буду задавать вопросы, а вы быстро отвечайте.- Какое сейчас время года? (Зима)- Сколько пальцев на одной руке? (Пять)- Сейчас утро или вечер? (Утро)- Сколько углов у треугольника? (Три)- Сколько носов в трех котов? (Три)- Какой сегодня день недели? (Понедельник)- Какой день недели будет завтра? И т.д. по количеству детей.- Какая цифра идет после 5?Воспитатель: Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы. Нас ждет следующий конверт. Давайте его откроем, второй конверт. Какого цвета конверт?Дети: РозовыйВоспитатель: Что вы видите?Дети: ПрямоугольникВоспитатель: Как вы думаете, с кем дружит прямоугольник?Дети: С треугольником, с квадратом, с кругом.Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру с геометрическими фигурами.Дидактическая игра «Найди предмет»Воспитатель: Давайте найдем друзей прямоугольника в предметах, которые нас окружают. Я буду называть предмет, а вы найдите необходимую геометрическую фигуру и положите на полоску, которая перед вами (тарелка, двери, крыша дома, огурец).- Какие фигуры у вас получились? Назовите их.Воспитатель: Молодцы, ребята! С этой задачей вы справились без проблем.Физкультминутка «В этой группе все друзья»(Воспитатель произносит слова, показывая движения, а дети за ним повторяют)В этой группе все друзья, раз, два, триВы и мы, и ты и я, и раз, два, триУлыбнись тому, кто справаУлыбнись тому, кто слеваМы одна семья.В этой группе все друзья, раз, два, триВы и мы, и ты и я, раз, два, триРуку дай тому, кто справаРуку дай тому, кто слеваМы одна семья.В этой группе все друзья, раз, два, триВы и мы, и ты и я, раз, два, триОбъятия того, кто делоОбъятия того, кто слеваМы одна семья.Воспитатель: Дети, а вам интересно какие же еще задания нас ждут? Давайте откроем конверт. Какого он цвета?Дети: Голубой.Воспитатель: А здесь цифры. Сейчас мы поиграем с этими цифрами.Дидактическое упражнение «Живые цифры»Дети получают карточки с цифрами. По команде воспитателя «Цифры станьте по порядку!» Дети под музыкальное сопровождение находят свое место и становятся лицом к другим детям. Другие дети проверяют правильность выполнения задания. Так же и в обратном порядке.Воспитатель: Молодцы, вы и с этой задачей справились.Воспитатель: Давайте откроем конверт красного цвета. Здесь вас ждут задачи. Вы умеете решать задачи?Дети: ДаВоспитатель: Тогда будьте внимательны. Задачи1.Сколько можно угостить гостей, если одну грушу разделить на 4 части? (Четыре) 2. На дубе 6 веток, а на каждой ветке растет по 2 шишки. Сколько на дубе шишек? (Ноль, потому что шишки на дубах не растут)3. Сколько носов в трех котов? (Три)Воспитатель: Вы справились и с этой задачей. Молодцы!Воспитатель: А сейчас откроем конверт, который остался. Какого он цвета?Дети: ЖелтыйВоспитатель: В этом конверте спрятались волшебные цветные палочки Кюизенера. Цветные палочки хотят с нами поиграть.Дети садятся за столы. Воспитатель дает задание:- постройте ступени с помощью цветных палочек (от 1 до 7) и попробуем подняться по ступенькам и спуститься обратно, пропевая каждое число;- покажите палочку, чтобы она была не желтого цвета- найдите любую палочку, которая короче синей, длиннее красной;- сколько белых палочек уложится в синий палочке?- с помощью оранжевой палочки измерьте длину книги, карандаша и т.д.Итог. РефлексияВоспитатель: Молодцы, ребята. Вы справились со всеми задачами. Вы настоящие ученики математической школы. Скажите, пожалуйста, что мы с вами сегодня делали? Что вам удалось легче? А с чем у вас возникали трудности? Вы все старались и у вас все получилось. И за это я вам подготовила сюрприз (воспитатель раздает детям подарки).Воспитатель: замечательно. Наши пальчики погрелись, взяли в правую руку простой карандаш (большой и средний пальчики обнимают карандаш) и приготовились к диктанту. Начинаем работу от точки:3кл - вверх;5кл - вправо;3кл низ;2кл -влево;4кл -вниз;3кл -влево;1кл -вверх;1кл -вправо;1кл -вверх;1кл -вправо; 2кл -вверх; 2кл -влево.Дети, что у вас получилось? Ребята: КЛЮЧИК.Динамическая пауза «Как приятно в речке плавать!»                                 Как приятно в речке плавать!Берег слева, берег справа.(Наклоны влево и вправо.)Речка лентой впереди.(Потягивания — руки вперёд.)Сверху мостик — погляди.(Потягивания — руки вверх.)Чтобы плыть ещё скорей,Надо нам грести быстрей.Мы работаем руками.Кто угонится за нами?(Плавательные движения.)А теперь пора нам, братцы,(Руки в замок за шеей)На песочке поваляться.Мы из речки вылезаем(Ходьба на месте.)И на травке отдыхаем..Открытое занятие  - Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости посмотреть, чему вы научились, и как много знаете. Поздоровайтесь с гостями. -  Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.  Дети вместе с воспитателем становятся в круг. - В круг широкий, вижу я,Встали все мои друзья.Мы сейчас пойдем направо 1, 2. 3.А теперь пойдем налево 1, 2. 3.В центре круга соберемся 1, 2. 3И на место все вернемся 1, 2. 3.Улыбнемся, подмигнем,И занятие начнём.Дети совместно с воспитателем выполняют упражнения в соответствии с текстом 1 раз.-Занимайте свои места за столами. (дети занимают свои места)- У нас сейчас занятие по математике.Математика очень нужная наука.Без математики, друзья, никак нам не прожить.Ничто не сможем посчитать, и цифры не сравнить.Нам математика дана уж много сотен лет,Ведь даже мамонтов считал древнейший человек.-Без математики человек не сможет решать, мерить и считать. Невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние. Если бы человек не знал математику, он бы не смог изобрести самолёт, автомобиль, стиральную машину, холодильник, телевизор и другу технику. Во всем мире детей учат математике.- Но прежде чем мы начнем заниматься математикой, давайте вспомним правила поведения во время занятия:-Во время занятия ты, сиди спокойно и веди себя ....(достойно)              -Стул и стол - это не кровать и на них нельзя ……(лежать)                                                                                  - Ответить хочешь – не шуми, а только руку …. (подними)- Я вас попрошу на протяжении всего занятия не забывать про эти правила.- А прежде чем поднимите руку, хорошо подумайте над ответом,  не спешите. Помните, что говорят про тех людей, которые всегда спешат? («Поспешишь людей насмешишь»)- Ребята, вы любите сказки? (ответ детей) Тогда слушайте… В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь.- И правил он страной, которая называлась - Математика. И решил он объехать свои города в царстве, посмотреть всё ли у него ладно, всё ли у него складно. Посмотрел он по сторонам, а помощников-то у него нет. Что же делать?(дети высказывают свои предположения)  - Мы поможем Царю- батюшке?- Ребята, а на чем мы можем путешествовать?- Верно, сейчас мы проведем графический диктант и поймем, на чем мы отправимся в путешествие. Мы с вами будем рисовать по клеточкам под мою диктовку. На листочке у каждого стоит красная точка. От этой точки будем работать дальше:1 клеточка вправо , 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз,1 вправо, 1 вниз,1 вправо, 1 вниз,3 влево,1 вниз,5 вправо, 1 вниз,1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз,6 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 4 вправо, 8 вверх, 2 вправо, 1 вниз, 2 влево.- Вижу у всех получились кораблики, мы отправляемся в путь.-  Ребята, а царь мне подсказал, для того чтобы начать путешествие и узнать название первого города, в который мы попадём, надо провести математическую разминку под названием«Не зевай, быстро на вопросы отвечай!». 1. Сколько ушей у двух кошек? (4)2. Сколько дней в неделе? (7)3. Сколько глаз у светофора? (3)4. Сколько пальцев на одной руке? (5)5. Сколько солнышек на небе? (1)6. Сколько лап у двух собак? (8)7. Сколько пальцев на двух руках? (10)8. Сколько в неделе выходных дней? (2)9. Какое число меньше 7, но больше 5? (6)10. Какое число больше 8, но меньше 10? (9).11. Какой завтра день недели?12. Сколько всего дней в неделе?13.Какой день идёт после вторника?14. Как называется пятый день недели?15. Как называются выходные дни?16. Сколько времён года?- Молодцы, справились с разминкой! И на карте появился первый город, в который мы отправимся. Этот город называется Числоград, в этом городе живут числа, они так долго готовились к встрече с вами, что совсем перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им ребята найти своё место.Дидактическая игра «Найди место в ряду».Цель: закреплять умение детей составлять числовой ряд, упражнять в прямом и обратном счёте.- Раздаю детям карточки от 1 до 10. Дети выстраиваются в соответствии с порядком цифр, держа карточки перед собой. Игра "По порядку становись". Порядковый счёт от 1 до 10 и от 10 до 1. (хором считаем).- Посчитайте от 3 до 9, от 4 до 8- Посчитайте от 10 до 5, от 7 до 3.Дидактическая игра «Соседи числа».Цель: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному числу.- У каждого числа есть соседи, предыдущее и последующее число.-Маша назови соседей числа 5.- Леонид назови соседей числа 8.- Настя назови соседей числа 3. Назовите предыдущее число чисел 3 ,6, 8.10. Назовите последующее число чисел 2, 5, 9. (Молодцы справились с первым заданием)Дидактическая игра «Расставь правильно знаки  "больше ,меньше ,равно".Воспитатель: какие знаки сравнения чисел вы знаете? (больше, меньше, равно). В следующем задании надо правильно сравнить цифры.5 7 4 2 4 87 8 6 1 9 1 Следующее задание поможет нам ориентироваться на местности или читать карту:Кладем перед собой чистый лист, на подносе геометрические фигуры.
  • В правый верхний угол выкладываем квадрат
  • В левый верхний угол – прямоугольник
  • В правый нижний угол – овал
  • В левый нижний угол – круг
  • В центр треугольник
  • Следующий город на нашем пути называется «Построй-ка»Помогут в этом нам счетные палочки:1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).3. Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон (пятиугольник).Воспитатель«Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием!»Это вы потренировались, теперь выложим по памяти ракету.На нашем пути город «Решай-ка»Но перед тем, как решить задачу давайте с вами вспомним из каких частей состоит задача? (Условие, Вопрос, Решение, Ответ.)Что такое условие? (это то, что нам известно).Что такое вопрос к задаче? (это то, что нам нужно узнать).Что такое решение задачи? (это то, что можно сложить или вычесть).Что такое ответ? (это то, что получилось и известно нам).Какие вы знаете арифметические действия? (сложение и вычитание)Какие вы знаете арифметические знаки? (+ --На столе стояло 6 машинок. Подошёл Ваня и поставил ещё 2 машинки. Сколько машинок стоит на столе? 6+2=8-Тане купили 5 шаров. Один улетел. Сколько шаров осталось у Тани? 5-1=4- На столе лежало 4 яблока и 1 груша. Сколько овощей лежало на столе?- У берёзы 5 веток слева и 5 веток справа, на каждой по 6 шишек. Сколько всего шишек на берёзе.У бабушки Маши внук Федор,Кот Пушок. Собака Дружок.Сколько у бабушки внуков. (1)  Четыре гусёнка и двое утятВ озере плавают, громко кричат.А ну, посчитай поскорей -Сколько всего в воде малышей?(2+4=6)Семь малюсеньких котятЧто дают им, всё едят,А один - добавки проситСколько всех котяток? (8) (7+1=8)3.Ёжик по лесу шёл,На обед грибы нашёл.Два – под берёзой, три – под осинойСколько их будет в плетёной корзине? (5) (2+3=5)  На пути город: «Логика»"Дорисуй недостоющую фигуру"  (Работа на листочках)- Молодцы, и с этим заданием справились! И посмотрите , появилась конечная остановка, «Резиденция царя», на этом наше сегодняшнее путешествие заканчивается, но мы с вами ещё не один раз отправимся путешествовать по городам волшебной страны МАТЕМАТИКА где встретим старых друзей и заведём новых.  Динамическая пауза:Раз, два – стоит ракетаТри, четыре –самолет1,2 – хлопок в ладоши,А потом на каждый счет1,2,3,4- руки выше, плечи шире1,2,3,4 и на месте походилиКак пружинки все приселиИ на стульчик тихо сели.