"Золотое кольцо России"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Золотое кольцо России"
Автор: Надежда Анатольевна Циркунова
Цели урока: Образовательная: - сформировать представление у обучающихся о Золотом кольце России, какие города входят в него.Развивающая: - способствовать развитию познавательной мотивации, расширению кругозора;- развивать умение определять цель, строить деятельность по её достижению, способность правильно формулировать мысли в процессе общения;- развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную речь;- формировать умения слушать и слышать одноклассников, учителя.Воспитательная:- способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за нашу страну через изучение достопримечательностей старинных русских городов.Тип урока: первичное предъявление новых знанийФорма урока: урок-путешествиеОборудование: мультимедийная презентации, карта Золотого кольца России, фотографии с изображением городов Золотого кольца (маленькие фотографии лежат на партах, а большие фотографии прикреплены к доске), конверты разного цвета с заданиями, маршрутные листы, листки для заметок, веер, чемоданчик, воздушный шарик. Планируемые результатыЛичностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; проявление интереса к культуре и истории своего народа, родной стране.Предметные: обучающиеся узнают, какие города входят в Золотое кольцо России, их расположение на карте и достопримечательности; почему эти города объединены в понятие «золотое кольцо».Метапредметные:Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие умения удерживать цель деятельности до получения её результата; осуществление контроля деятельности; оценивание результатов своей деятельности.Познавательные: формирование умения выявлять особенности и сходства разных объектов в процессе их рассматривания.Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли; развитие навыков сотрудничества со сверстниками в групповой работе, умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельностиИспользуемые на уроке современные педагогические технологии: - здоровьесберегающие технологии (эмоциональное воздействие на детей, физкультминутка), - ИКТ,- проблемное обучение (проблемная ситуация с удивлением, проблемные вопросы), - игровая технология. Методы обучения:- частично-поисковые, проблемный (направлены на мотивацию учебной деятельности); учащиеся сравнивали, анализировали, соотносили результат выполненного действия с поставленной проблемой;- объяснительно-иллюстративный (организация и осуществление учебно-познавательной деятельности);- репродуктивный (воспроизведение чего-либо по образцу или по памяти; в активной форме ученики самостоятельно определяют, выбирают алгоритм действий, а затем упражняются в его применении); - беседа, диалоговое взаимодействие;- практические (самостоятельная работа с карточками-заданиями).Организационные формы урока: фронтальная, групповая (класс разделён на группы по 5-6 человек)Ход урокаОриентировочно-мотивационный этап урока1. Положительный настрой на урок- Здравствуйте, ребята. - Посмотрите друг на друга. Подарите своим одноклассникам улыбку и частичку своего хорошего настроения, которое мы пронесём через весь наш урок. Я вам тоже дарю частичку своего хорошего настроения.Руки – на месте.Ноги – на месте.Локти – у края.Спинка – прямая.2. Актуализация знаний- Ребята, а кто из вас был внимательным и заметил, с чем я вошла в класс? (В класс учитель входит с небольшим чемоданчиком и воздушным шариком)- А как вы думаете, в жизни, зачем нужен чемоданчик? (Обучающиеся отвечают, чтобы складывать вещи, брать с собой в поездки, путешествовать) – карточку со словом прикрепить на доску - А зачем люди путешествуют?- А на чём можно отправиться в путешествие? 3. Самоопределение к деятельности- Ребята, а вы хотите узнать, что лежит у меня в чемоданчике?- Что я держу в руках? (Показать проволоку)- А что можно с ней сделать? (Дать проволоку каждой группе обучающихся)- Ребята, а что я сделала из проволоки? (Показать окружность)- На каком уроке мы встречаемся с окружностью? (На уроках математики)- Окружность – это что… ( Геометрическая фигура)- Как ещё можно сказать, что это? (Это кольцо) – карточку со словом прикрепить на доску - А что такое кольцо? (Это окружность, круглая рамка. Украшение, символ единства, сближения)- Из какого материала могут быть сделаны кольца? (Из золота, серебра…)- Золотое кольцо? В прямом или переносном значении употреблено слово золотое? (В прямом)- А когда употребляем это слово в переносном значении? – карточку со словом прикрепить на доску - Составьте с данными словами предложение.- Кто догадался, куда отправляемся в путешествие? (Отправляемся путешествовать по золотому кольцу)- Предположите, где находится Золотое кольцо? (В России) – карточку со словом прикрепить на доску - Назовите тему урока. – карточку с темой урока прикрепить на доску - Какова цель нашего путешествия?(Познакомиться с интересными древними русскими городами России. Узнать об их достопримечательностях. Больше узнать об истории нашего государства)Приём «Знаю – Хочу узнать – Узнал» - карточки прикреплены на доске обратной стороной - Что вы знаете по этой теме? (Открыть первую карточку «Знаю»)- Что хотите узнать? (Открыть вторую карточку «Хочу узнать»)- На какой главный вопрос мы должны с вами найти ответ? (Почему Золотое кольцо?)- На каком транспорте мы отправимся в путешествие, чтобы полюбоваться красотой городов с высоты птичьего полёта? (Обучающиеся перечисляют виды транспорта)- Вспомните, с чем ещё я вошла к вам в класс? (Показать воздушный шарик)- Так на чём мы отправимся в путешествие? (На воздушном шаре)- Какие правила мы должны соблюдать во время путешествия? (Обучающиеся перечисляют правила безопасного путешествия)- А что ещё может лежать в чемоданчике, если мы с вами отправляемся путешествовать? (Обучающиеся называют предметы) Достать из чемоданчика карту (Приложение 1)- Зачем нам нужна карта? (Чтобы знать, куда отправиться в путешествие)Карту прикрепить на доску (большая)II. Операционно-исполнительский этап урока1. Начало путешествия- Для вас в чемоданчике припасены и маршрутные листы, и листы для заметок, с которыми мы будем работать на протяжении всего нашего виртуального путешествия. Распределите обязанности в группе: кто пишет в листках для заметок, кто отмечает места, где мы побываем в маршрутных листах, кто фотографирует (Приложение 2, 3)- Путешествие начинаем из сердца нашей Родины. Откуда? (Из Москвы)Слайд 2 (Презентация «Золотое кольцо России»)- Где мы находимся? (Мы находимся на Красной площади)- Посмотрите, слева Спасская башня с курантами, справа – храм Василия Блаженного- Сделаем фотографию на память. Достаньте свои фотоаппараты. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют объект, произнося «чик») (Приложение 6)- Отметьте пункт отправления на маршрутных листах. (Обучающиеся на маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали) На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали - Фотографию на память в маршрутный лист и в чемоданчик (Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)- Что мы напишем в листок путешествия? Какие эмоции вы испытываете? (Ответы обучающихся)- Итак, в путь. Включайте своё воображение. Представьте, что мы летим на воздушном шаре, который мгновенно будет переносить нас из города в город. 2. Сергиев Посад Слайд 3- Из Москвы мы отправляемся на северо-восток, в какой город? (Сергиев Посад)- Найдите на карте этот город, отметьте флажком. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали Работа в группах. На столах лежат конверты с карточками- Открываем голубой конверт, читаем текст и составляем вопросы по тексту для других групп. - Проверяем, как вы выполнили задание. (Каждая группа задаёт вопрос)- Вам захотелось погулять по территории Троице-Сергиевой лавры?- Мне, ребята, тоже. Особенно зайти в Успенский собор. Это пятиглавая церковь находится в центре лавры. Посмотрите, какая красота!- Сделаем фотографию на память и поместим в маршрутный лист. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют объект, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)- Поработайте с листком путешествия для заметок. Что вы запишите? (Ответы обучающихся)3. Ростов Слайд 4- Отправляемся дальше в город … (Ростов)- Посмотрите, ребята, а мы здесь не одни. Кто-то ещё любуется достопримечательностями Ростова. Поприветствуем их. (Все машут рукой)- Отметьте город в маршрутном листе. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали - Ростов – один из самых древних городов в Золотом кольце. Уже с давних времён его называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль, построенный во второй половине XVII века в центре города на берегу озера Неро. Что мы видим за его белыми стенами?- Правильно, видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся мелодичным звоном и известны по всему миру. Каждый из 13 колоколов звонницы, от самого большого, весом в 32 тонны колокол «Сысой», до самого малого, звучит по особенному. - Вы хотите послушать знаменитый звон Ростовских колоколов?- Слушайте внимательно. Потом вы мне скажите, какие ощущения вызвал у вас колокольный звон. Постарайтесь понять, где звучит самый большой колокол.Слайд 4Звучит Ростовский колокольный звон - Так, когда звучал 32 тонный колокол?- Какие ощущения вызвал у вас колокольный звон?- Делаем фотографию на память. Помещаем её в маршрутный лист и кладём в чемоданчик.(Образно обучающиеся и учитель фотографируют город, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)- Что вам запомнилось о городе Ростове? Какие эмоции вы испытали, побывав в городе Ростов? Запишите в листок для заметок- Пора отправляться нам дальше. 4. ФизкультминуткаВдруг 3 класс внезапно ожил.Посмотрел он вправо, влево.К солнцу руки протянул.И друзьям во след махнул.(Помахали другому, улетающему воздушному шару)5. Ярославль Слайд 5- Внизу мы видим, какой город? (Ярославль)- Отметьте флажком этот город. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали - Ярославль – древнейший город Золотого Кольца России, один из красивейших городов Поволжья. Он был основан князем – Ярославом Мудрым. - Кто уже догадался, что будет являться одним из украшений города Ярославля? Покажите. (Обучающиеся называют Церковь Ильи Пророка)- Трудно не заметить в центре города Церковь Ильи Пророка. Необычайно красив этот простой по формам, строгий и торжественный храм с пятью широко поставленными главами.- Делаем фотографию на память. Помещаем её в маршрутный лист и кладём в чемоданчик. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют город, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)- Давайте запишем в листки путешествий, что мы узнали о городе Ярославле и какие эмоции испытали. 7. Кострома Слайд 6- Посмотрите, над каким городом мы пролетаем?- В состав Золотого кольца России входит также и Кострома.- Отметьте этот город. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали - Возьмите розовый конверт. Прочитайте внимательно текст и вставьте пропущенные слова.- Какая существует легенда о городе Костроме? Раскрыть веер- Вам захотелось побродить по улицам города?- Посмотрите, ребята, внизу мы видим Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. - Вам нравится он?- Что привлекло ваше внимание?- Это один самый значимый из памятников Костромы. Монастырь охранял от врагов подступы к городу. - Скорей делайте фотографию на память, пока ветер не унёс наш шар. Помещаем её в маршрутный лист и кладём в чемоданчик. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют город, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)- Делаем заметки.9. Владимир Слайд 7- Ребята, наше путешествие, наверное, завершилось? - Над каким городом мы ещё не пролетали? Посмотрите на маршрутный лист.- Отметьте его в маршрутном листе флажком. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали - Это ещё одна жемчужина Золотого кольца. Его основал князь Владимир Мономах. - Осмотритесь вокруг. Что вы видите?- Завораживает величественная красота города, островерхие терема. Его древние храмы являются истинным украшением города.Слайд 8- Вот величественный Успенский собор, который находится на высоком берегу реки Клязьма в центре города, по его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле. - Возьмите зелёный конверт. - Прочитайте предложение. Найдите и подчеркните в нём ошибку, не соответствие действительности.Учитель подходит к каждой группе. Дети шепнут учителю на ушко о найденной ошибке. - Молодцы, все с заданием справились. Почему? Какие вы путешественники?- Прочитайте правильно предложение.- Так как нужно путешествовать? - Делаем фотографию на память. Помещаем её в маршрутный лист и кладём в чемоданчик. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют город, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик) Закрепление изученного материалаСлайд 9- Наше путешествие заканчивается там, где оно начиналось. Где?- Как доказать, на что похож маршрут нашего путешествия? Соедините красным маркером города, над которыми мы пролетали- Так как расположены города? - Назовите города нашего маршрута.Слайд10- Все города, соединяясь дорогами, вы правильно заметили, расположены своеобразным кольцом к северо-востоку от Москвы. - Мы побывали в некоторых древних городах Золотого кольца. В маршрут входят и другие города Переславль-Залесский, Иваново, Суздаль и близлежащие города: Муром, Углич, Плёс и другие. - Вы продолжите знакомство с ними на следующих уроках.III. Рефлексивно-оценочный этап урокаУчитель читает стихотворение В. СтепановаГорода старинные, звон колоколов.Словно птицы-лебеди Суздаль и Ростов.На широкой Волге Плёс и Кострома,Башенки резные, чудо-терема.Города старинные - к солнышку лицом -Для России стали Золотым кольцом.- Так почему же для России они стали Золотым кольцом? Кто догадался? - В каком значении употреблено слово золотое в прямом или переносном?- Города украшают нашу Родину. Маршрут назван Золотым кольцом, потому что достопримечательности городов бесценны и могут быть сравнимы с дорогим металлом. 2. Приём «Знаю – Хочу узнать – Узнал» - на доске- Поработаем теперь с карточкой «Узнал» (Открыть третью карточку «Узнал»)- Что нового для себя вы узнали на уроке? (Ответы обучающихся)3. Рефлексия- Вам понравилось наше путешествие?- Захотелось ли вам отправиться на экскурсию в эти города вместе с родителями или классом?- Отметьте на маршрутном листе флажком, в каком городе вам захотелось побывать? - Расскажите, где вам захотелось побывать. Почему именно в этом городе?- А на каком транспорте лучше отправиться, чтобы познакомиться со всеми достопримечательностями городов? Почему? - Ребята, а когда мы возвращаемся из путешествия, что привозим домой? (Сувениры, фотографии)- Мы тоже фотографировали с вами некоторые достопримечательности городов Золотого кольца. Следующий урок окружающего мира мы начнём с того, что будем вспоминать о нашем путешествии, и я вам предлагаю создать фотоколлаж и рассказать другим ребятам, где мы с вами были, и что на нас произвело впечатление.Достать из чемоданчика рамку и фотографии для фотоколлажаПодведение итогов- Каким было наше путешествие?- Где мы с вами виртуально побывали?- Мы с вами совершили путешествие по Золотому кольцу – гордости России. Каждый город Золотого кольца блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе составляют сокровищницу русской культуры. Золотое кольцо – гордость России.- Вот и подошёл к концу наш урок-путешествие по Золотому кольцу России. Я благодарю всех за активную работу на уроке. Спасибо!VI. Домашнее задание - Ребята, а что вам захотелось сделать дома? - Поднимите руку, кому захотелось сделать рисунок? - Кто захотел найти дополнительную информацию о понравившемся городе?- А кто захотел рассказать родителям о своих впечатлениях от нашего путешествия?Дифференцированное домашнее задание