Как правильно слушать музыку"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Как правильно слушать музыку"
Автор: Дерендяева Ольга Вениаминовна

Лекция для детей
в рамках Фестиваля, проводимого преподавателями театра им. Натальи Ильиничны Сац
Как правильно слушать музыку
Меня зовут Ольга Вениаминовна, я пою, учу петь, учу играть на фортепиано, читаю лекции, провожу уроки по теории музыки (сольфеджио), помогаю взрослым и детям осуществить цель, как они ее себе представляют.
Рада встрече с вами. И хочу предложить вам быть сегодня не просто слушателями, а участниками нашей встречи. Хорошо?
Для начала нам нужно сориентироваться. Давайте посмотрим: где мы? Оглядитесь. Что вы видите? Это комната? Это зал? Посмотрите на потолок. Спасибо. Посмотрите на пол…и т.д. Познакомимся. Встаньте те, у кого голубые глаза. У кого светлые волосы. У кого темные брюки. И т.д( по обстановке) Спасибо. Вы здесь и это здорово.
Сейчас мы поиграем. Я попрошу вас закрыть глаза и не подглядывать. Вы можете услышать звуки какие-то, если захотите. А потом сказать мне, что услышали, когда я попрошу открыть глаза. Хорошо? Закройте глаза. (Я топаю, что-то напеваю, звеню, комкаю бумагу или фольгу, плачу,хлопаю, что-то играю) Кто хочет теперь быть ведущими? ( выходят 2-3 человека, даю им задание, что сделать), так 3 раза.
Игра в звуки
Понравилась? Вы можете теперь играть сами в нее?
А теперь вопрос самым внимательным: А какие музыкальные звуки среди всех звуков были?
В наше время вокруг много звуков, и шумовых и музыкальных. Мы мало слышим звуков природы, потому что много находимся в помещении. А иногда звуки накладываются и врываются в нас, хотим мы или не хотим.
Помогайте: звонки на перемену, телефонные звонки, шум ветра, дождя. Шум телевизора, звуки от соседей, звуки с кухни, шум чайника. Работающий мотор, шум машины, летящий самолет. А уж какой шум на перемене в школе, невозможно ничего сказать, никто не услышит, да?
Некоторые мы не замечаем, и не слышим как бы, привыкли к фону. Так же, как и к музыке, которая звучит фоном, и мы ее не осознаем.
А есть другая проблема - плохой слух или отсутствие слуха. Мой папа давно плохо слышит. Ходит со слуховым аппаратом, и очень громко включает телевизор.
А есть люди - вообще не слышат. Видели таких? Они разговаривают с помощью рук, жестов, губами. А давайте тоже попробуем понять, что я скажу без голоса
(мама, кушать, пойдем, бегом, я обиделась, хахаха) и т.д. Если хочешь понять - постараешься, правда?
Представьте, что есть и те, кто слышит, но не хочет слышать. Почему?
Не хотят знать, неприятно слышать, считают, что они и так знают, и уже всё слышали, и ничем их не удивишь. Они перекрывают себе способность слышать и понимать. Ведь мы не просто слышим, мы воспринимаем.
Мы в детстве любили играть в игру Глухие телефоны. Знаете такую? Хотите поиграть? Мне надо 3 ведущих, по 1 с каждого ряда. Вы скажете слово, и его надо передать по ряду, говорите негромко, и передавайте сосед соседу. Последних спросим, что они услышали. вы скажете своему соседу
Игра Глухие телефоны.
Для того, чтобы общаться, надо иметь желание услышать, понять. Вот пример: Сидит девочка в телефоне, подходит другая и говорит: А мы с папой в кинотеатр пойдем, он нам обещал. Девочка продолжает играть подружка отходит.
Мальчик подходит к другу, тот сидит в наушниках. Мальчик говорит: Пойдем поиграем. В ответ тишина. Мальчик уходит.
Плохо, когда с вами не общаются, правда? Или вы своим не вниманием обижаете других.
Музыка тоже хочет общения. Как хорошая, прекрасная музыка может с вами общаться? Хотя бы включите её. А лучше посмотрите концерт.
Сейчас я включу музыку, вы послушайте и скажите понравилась она вам?
П.И. Чайковский Детский альбом Мама
Понравилась музыка? Какая она? Добрая музыка, ласковая, светлая. В этой музыке композитор П.И Чайковский выразил свою любовь к маме. Он ёё очень любил. Она хорошо играла на рояле и вечерами дети собирались вокруг мамы, слушая её игру. Во многих семьях первый, кто знакомит с музыкой-мама.
Музыка - это общение. Общение без слов, звуками. Это самый понятный всем язык, не имеет границ, проникает в самое сердце. Если ее слушать.
Слушая музыку, мы общаемся с её создателем, композитором. Мы больше узнаем о нём, если музыка понравилась. Узнаем его другие сочинения.
Сейчас прозвучит музыка, которую вы наверняка слышали.
Э.Григ В пещере горного короля
Узнали? Это произведение написал норвежский композитор Эдвард Григ. Он очень любил природу Норвегии, народные сказки. А в них те герои, которых мы уже знаем: тролли, гномы, эльфы.
Эта музыка звучит в современном мультфильме Тролли, правда немного по-другому.
Как оценить хороша или нет музыка? Самое простое, это ответить нравится или не нравится, что нравится, какие чувства вызывает. Мы можем высказать свое мнение. В какой-то момент нравится спокойная музыка, а потом ритмичная, заводная. Какая музыка вам нравится? Какую любите слушать? Какая приятна или не приятна. Музыка имеет высоту, глубину, тембр, она быстрая или нет, она в мажоре или миноре, тихая или громкая. Всё это можно услышать и отметить для себя её качества.
Однажды я решила научиться играть на флейте. Мой кот Тихон смотрел, смотрел на меня, потом как прыгнет!! Я очень испугалась. Оказывается, кошки не любят такие звуки.
А когда мой муж играет на гитаре, наша кошка Люся всегда лежит рядом. Особенно она любит его голос)
Как привить любовь к музыке?Как полюбить музыку?
Я росла в семье, где много пели, папа играл на баяне, они с мамой пели на 2 голоса. У нас часто были гости, все любили петь. По радио и телевизору показывали концерты и транслировались спектакли. Родители водили нас в театр. В музыкальной школе преподаватели познакомили меня с новыми песнями и произведениями. Мне нравилось, когда на уроках преподаватель рассказывал про композиторов, истории создания произведений. Тогда я как будто жила с ними рядом, мне всё становилось понятно. Это такой мостик во времени, погружение в какую-то эпоху.
Когда я стала преподавать, я тоже всегда рассказывала самое интересное, чтобы вызвать эмоциональный отклик. Я видела по глазам, что детям нравится, у нас возникало общение и понимание, общая тема, симпатия.
У меня были разные ученики. Была одна девочка, Настя, Анастасия Прокошева. Она пришла заниматься в 4.5 года в эстрадную студию, где я вела младшую группу. Сейчас она солистка ансамбля ФСБ России, преподаватель вокала Академии имени Гнесиных в Москве, автор методических пособий и член жюри различных конкурсов. Она очень внимательно слушала, потом начинала выспрашивать: А почему это так? А кто так сказал? А почему так ответила? Мы разбирали весь текст подробно, и все завитки мелодии. Когда ей все становилось понятно, она очень хорошо пела. И сейчас, слушая ёё исполнение, я вижу, как она доносит мысль автора, как эстетично её выступление, чувственно, душевно.)
Прокошева Анастасия. Анатолий Новиков, слова В.Харитонова Верность( видео)
Готовясь к сегодняшнему выступлению, я задала вопрос своим ученикам: как правильно слушать музыку?
Одна из них Анна Салтыкова, вокалистка, работает в Пермском театре оперы и балета ответила так: Музыка - это полноценный язык и наша задача быть открытым. Мы в общении не всегда слышим собеседника, чувствуем интонации. А в музыке нужно быть еще более чутким. Конечно, уважительное отношение к произведению подразумевает под собой хоть небольшую теоретическую подготовку: историю создания, биографию композитора..
Но наивысше гениальная музыка нуждается лишь в нашей концентрации и погружении в неё…И ещё я заметила, что когда музыка звучит фоном, а не как отдельное действие, начинает мучить совесть: будто тебе говорят сокровенные вещи, а ты их слышишь фоновыми урывками. Музыка - это приглашение к диалогу, а не развлечение и дополнение.
Ещё один мой ученик Иван Останин, - звукорежиссёр Санкт-Петербургской государственной филармонии ответил так: Моя работа слушать и слышать.
Заместитель директора и преподаватель хоровой школы Глазовчанка г. Глазова Удмуртской республики Мария Корнилова, написала: На мой взгляд, самое правильное действие - это слушать музыку не в записи, а вживую, перед тобой рождающуюся, исполненную не фальшиво, не бездушно.
Моя ученица из Москвы Софья Салмина сказала, что классическую музыку нужно слушать внимательно, а современные песни просто так, можно и уроки делать, и просто чем-то заниматься.
Но есть и хорошие современные песни, которые нравится слушать еще и еще раз. Особенно песни из любимых мультфильмов.
Фрагмент Мульфильма Холодное сердце
Как нужно слушать музыку? Об этом расскажет София Соловьева. ( в телефоне) В тишине. Когда вы находитесь в концертном зале, то нельзя разговаривать, шелестеть обертками от конфет и шоколадок. Вспомните, как мы играли в шумовые звуки. И, конечно, отключить телефоны. Выразить свои восторги можно аплодисментами. А обсудить в перерыве или после концерта.
Вот такие нехитрые правила.
Кому было интересно? Кто расскажет родителям? Поблагодарить меня можно аплодисментами.
HYPER13PAGE HYPER15
1