Развитие ладовой интонации у младших школьников на уроках сольфеджио
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие ладовой интонации у младших школьников на уроках сольфеджио
Автор: Дерендяева Ольга Вениаминовна
Дерендяева Ольга Вениаминовна - преподаватель теоретических дисциплин высшей квалификационной категории, отличник народного просвещения
Сообщение
на городском методическом объединении преподавателей теоретических дисциплин
на тему: Особенности ладо-интонационной работы на уроках сольфеджио в младших классах.
Дата 1.11.2023 г
Научно-технический прогресс за короткий временной отрезок изменил нашу жизнь до неузнаваемости. Кроме плюсов он принес и минусы: обособленность, фиксированность внимания, блокировка восприятий, преобладание краткосрочной памяти над долгосрочной.
Можно винить родителей, мало общающихся с детьми, и покупающих им гаджеты, вместо того, чтобы вместе читать, петь, много гулять и общаться.
Само время, политику, когда мало оптимизма, позитивных целей и общения.
Никого винить не будем, посмотрим, что можно делать прямо сейчас.
Всем известно, что у нас 5 основных органов чувств. Вам не кажется, что их значительно больше? А как же ощущение времени, температуры окружающей и своей собственной, осознание тела, положение его суставов, ощущение пространства, То есть, восприятий у нас много.
Даже если говорить о звуке, то он не только высокий, средний, низкий. Он еще близкий или далёкий, поверхностный и глубокий, длинный и короткий, приятный и неприятный на слух, твёрдый, мягкий, резкий, спокойный, уверенный и неуверенный.
И вот тут мы говорим о желании пользоваться своими восприятиями и не желании. Восприятия тесно связаны с общением. Вся жизнь существует благодаря
1)общению между людьми,
2)человеком и жизнью (природой, другими формами жизни).
3)Человеком с самим собой (его думание, идеи),
4)общение с телом (уход за ним, побуждение его к движению, извлечения из него звуков..
И всё это при условии присутствия. Нахождения здесь и сейчас.
Погружение в настоящую жизнь с её обучением, трудом, путешествиями, играми и т.д. приносит только пользу. Погружение в маленькие экраны захватывает внимание, сужает мир, блокирует другие восприятия.
Как следствие - разобщенность, не умение находить общий язык, что-то делать самому, обособление.
Здесь 2 проблемы: 1. слишком большая погружённость во что-то и не замечание других вещей, их плюсов, их пользы.
2. Не умение из общего выделить главное. Отсутствие попытки проникнуть, посмотреть, узнать.
Что мы можем делать на сольфеджио, когда все монотонно бубнят? Мы можем нотку за ноткой увеличивать диапазон и делать голос выразительным. Начинаем с интонирования одной ноты, учим тянуть звук, поем попевки на одной нотке. Так и учим детей на маленьких попевках, как учили задолго до нас: Котя-Коток, Дон-дон. Затем добавляли еще одну нотку: Уж как шла лиса, Сорока-сорока, Дождик-дождик . кап, кап, кап. Нотку сверху, нотку снизу. Вот уже 3 нотки. Целая песенка: Баю-бай, У кота-воркота. Пение в мажоре, в миноре. Дошли до тетрахорда. Скок-скок, поскок, Встану рано поутру, Как под горкой. Вот так постепенно подбираемся к гамме.
Если эта работа хорошо проделана на начальном этапе, то дети хорошо, чисто интонируют более сложные песни.
И возьмем пение под фонограмму. Записано тяжелое (несколько дорожек инструментов) сопровождение и детский голос или голоса. Здесь только орать: кто кого…
Можно поспорить, что возникло раньше - пение или речь. Птицы поют, они не говорят. Ребёнок маленький издаёт (извлекает из тела) звуки, они монотонные, нытье, восклицание. Ещё не умея говорить, дети, если с ними общаются- схватывают интонацию и имитируют её. У кого проблемы с интонацией? В первую очередь у тех, кто отказывается общаться. Или с кем не общались. В речи мы подражаем голосам, интонациям, манере.
Так же дети подражают голосу преподавателя, когда мы что-то показываем, поправляем.
Так мы поём гамму в натуральном, гармоническом, мелодическом виде, устойчивые, неустойчивые ступени, вводные, опевание устойчивых ступеней, разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, пение тетрахордами вверх и вниз. Пение ступеней, интервалов, разрешаем неустойчивые ступени в интервалах в устойчивые.
Учим видеть в нотах песен эти ступени, интервалы, скачки на интервалы, движение по звукам трезвучия и его обращений, по звукам главных трезвучий и их обращений, чтобы хорошо читать с листа. В этом нам помогают пособия: клавиатура, инструмент, жесты, показ звуковысотности, пение по руке. Вот такая дотошная, повседневная работа над интонацией. Где это пригодится? Прежде всего, на хоре. Хор должен чисто петь. На специальности: преподаватели -инструменталисты добиваются чистоты интонирования на любом инструменте, особенно на струнных, духовых инструментах. Кто лучше запомнит текст, тот, кто механически выучил или тот, кто пропевал мелодию, тему, подголоски?
Все приёмы, направленные на диалог хороши.
Показ учителя, затем повтор детей. Показ учеником, повтор детьми. Особенно хорошо, когда это проходит в игровой форме. Есть такая песенка по ролям �Игра в гостей�. Мотив из 5 нот повторяется одними и другими:
-Здрасьте, здрасьте, мы вас ждём
-Промочило нас дождём.
-Ожидали мы гостей
-Мы промокли до костей
-Где ваш зонтик
-Потеряли
-Где калоши
-Кот унёс
-Где перчатки
-Скушал пёс. И т.д.
Песня Эй.кузнец - молодец тоже построена на диалоге.
Чтение с листа, выучивание номеров наизусть, пение с подобранным басом (Т,S.D), пение отдельных ступеней, последовательности ступеней, интервалов, интервальных последовательностей, аккордов, подбор небольших мелодий на слух, приведение мелодии в тонику ( завершение мелодии), сочинение собственной мелодии на зерно-интонацию - все развивает ладовый слух, делает учащихся увереннее в способности петь не только в хоре, но и сольно.
Все виды творчества хороши, они развивают фантазию, делают урок интересным, а учащихся создателями, творцами.